Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
Научный язык весьма специфичен. В нем много понятий и терминов, имеющих хождение только в научной среде. От степени владения понятийным аппаратом науки зависит, насколько точно, грамотно и ясно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт, оказать должное воздействие на читателя своего научного сочинения.
Ниже приводятся основные общенаучные понятия и термины, овладение которыми должно помочь начинающему исследователю более точно понимать результаты научных исследований других авторов и более однозначно выражать свои.
Абсолютное (англ. Absolute) — безусловное по своей сущности и безотносительное к чему-то внешнему (например, абсолютное пространство и время в классической механике И.Ньютона).
Абстрагирование (англ. Abstracting) — прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей деятельности мышления является образование абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы.
Автор защищает (англ. The author protects, basic results) – рубрика во введении описания научно-исследовательской работы (одновременно – в разделе «Общая характеристика работы» автореферата), в которой приведен перечень основных полученных автором результатов, которые автор выносит на публичную защиту.
АВТОРЕФЕРАТ (англ. the author's abstract) — краткое изложение научного произведения самим автором, напр. А. диссертации на соискание ученой степени, А. (доклад) дипломной или курсовой работы и др. *См. реферат.
АКСИОМА (англ. axiom, от греч. axioma) – 1) положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности или (в математич. системах) принятой условности; 2) исходное положение теории. Логический вывод позволяет переносить положения аксиом на выводимые из них следствия.
Актуальность (англ. Urgency, от лат. actualis деятельный) – важность в настоящее время, безотлагательность, требование своего разрешения, напр. актуальный вопрос – назревший, требующий разрешения вопрос.
Актуальность темы исследования (англ. Urgency of a theme of research) – важность темы исследования в настоящее время, безотлагательность, требование своего разрешения. А.т.и. предполагает связь ее с важными научными и прикладными задачами, является одним из основных критериев при его экспертизе и означает, что поставленные в исследовании задачи, требуют скорейшего решения для практики или соответствующей отрасли науки. *А.т.и. может быть обоснована в научном и в прикладном значениях, при этом показывается, какие задачи стоят перед теорией и практикой в аспекте выбранной темы исследования при конкретных условиях; что сделано, и что предстоит сделать в данном исследовании. На этой основе формулируются проблемная ситуация и выделяется проблема исследования. *А.т.и. в научном аспекте означает: 1) уточнение, развитие и разрешение проблемы исследования возможны и остро необходимы в современных условиях; 2) теоретические положения исследования позволят снять существующие разногласия в понимании процесса или явления; 3) гипотезы и закономерности, выдвинутые в исследовании, позволяют обобщить известные ранее и полученные исследователем эмпирические данные. *А.т.и. в прикладном аспекте означает: 1) задачи прикладных исследований требуют разработки вопросов по рассматриваемой теме; 2) существует настоятельная потребность решения задач исследования по рассматриваемой теме для нужд общества, практики и производства; 3) исследование по рассматриваемой теме существенно повышает качество разработок творческих, научных коллективов в определенной отрасли знаний; 4) новые знания, полученные в исследовании, способствуют повышению квалификации кадров или могут войти в учебные программы обучения.
АКТУАЛЬНЫЙ (англ. Actual лат. actualis деятельный) – 1. важный в настоящее время, назревший, требующий своего разрешения (напр. А. вопрос, А. тема). 2. Существующий, проявляющийся в действительности; противоп.– потенциальный.
АНАЛИЗ (англ. Analysis; Review, от греч. analysis – разложение) – 1) Расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы (декомпозиция) с целью исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, cocтавных частей. А. неразрывно связан с противоположным – синтезом (соединением элементов в единое целое), см. закон единства анализа и синтеза. 2) Синоним научного исследования вообще. 3) Определение состава вещества (химический анализ, анализ крови). 4) В формальной логике – уточнение логической формы (структуры) рассуждения.
В значениях 1) и 2) А. является функцией управления, осуществляемой как на макроуровне (на уровне народного хозяйства данной страны или мирового хозяйства), так и на микроуровне (на уровне отдельного предприятия и его подразделений): 1а) В бизнесе – метод научного исследования с элементами практики по выявлению причин, состояния, последствий бизнес-деятельности, проводимой бизнес-структурой; проводятся специалистами, например, А. влияния факторов (Impact analysis), А. доходов и расходов (Income-expenditure analysis) и т.д. А. кладет начало цепочке – оценка-рекомендация-решение; 2а) Исследование и оценка рыночных возможностей фирмы в процессе ее взаимодействия с макросредой и микросредой; А. возможностей производства и сбыта; А. намеченных контрольных показателей продаж, издержек и прибыли с целью установить, соответствуют ли замысел товара и стратегия маркетинга целям фирмы; А. внешней среды – метод маркетинговой деятельности, позволяющий выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему; А. маркетинговых затрат, плана маркетинга, показателей производственной и сбытовой деятельности.
Аналогия (англ. Analogy) — рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод о возможном их сходстве и по другим признакам. Является одним из вспомогательных методов познания, используется для выдвижения гипотез, доказательной силой не обладает.
