Вопрос 14. Философия раннего эллинизма.
С конца 4 в. до н. э. в античном обществе разразился длительный кризис экономический, социальный, политический. Кризис этот привел к утрате Афинами и другими греческими городами-государствами, или полисами, политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром Македонским. Крушение полиса привело к радикальному перевороту в греческом духовном мире. Полисный идеал сменился космополитическим, в котором отечеством становился весь мир. Политика и государство превратились в морально индифферентные феномены, этика перестала служить политике. Тождество человека и гражданина было нарушено; появился индивид как единичный и эгоистически-автономный человек.
Эллинская культура переросла в эллинистическую. Эллинистическая эпоха богата на философские школы и течения. Главные среди них эпикуреизм и стоицизм.
Эпикур представитель античного атомизма. Принимая исходные положения Демокрита, Эпикур стремился доказать, что причинная необходимость всех явлений, как на том настаивал Демокрит, не отрицает возможности человеческой свободы. Теория познания Эпикура сенсуалистична. Чувства не ошибаются, заблуждения «всегда лежат в прибавлениях, делаемых мыслью», т. е. они проистекают из произвольного толкования ощущений.
Своей известностью в истории человеческой культуры Эпикур обязан этике. Философия, считал мыслитель, имеет цель. Эта цель счастье человека. Критерий же счастья в чувстве удовольствия. Последнее трактуется не столько как чувственное наслаждение, сколько как избавление от физической боли, беспокойства души, страданий и оков принуждения.
В конце 4 в. до н. э., уже после основания «Сада», в Афинах родилась другая школа, которой было суждено стать знаменитейшей. Основателем ее был Зенон из Китиона, молодой семит, родившийся на острове Крит. Не будучи афинянином, Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтому он проводил свои лекции в некоем Портике. По гречески Портик "Стоя", поэтому приверженцев школы стали называть стоиками. Принято различать три периода в истории Стои: древний: конец 4 в. - 3 в. до н. э. (Зенон, Клеанф, Хрисипп); средний: 2-1 вв. до н. э. (Панэций, Посийдоний); римский: 1- 2 вв. н. э. (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).
Так же, как и эпикурейцы, стоики главной задачей философии считали создание этики, опирающейся на физику и теорию познания.
У стоиков мир есть единое тело, пронизанное одушевляющим его огневидным дыханием «пневмой», Логосом, Богом. «Бог созидающий, разумный огонь, временами порождающий космос, содержащий в себе семена разумные всех вещей, согласно которым рождается все», гласит один античный источник. Как видно уже из приведенной цитаты, стоики полагали, что развитие мира происходит циклически. Каждый цикл начинается с космического воспламенения. Мир, сгорая, очищается, остается лишь пламя. На пепле возрождается новый мир, все повторяется сначала.
Поскольку все вещи без исключения суть продукты божественного начала, то, стало быть, все глубочайшим образом разумно, неизбежно и необходимо, все совершается так, как задумано. Нельзя хотеть, чтобы было иначе. Свобода мудреца в этих условиях состоит в согласовании собственных велений с естественным порядком вещей, с тем, чего хочет судьба, в рациональном или осмысленном принятии ее. «Судьба согласного с ней ведет, противящегося тащит», говорил Сенека.
- Вопрос 1. Предмет философии. Функции и сущность философии, ее место и роль в культуре.
- Вопрос 2.Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- Вопрос 3. Основные направления в философии: материализм и идеализм, их виды.
- Вопрос 4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика, их разновидности.
- Вопрос 5. Становление философии. Основные этапы развития философии: общая характеристика.
- Вопрос 6. Общая характеристика философии древнего Китая.
- Вопрос 7. Общая характеристика философии древней Индии.
- Вопрос 8. Античная философия. Основные направления и школы античной философии.
- Вопрос 9. Гераклит и элеаты.
- Вопрос 10. Школа Пифагора.
- Вопрос 11. Философское учение Сократа.
- Вопрос 12. Платон.
- Вопрос 13. Аристотель.
- Вопрос 14. Философия раннего эллинизма.
- Вопрос 15. Общая характеристика средневековой философии.
- 1. Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности.
- 2. Креационизм.
- 3. Провиденциализм. Время.
- 4. Символизм. Средневековая герменевтика.
- 5. Реализм и номинализм.
- 6. Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа.
- 7. Средневековая теодицея.
- Вопрос 16. Религиозное учение Августина Блаженного.
- Вопрос 17. Философия Фомы Аквинского (томизм).
- Вопрос 18. Специфика философии эпохи Возрождения.
- 1. Антропоцентризм - принцип возрожденческой философии.
- 2. Человек - творец, художник.
- 3. Гуманизм.
- Вопрос 19. Становление научной картины мира.
- Вопрос 20. Социально-политические идеи эпохи Возрождения.
- Вопрос 21. Философия эпохи нового времени: общая характеристика. Учение ф. Бекона и р. Декарта о познании.
- 1. Философия Бэкона.
- 2. Философия Декарта (картезианство).
- Вопрос 22. Особенности философии английского Просвещения (д. Юм, Дж. Беркли).
- Вопрос 23. Философия французского Просвещения.
- Вопрос 24. Общая характеристика классической немецкой философии.
- Вопрос 25. Гносеология, этика и антропология в философском учении и. Канта.
- Вопрос 26. Философско-диалектическая система Гегеля.
- 1. Философия Гегеля.
- Вопрос 27. Антропологический материализм Фейербаха.
- Вопрос 28. Возникновение марксистской философии: сущность и специфика.
- Вопрос 29. Общая характеристика и основные этапы русской философии.
- 2. Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства).
- 3. Русская философия XII – XVII вв.
- 4. Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).
- 5. Основные направления русской философии XIX в.
- 6. Основные направления русской философии хх в.