logo
фил

12) Философская система и диалектика г. Гегеля.

Продолжал диалектические идеи Какнта, Фихте, Шеллинга. При этом противник кантовского агностицизма и априоризма. То есть вопреки Канту познание сути возможно.

Философия Гегеля – максимально рационализированный и логизированный идеализм.

Особенности: пантеизм (божественная мысль пронизывает весь мир, составляя сущность каждой вещи); панлогизм (объективное божественное начало строго логично) и диалектика.

Познание носит рационально-понятийный характер (расхождение с Шеллингом).

В качестве субъекта знания выступает субстанция – субъект.

Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Все действительное разумно, а все разумное действительно.

Ф. система Гегеля делится на 3 части:

- логика

- ф. природы

- ф. духа (к ней примыкают ф. права, ф. истории, эстетика, ф. религии, история ф.)

1. Логика – закономерное движение понятий (категорий), выражающий содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития. Это система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом.

Логика – абсолютный дух, как он существует «в себе», или «идея в себе».

Логические категории взаимосвязаны и переходят друг в друга.

Например, тождество бытия и мышления представляют собой субстанциональное единство мира. Мышление и бытие подчиняются одним и тем же законам.

Разум, мышление – первооснова мира. В основе своей мир логичен, существует по законам, присущим мышлению.

Абсолютная идея – объективное абсолютное мышление, движущая сила всего сущего. А.и. – это Тождество мирового разума с многообразным миром явлений, содержащий в себе и многообразие действительности.

Действительность по Гегелю – развертывание абсолютной идеи в категориях.

Логику Гегель подразделяет на учение о бытии, сущности и понятии. Бытие и ничто переходят друг в друга, создавая третью категорию – становление. В этом процессе три основных момента бытия, его триада: бытие (тезис), ничто (антитезис), становление (синтез). Это диалектическая триада, движение понятий подчиняется законам диалектики.

2. Ф. природы (натурфилософия Гегеля) – природа, это дух в своем «инобытии», как он является чем-то внешним для себя.

3. Ф. духа – дух, достигший «себя в себе т для себя» и завершивший свое необходимое развитие.

Высшую ступень развития «абсолютной идеи» составляет «абсолютный дух» –человечество, человеческая истори.

Система Гегеля – это движение абсолютной идеи к самопознанию, метод – диалектика, т.е. рассмотрение мира как развивающегося через единство и борьбу противоположностей.

Гегель возвращает ф. в ее первоначальный, греческий смысл, считая ф. учением об основах всего сущего.