Аннотация (англ. The summary от лат. annotatio) – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., часто с критической оценкой ее.
Апробация (англ. Approbation, от лат. approbatio) – одобрение, утверждение, основанное на проверке, обследовании, испытании, обсуждении.
Апробированный (англ. Approved от лат. approbatio) – получивший одобрение, утверждение, основанное на проверке, обследовании, испытании, то есть прошедший апробацию.
Аспект (англ. Aspect, perspective) — угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
Валидный (англ. Valid) — (в социологии) – действительный, пригодный для применения в данных условиях.
Верификация (англ. Verification) — проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом.
Генезис (англ. genesis, origin, source) — процесс образования и становления какого-либо природного или социального явления.
ГЕРМЕНЕВТИКА (англ. art of interpretation of texts, the doctrine about understanding, от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий), искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея течениях философии кон. 19 — 20 вв.— учение о «понимании» как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках).
Гипотеза (англ. Hypothesis, от греч. hypothesis – предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и процессов и требующее проверки на опыте или научных (например, математических, логических и др.) доказательств на основе полученных фактов для того, чтобы стать научной теорией. *Выдвижение гипотез часто предопределяет логику процесса исследования, поскольку исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Выдвигаемые гипотезы должны обладать таким свойством как научная новизна.
График (англ. The schedule, от греч. graphikos – начертанный) – 1) условное изображение зависимостей между величинами, например зависимостей функций от аргументов (определяющих факторов); 2) производственный график – календарный план выпуска продукции; 3) транспортный график – график движения транспортных средств; 4) сетевой график – графическое изображение последовательностей работ, на котором указываются и их временные характеристики (ранние и поздние начала, ранние и поздние окончания, полные и свободные резервы и, возможно, ряд других).
Градиент (англ. The Gradient) – это вектор, который по численному значению и по направлению характеризует наибольшую скорость возрастания скалярной функции .
Пояснение. Пусть задана функция в трехмерном пространстве. Вектор с проекциями на оси называется градиентом функции и обозначается
, где есть частная производная функции по переменной , Градиент не зависит от выбора координатных осей.
ДЕДУКЦИЯ (англ. deduction, от лат. deductio — выведение), вывод по правилам логики; цепь умозаключений, звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) Д. являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки Д. истинны, то истинны и ее следствия. Д.— основное средство доказательства.
Диаграмма (англ. The diagram, от греч. diagramma – изображение, рисунок, чертеж) – один из способов графического изображения, показывающий соотношение каких-либо величин. Различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. Наиболее простыми для восприятия являются линейные диаграммы, а из плоскостных - столбиковые и секторные.
Доказательство (англ. proof, evidence; argument (довод)) — установление (обоснование) истинности высказывания, суждения, теории. В логическом доказательстве аргументация проводится по правилам и средствам логики.
ДОКЛАД (англ. the report) – 1. Публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему (научный д., д. правления, прения по докладу). 2. Устное или письменное сообщение руководителю о служебном деле (д. директору, д. командиру). 3. Устное сообщение секретаря, швейцара и т. п. о приходе посетителя (без доклада не входить).
Задача (англ. Task; Problem) – 1. То, что требует исполнения, разрешения – цель, которую стремятся достигнуть; задание, поручение. Например, З. исследования (Research task), З. торгов (Bargaining problem). Постановка З. ведет к проведению анализа, оценке, разработке рекомендаций, принятию решения, контролю за ее исполнением.
2. Вопрос, данный для решения, упражнение, которое выполняется, решается посредством умозаключения, вычисления и т. п. (решить задачу, алгебраическая З., шахматная З).
Задачи исследования (англ. Research problems, от греч. problёma задача, задание) – в плане научной работы, а также в ее описании (реферате, автореферате) – задачи, решение которых обеспечивает достижение поставленной в работе главной цели.
ЗАКОН (англ. Law) – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. 3. выражает общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода, класса. Существуют три основных группы 3.: специфические, или частные (напр., 3. сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (напр., 3. сохранения и превращения энергии); всеобщие, или универсальные (3. диалектики). Между общими и частными 3. существует взаимосвязь: общие 3. действуют через частные, а последние представляют собой проявление общих. 3. носят объективный характер, существуют независимо от сознания людей. Познание 3. составляет задачу науки, выступает основой преобразования людьми природы и общества.
ЗАКОН (юрид.) (англ. act, statute) – нормативный акт, принятый высшим органом гос. власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе.
Закономерность (общественная) (англ. regularity, pattern, rule, appropriateness (social)) — повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса.
Идея (англ. Idea) — определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п. От других форм мышления и научного знания (понятие, теория и др.) идея отличается тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.
Измерение (англ. measuring, measurement, dimension) — операция, в основе которой лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных характеристик.
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО (англ. patent law) — совокупность норм, регламентирующих отношения, связанные с созданием и использованием изобретений и рационализаторских предложений. К И. п. примыкают нормы о npaвовой охране открытий, и промышленных oбразцов.
Изобретение (англ. Invention) — новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области техносферы, социально-культурного развития, обороны, дающее положительный эффект. Согласно теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) И. должно устранять какое-либо техническое противоречие.
Право на изобретение удостоверяется авторским свидетельством или патентом.
Индикатор(ы) (англ. Indicator(s) от позднелатинского indicator — указатель) – прибор (устройство), совокупность обстоятельств, показателей различной природы, отображающих состояние или динамику изменений параметров контролируемого (изучаемого) процесса или объекта в форме, удобной для восприятия человеком или машиной.
Индукция (англ. Induction от лат. inductcio – наведение) – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Различают полную И., когда обобщение относится к конечно-обозримой области фактов, и неполную И., когда оно относится к бесконечно- или конечнонеобозримой области фактов.
Инструментарий исследования (англ. methodology and methods, toolkit of research) – методология и методы, применяемые в исследовании.
ИНТУИЦИЯ (англ. feeling, insight, intuition от лат. intueor — пристально смотрю) – способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Информация (англ. The information, от лат. informatio — осведомление, сообщение, разъяснение по поводу фактов и событий) –
(широко применяемое определение, по сути являющееся тавтологичным): сведения, передаваемые между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; сигналы связи в животном и растительном мире; признаки, передаваемые от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация); и, соответственно, одно из основных понятий кибернетики (информация – основа управления).
(предлагаемое базовое нетавтологичное определение): естественный или искусственный результат отражения материи, энергии и мыслей (в виде сведений (знаний), сигналов (условных знаков)), используемый для восприятия объектами живой природы и/или техносферы.
Если энергию и мысли считать проявлениями материального мира, то кратко дефиницию информации можно дать нижеследующим образом.
(предлагаемое краткое базовое определение): результат отражения материального мира, используемый для восприятия его другими объектами этого мира.
И., используемая в менеджменте, возникает в процессе функционирования социальной организованной системы и существует в виде отчетов, письменных и устных докладов и распоряжений, всевозможных сообщений на совещаниях, в индивидуальных беседах, деловой переписке, в поступающих инструкциях, литературных источниках и т.д.
По мере развития информационных технологий управления (иту) требования к формализации информации (представлению в виде данных) для ее обработки, хранения и передачи ослабевают: постепенно иту приспосабливают (обучают) работать с любого вида информацией.
ИССЛЕДОВАНИЕ научное (англ. investigation, research; exploration) – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня — эмпирический и теоретический. Наиболее распространённым является деление И. на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ (англ. research of operations) – прикладное направление кибернетики, используемое для решения организационных (в т. ч. экономических) задач (распределения ресурсов, управления запасами, упорядочения и согласования и др.). Главный метод — системный анализ целенаправленных действий (операций) и объективная (в частности, количественная) сравнительная оценка возможных результатов этих действий. И. о. основывается на математическом аппарате оптимального программирования, теории массового обслуживания, математической статистике, теории игр и др.
Исследовательская специальность (часто именуемая как направление исследования) (англ. research speciality) – устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.
Исследовательское задание (англ. The research task) – назначенный для выполнения комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности.
Истина (англ. Truth) – то, что существует в действительности, отражает действительность, правда — правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания. Истина объективна по содержанию, но субъективна по форме — как результат деятельности человеческого мышления.
kатегории (англ. Categories от греч. Kategoria — высказывание; признак) (филос). — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. К. образовались как результат обобщения исторического развития познания и общественной практики.
Классификация (англ. Classification; Allocation) – 1. Выделение показателей, индексов; индикаторов; параметров; категорий; признаков и критериев, позволяющих осуществить типологию – вычленение типов, форм, видов и разновидностей и т.д., т.е. разложить сложные явления и процессы на составляющие более дробные единицы для лучшего понимания их сущности и проявлений, грамотного объяснения многообразия и иерархии связей и зависимостей, например, К. товаров и услуг (Classification of goods and services) и др.; 2. Группировка объектов (или признаков), в результате которой сформированные классы описываются показателями, внешними по отношению к рассматриваемой системе “объект-признак”.
Концепция(и) (англ. Concept(ion); Conceptions; Idea) – 1. Система взглядов, понимания процессов, требующая введения научного понятийного аппарата – рабочего аппарата (инструментария) для специалистов; единый замысел; определяющая идея; ведущая мысль. Например, концепция маркетинга, концепция товара, предварительная К. (Provisional concept) и т.д.; 2. Комплекс основополагающих идей, правил, основных положений, принципов, раскрывающих сущность и взаимосвязи данного явления или системы, дающих целостное представление о явлении или событии, способствующих их пониманию и определяющих методологию и организацию практической деятельности, позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы, формированию стратегии фирмы, установлению правил поведения личности; 3. Генеральный замысел, определяющий стратегию действий при реализации проектов, планов, программ и т.п.; 4. Система взглядов на процессы и явления в природе и обществе.
КОНЪЮНКТУРА (англ. Current situation от лат. conjungo — связываю, соединяю) – сложившаяся обстановка, создавшееся положение, временная ситуация в какой-либо области общественной жизни (напр., междунар. К.).
Метод (англ. Method) (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности; вообще – приём, cnocoб или образ действия, например, практического осуществления чего-либо. Поточный метод производства. *М. в бизнесе – способ, прием исследования (препарирования) явлений, процессов; образ действий, деятельности. Например, М. анализа (Method of analysis), М. группировки (Method of grouping), М. индексов (Index method) и т.д. *См.: Методика; Методы управления.
Метод исследования (англ. Method of research) — способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.
Методика (англ. Procedure; Methods) (от греч. methodike) – 1) совокупность методов, приемов, cnocобов целесообразного проведения какой-либо работы; 2) отрасль педагогической науки; излагает правила и методы преподавания какого-либо отдельного учебного предмета (методика языка, методика арифметики в т.д.). *М. в бизнесе – система как совокупность методов, приемов, способов целесообразного проведения каких-либо работ или оказания услуг.
Методика исследования (англ. Technique of research) — система конкретных приемов или способов осуществления какого-либо исследования.
Метод моделирования (англ. Modelling) – метод исследования, при котором изучаются не сами объекты, а их модели, после чего результаты исследования переносятся с модели на объект по принципу подобия.
Сущность метода моделирования состоит в создании аналога изучаемого объекта (предмета, процесса, явления), в котором бы были отражены важнейшие его особенности, внутренние структурные и причинно-следственные взаимосвязи, закономерности и условия развития, а также минимизированы искажения, привнесенные моделью в представления о моделируемом объекте.
Методология (англ. Methodology, от греч. methodos – метод и logos – учение, наука) – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; совокупность методов, применяемых в отдельных науках (напр., М. исследования в билологии); М. науки – учение о методе научного исследования (о принципах построения, формах и способах научного познания).
МОДЕЛИРОВАНИЕ (англ. Modelling) – построение моделей реальных объектов и процессов (построение описаний, условных образцов, аналогов). При М. воспроизводятся свойства, связи, тенденции исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять решение.
Модель (англ. Model) – образ объекта: 1. Образец, например, изделия, рекомендованного для массового производства; 2. Тип конструкции; 3. Предмет в уменьшенном или увеличенном виде (физическая модель); 4. Схема, изображающая предмет, явление, процесс, например, в бизнесе, изучаемые как их аналог; 5. Математическая модель, отражающая значимые зависимости функционирования объекта от определяющих факторов.
Модели могут быть материальными (образцы, физические модели) и идеальными (схемы, описания конструкций, логические, математические и др.).
Модератор (англ. Moderator, от лат. moderator – держащий в повиновении) – 1. Приспособление для приглушения звука в рояле или пианино; 2. Ведущий беседу, председательствующий (социол.).
Наблюдение (англ. Observation) – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Наука (англ. Science) – система знаний о явлениях и процессах объективного мира и человеческого сознания, их сущности и законах развития. Наука как социальный институт есть сфера деятельности людей, в которой вырабатываются и систематизируются научные знания о явлениях природы и общества.
Науковедение (англ. Science of Science) – раздел науки, изучающий закономерности функционирования и развитие науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.
Научная новизна (англ. Scientific novelty) – отличительная особенность от известного ранее, она может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительной аргументации, показом возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики, так и с новыми идеями, впервые выдвигаемыми исследователем (Н.н. исследования, гипотезы, полученных результатов). *Выявить и определить новизну позволяет: 1. Обстоятельное изучение литературы по предмету исследования, с анализом его исторического развития; 2. Рассмотрение существующих точек зрения, их критический анализ и сопоставление в свете новых задач исследования; 3. Детализация известного процесса, явления. *Подробный анализ практически любого, интересного в научном или практическом отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.
Научная тема — то же, что и тема исследований.
Научная теория (англ. Scientific theory) – система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.
Научное исследование (англ. Scientific study) – целенаправленное познание, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Научное познание — то же, что и научное исследование.
Научное предвидение (англ. Scientific foresight, prevision) – определение и описание на основе научных законов будущих явлений природы и общества, которые не известны в данный момент, но могут возникнуть в будущем.
Научный факт (англ. Scientific fact) – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.
Обобщение (англ. Generalization) – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.
Объект (англ. Object, от лат. objectum – предмет) – 1. То (лицо, предмет (например, система) или явление (например, деятельность, процесс)), на что направлены отношения (О. наблюдения, желания, обожания), деятельность (О. исследования); 2. Философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объективная реальность, существующая независимо от человека и его сознания, выступает как О. для познающего индивида в формах его деятельности, языка и знаний, выработанных в ходе исторического развития общества.
Объект исследования (англ. Object of research) – объект (деятельность или процесс, продукция, организация, система, лицо или любая комбинация из них и др.), на котором исследуется то, что является предметом исследования (свойства, закономерности, отличительные особенности и др.). *О. и. представляет область научных изысканий, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Это система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, в рамках которой зарождается проблема. О. и. – в широком смысле, носитель той или иной проблемы, определенная реальность, не зависящая от исследователя.
Оппонент (англ. opponent, от лат. opponens (opponentis) – противополагающий, возражающий) – 1) противник в споре; 2) лицо, оппонирующее (возражающее пропоненту) докладчику или диссертанту в процессе защиты.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ (дефиниция) (англ. definition) — 1) установление смысла незнакомого термина (слова) с помощью терминов (слов) знакомых и уже осмысленных (номинальное О.) или путём включения в контекст знакомых слов (контекстуальное О.), или явного формулирования равенства (явное, или нормальное, О.), в левую часть которого входит определяемый термин, а в правую — определяющее выражение, содержащее только знакомые термины. 2) Уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика (реальное О.). 3) Введение в рассмотрение нового предмета (понятия) посредством указания на то, как этот предмет построить (получить) из предметов данных и уже известных. В последнем случае О. принимает вид системы определяющих соотношений (схем, равенств) или «шагов перехода» (шагов индукции) от явно определённого и известного к искомому неизвестному (рекурсивные и индуктивные О.).
Открытие научное (англ. discovery) – новое достижение в процессе познания природы и общества, выражающееся в установлении неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания. О. н. является объектом правовой охраны.
Парадигма (англ. Paradigm, от гр. paradeigma ~ пример, образец): 1. Понятийная основа, которую принимает сообщество ученых и специалистов; она обеспечивает их схемами проблем и их решениями; исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, принятых в определ. историч. период в научном мире; 2. Совокупность мыслей, восприятий и ценностей, которые создают определенное видение реальности, являющейся основой для самоорганизации общества; научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; 3. Пример из истории, взятый для сравнения, обоснования.
Смена парадигмы рассматривается как научная революция.
ПОНЯТИЕ (англ. concept(tion)) – 1) (филос.) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция П.— выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. 2) В логике — мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфичным для них признакам.
Постановка вопроса (англ. Statement of a question) – при логическом методе исследования включает в себя, во-первых, определение фактов, вызывающих необходимость анализа и обобщений, во-вторых, выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование связано с определением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпадают из ее поля зрения. Обобщение их составляет содержание постановки вопроса. От факта к проблеме — такова логика постановки вопроса.
Потенциальный (англ. Potential) – существующий в потенции, возможный.
практическая значимость исследования (англ. the practical importance of research, practical value, practical utility of research) – один из критериев качества исследования – критерий полезности – аргументы, которые используются при обосновании практической значимости: наличие 1) положительных результатов использования разработок исследования в обществе, отдельном коллективе, производстве, отрасли науки, какой-либо практике; 2) практических рекомендаций для построения некоторой системы, сценария по достижению результата; 3) рекомендаций, содержащихся в исследовании; 4) предложений, позволяющих совершенствовать методику исследования.
Предмет исследования (англ. The maintenance(contents) of research) – то, что изучается на объекте исследования (свойства, зависимости, стороны, отношения, и процессы данной реальности (т.е. данного объекта), функции, качество, особенности поведения, которые исследователь желает выявить, и выделяет для целенаправленного изучения).
П. и. представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. П. и. более узок и конкретен; благодаря его формулированию из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющиеся непосредственным предметом исследования. П. и., как правило, находится в границах объекта исследования. В первом приближении, объект и П. и. соотносятся между собой как общее и частное.
В одном и том же объекте может быть выделено несколько предметов исследования. Равно как один и тот же предмет исследования может изучаться на нескольких объектах.
В состав П. и. может войти и инструмент получения нового научного знания об объекте исследования, если он (инструмент) обладает существенными признаками новизны.
П. и. как результат исследований представляет собой новое научное знание об объекте исследования, полученное в результате научных изысканий.
Прикладные научные исследования (англ. Applied scientific researches) – исследования, направленные на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Принцип (англ. principle) – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Проблема (англ. Problem, от греч. problёma задача, задание) – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
П. в научном смысле - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых имеет практический или теоретический интерес. Она выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является следствием новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов практики, которые требуют: выхода за пределы уже полученных знаний. Таким образом, в науке проблемой принято называть вопрос, способ декомпозиции которого с целью сведения к известному знанию требует научного исследования. Разрешение проблемы в результате научного исследования является целью исследования. Научная П. – противоречие между осознанием научно-познавательной или практической потребности и незнанием способов ее удовлетворения. Соответственно, основная цель исследования определяется как теоретико-прикладная (поиск типового решения проблемы с последующим его приложением к практике) или преимущественно прикладная, т.е. связанная с решением практических вопросов (например, регулированием определенных социальных процессов).
В области социально-экономических наук проблемы различают в соответствии с целью исследования на проблемы гносеологического (логико-познавательного) и предметного характера. Гносеологические проблемы - это проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения идеологической и управленческой функций социальных явлений и процессов. Здесь проблемы порождены недостатком знаний. Предметные проблемы – противоречие, вызванное столкновением интересов той или иной группы населения, социальных институтов, побуждающих их к действиям, дестабилизирующие их жизнедеятельность. По своему носителю проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и др. групп, социальных институтов, производственных предприятий, государственных учреждений и т.д.
В менеджменте П. – несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному (запланированному). Проблема может быть стратегической или текущей; внезапной (даже катастрофической) или плановой; объективной или субъективной (созданной человеком); технической, экологической, социальной, организационной, психологической, экономической, безопасности и т.д.
Для устранения несоответствия, т.е. разрешения проблемы (если она разрешима) последняя разлагается на части – задачи (подвергается декомпозиции) до получения упорядоченной сети или последовательности задач, решение которых можно получить известными методами, и решение которых обеспечивает разрешение проблемы в целом.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (англ. Problem situation) – проблема с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов (совокупность проблемы и ситуации: проблема на своем фоне). Разрешение проблемной ситуации осуществляется согласно методологии мягких систем.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (англ. Forecasting; Prognostication) – процесс разработки прогнозов, т.е. научно обоснованного суждения о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития и сроках существования. П. в системе управления является предплановым этапом разработки управленческого решения, управления проектами.
Различают точечное П. и интервальное П.: точечное П. показывает среднее ожидаемое значение, или среднюю ожидаемую траекторию изменения исследуемого показателя; интервальное П. ориентировано на построение доверительных интервалов для ожидаемых значений или ожидаемых траекторий изменения исследуемого показателя.
Также различают П. исследовательское и нормативное: исследовательский прогноз строится в предположении естественного переноса в будущее наблюдаемых тенденций развития объекта исследования, нормативный прогноз строится в предположении обеспечения нормативных сдвигов определяющих факторов с целью получения лучших результатов развития управляемого объекта.
Иное деление получают в зависимости от базы, на которую опираются используемые методы: статистическое П. (на основе наблюдений за естественным ходом изучаемых процессов или результатами специально поставленных опытов), экспертное П. (на основе анализа и обобщения мнений специалистов), функционально-факторное П. (на основе построения функций отклика, т. е. моделирования исследуемых показателей развития объекта от определяющих факторов и анализа тенденций изменения этих факторов), комбинированное П. (комбинирующее ранее названые методы с учетом наличия тех или иных данных для построения прогноза).
К простейшим статистическим методам П. можно отнести: индексный; экстраполяции; корреляционного, регрессионного анализа и построения трендовых моделей.
К экспертным методам П. можно отнести: анкетирование, метод оценки технических стратегий, метод функционально-стоимостного анализа.
К функционально-факторным методам П. можно отнести факторный анализ, метод оптимального планирования экспериментов.
К комбинированным методам П. можно отнести: нормативный; параметрический; прогнозирования с использованием интервального нормирования длительности производственных процессов и т.д.
Следует заменить, что между названными классами методов П. иногда нет четких границ, иначе говоря, часто используемые методы в каком-то смысле являются комбинированными. К широко применяемым методам П. относятся: нормативный, экспериментальный, параметрический, экстраполяции, индексный, экспертный, оценки технических стратегий, функциональный, комбинированный и др.
Задачи П.: анализ и выявление основных тенденций развития в данной области, выявление факторов, оказывающих существенное влияние на исследуемую величину; выбор метода П. и периода упреждения прогноза; П. показателей качества объекта; прогноз параметров организационно-технического уровня производства и элементов внешней среды.
ПРОпонент (англ. oproponent, от лат. proponens (proponentis) – утверждающий) – 1) выдвигающий утверждение, тезис; 2) докладчик или диссертант в процессе защиты.
Релевантны (англ. Are relevant) – являются уместными, уместны.
РЕФЕРАТ (англ. the abstract, от лат. referre докладывать, сообщать) – 1) публичный доклад; 2) изложение сущности какого-либо вопроса.
Семиотика (англ. Semiotics, от греч. semeion — знак, признак) – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).
Синтез (англ. Synthesis, от греч. (synthesis) – соединение) – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему). Синтез неразрывно связан с анализом (расчленением системы на элементы). В познании и в системном подходе синтез в отличие от механического соединения (сборки), предполагает мысленную категорию такого объединения элементов, которое позволяет получить систему, т.е. совокупность функционально взаимосвязанных элементов, обладающих свойством целостности.
Например, 1) в ходе С. по Л. Гилбрет трудовой процесс воссоздается из аналитически разложенных элементов, но синтезируются лишь те элементы, которые абсолютно необходимы для выполнения рабочего задания. Это создало логическое обоснование для изучения трудовых движений в раннем менеджменте; 2) С. по Эрвику позволил126 ему объединить все принципы управления в общую логическую схему независимо от происхождения отдельных управленческих идей. Эрвик рассматривал понятие "научный менеджмент" как подтверждение того факта, что методология и общие принципы естественных наук, благодаря которым возникли химические и технические науки, могут и должны быть применены к сфере управления. О сложности С., осуществленного Эрвиком, говорит тот факт, что здесь в одну систему сводятся идеи самых разных авторов — Файоля, Муни, Рейли, Тэйлора и многих других.
Система (англ. System; Scheme; Setup, от греч. (systema) – целое, составленное из частей; соединение)
– 1. В контексте общей методологии науки – совокупность элементов и компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определ. целостность, единство, обладающее свойствами систем, часть из которых является всеобщими, а некоторые описывают отдельные виды систем.
В общей методологии науки выделяют материальные и абстрактные С.
Материальные С. разделяются на 1) С. неорганич. природы (физ., геол., хим. и др.), 2) живые С. (простейшие биол. С., организмы, популяции, виды, экосистемы), 3) мягкие системы, представляющие особый класс, имеющий много общего с живыми – технолого-экономические С. (от простейших производственных систем и социальных объединений до соц.-экон. структуры об-ва).
Абстрактные С. – понятия, гипотезы, теории, науч. знания о С., лингв, (языковые), формализов., логич. С. и др.
В совр. науке иссл. С. разного рода проводится в рамках системного подхода, разл. спец. теорий С., в кибернетике, системотехнике, системном анализе, теории решений изобретательских задач и т. д.
Свойства систем127 представляют собой иерархическую структуру, отражающую преимущественное возрастание сложности128 по мере осуществления классификационных переходов от систем неорганической природы к живым (у живых появляются свойства функциональности, автономии, автопоэтизма, целенаправленности и самосохранения и т.д.), от живых к мягким (у мягких появляется самореферентность, самоидентификация, творчество в смысле вычисления фарватера инноваций, предвидение и планирование будущего, актуализируется эмерджентность и т.д.).
В биологии129:
2. Нефункциональная система – система как совокупность элементов и компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определ. целостность, единство, но не обладающих свойством взаимосодействия компонентов для получения какого-либо фокусированного полезного результата.
3. Функциональная система – "… комплекс таких избирательно извлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия компонентов для получения фокусированного полезного результата".130
Для обеспечения такого взаимосодействия функциональные системы обладают специальными элементами структуры и связями: "Под функциональной системой мы понимаем круг определенных физиологических проявлений, связанных в выполнением какой-то определенной функции (акт дыхания, акт глотания, локомоторный акт и т.д.). Каждая такая функциональная система, представляя собой до некоторой степени замкнутую систему, протекает благодаря постоянной связи с периферическими органами и в особенности с наличием постоянной афферентации от этих органов. Мы считаем, что каждая функциональная система имеет определенный комплекс афферентных сигнализаций, который направляет и корригирует выполнение этой функции."131
В бизнесе, экономике:
4. Определенное множество связанных между собой компонентов, элементов, связи между которыми образуют единство;
5. Схема, порядок, обусловленный известным закономерным расположением частей, строгой последовательностью;
6. Принятый распорядок;
7. Форма, способ устройства. Например, С. вознаграждений (Rewarding system), С. закрытых торгов (Negotiated bidding system), С. калькуляции издержек (Cost system), С. контроля (Control system), система инжиниринга, система консалтинга, система маркетинга, система менеджмента, система международного инжиниринга и т.д. С. рассматриваемых услуг построена на взаимосвязях субъекта и объекта, специализации, кооперации, подобии и общности выделенных единицах сруктуры – компонентов и элементов, что предполагает их взаимодействие (и взаимообогащение) в условиях рыночного хозяйствования и др.; в менеджменте:
В менеджменте:
8 . В контексте второй (рациональной) парадигмы мышления – совокупность элементов и компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определ. целостность, единство, обладающее систем свойствами.
9 . В контексте третьей (“новой”) парадигмы мышления – наряду с системами в концепции рациональной парадигмы, рассматриваются как системы часть внутренней среды или внешней среды объекта управления, выделенные наблюдателем, экспертом.
Социология (англ. Sjciology) – наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества. Социология изучает социальные факты, процессы, отношения, деятельность индивидов, социальных групп, их роль, статус и социальное поведение, институциональные формы их организации.
Социология науки (англ. Sjciology of Science) – отрасль социологии, изучающая: а) закономерности развития и функционирования науки как социального института; б) механизмы, обеспечивающие взаимодействие и интеграцию индивидов и социальных групп, участвующих в производстве научного знания; в) формирование научных сообществ.
Социология прикладная (англ. Sjciology, applied) – система верифицированных практическим опытом правил, методов и формализованных (конституированных) процедур познания причин зарождения, закономерностей функционирования и направленности развития социальных явлений и процессов в опоре на эвристические принципы принятой в общественной науке некоторой теоретической парадигмы, представляет собой область социально-практического, управленческого применения социологических знания, методологии и методов исследования для решения практических проблем в сферах социальной жизни.
Средства науки (англ. Means of a Science) – методы мышления, методы эмпирического исследования, а также активная и пассивная техника (система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность).
Суггестивный (англ. suggestive) (от фр. suggestif – внушение) – 1. Внушающий, вызывающий собою какие-нибудь представления, идеи; 2. Связанный с внушением, гипнозом.
Схема (англ. The circuit) (от греч. schёma – наружный вид, форма) – это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба составные части изделия или установки, основную идею какого-нибудь предмета или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов.
Тема исследования (англ. Theme of researches) – предмет, основное содержание исследования, кратко обозначающие проблему исследования. Для формулировки темы исследования целесообразно использовать лаконичные формулировки, по возможности в 5-7 слов, при необходимости в скобках указывая привязку к объекту исследования (например, по материалам Омской области).
Профиль Т. и. должен совпадать профилем специальности, по которой предполагается защита. Т. и. аттестационной, дипломной работы утверждается на выпускающей кафедре, тема диссертации утверждается Ученым советом института, к которому автор прикреплен в качестве магистранта, аспиранта, докторанта или соискателя ученой степени.
Для выбора темы курсовых, квалификационных, дипломных работ на выпускающих кафедрах, как правило, приведены примерные варианты тем, отправляясь от которых автор может сформулировать свою с учетом своих (например, производственных, научных и т. д.) интересов, согласовав ее с предполагаемым руководителем и утвердив на выпускающей кафедре.
Теория (англ. theory) – учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Техника (нем. Technik, фр. technique от греческого techne— искусство, мастерство) — 1. Совокупность средств труда, знаний (создаваемых для реализации технологии) и деятельности (реализации технологии), для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. 2. Совокупность приемов в каком либо деле, мастерстве (синоним технологии). 3. Машины, механические орудия, устройства.
Технология (англ. Technology) – понятие многозначное: при употреблении в единственном числе без указания объекта применения понимается в широком смысле, как 1а) теория и практика преобразования ресурсов (материалов, энергии и информации (в т.ч. финансов)) по плану человека; 1б) (эквивалентное 1а)) совокупность способов (теория и практика) преобразования материального и духовного мира (информации, энергии, вещества и др. ресурсов (в т.ч. трудовых) в производственных процессах обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления и т.п., процессах воспитания и обучения (искусство, педагогическая технология); 2) при употреблении во множественном числе (технологии) или при указании объекта (области) применения понимается в узком смысле – какие-то подобласти (какая-то подобласть) технологии в широком смысле (например, педагогическая технология – теория и практика преобразования (способа обучения) сырья (необученных), технология деревообработки – теория и практика получения деревянных изделий из необработанной древесины); 3) образовательная область «Технология» (О.о.т.) - интегративный предмет, синтезирующий научные знания в области математики, физики, химии, биологии и др. наук с целью их использования в теории и практике преобразования ресурсов по плану человека, в т.ч. работе промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других направлениях деятельности человека.
Совокупность технологических операций образует технологический процесс.
Предмет технологии как науки в широком плане - состав, структура, функции и законы развития техносферы, ее взаимодействия с планетарными ресурсами, жизнью и разумом; в узком плане - способы и средства преобразования материалов, энергии и информации в потребительский продукт или услуги.
Цель технологии как науки – изучение закономерностей развития техносферы и ее оптимизации.
Цель технологии как практики - развитие техносферы и ее оптимизация.
Задачи "Технологии" как теории и практики: раскрытие сущности техносферы; изучение явлений, законов и закономерностей ее строения и развития, ее взаимодействия с другими сферами; изучение влияния техносферы на развитие жизни и разума, на физическое, интеллектуальное и духовно-психическое развитие человека и общества, поиск путей эффективного развития техносферы в согласии с интересами жизни и разума.
Задачи "Технологии" как образовательной области - формирование у обучающихся технических, технологических, экономических и менеджерских знаний об основах наиболее распространенных и перспективных технологий; системы умственных, сенсорных и физических способностей; свойств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, привитие учащимся жизненно необходимых знаний и умений в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи; выполнение профессиональных проб с целью адекватного профессионального самоопределения; овладение умениями применять понятия экономики, менеджмента, маркетинга для рационализации своего экономического поведения и в т.ч. при создании и реализации собственной продукции и услуг. Для задач О.о.т. целесообразна следующая укрупненная структуризация:
• повышать интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса;
• обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника:
• воспитать учащегося как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).
Фактор (англ. factor) – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.
Формализация (англ. Formalization, perfection) – прием, который заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами).
Формула изобретения (англ. Claim, subject of invention) – описание изобретения, составленное по утвержденной форме и содержащее краткое изложение его сущности.
Формула открытия (англ. Claim, subject of discovery) – описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение его сущности.
Фундаментальные научные исследования (англ. Fundamental scientific researches) – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.
ЦЕЛЬ (англ. the purpose, to what aspire, that it is necessary to carry out) –
1. Место, в которое надо попасть при стрельбе или метании. Попасть в ц. Самолеты вышли на Ц. Бить в Ц., или мимо цели, (также перен.).
2. Перен. То, к чему стремятся, что надо осуществить. Ставить себе что-нибудь целью. Благородная Ц.. Постичь цели. Иметь целью что-нибудь. Его Ц. — учиться.
3. В менеджменте – выраженное количественно или качественно будущее состояние объекта управления, достижение которого является для него желательным и на достижение которого направлена его деятельность.
Цель научного исследования (англ. The purpose of scientific research, that is investigated, the research problem, от греч. problёma задача, задание) – в плане научного исследования, а также в его описании (реферате, автореферате) – конкретизация темы исследования, краткое изложение проблемы, решение которой предполагается получить в результате исследования. В автореферате описанию цели обычно отводится от одного до нескольких абзацев.
Чертеж (англ. The drawing) (от русск. черта – здесь – узкая полоса) –– изображение чего-либо линиями (чертами) на плоскости. Чертеж в описании исследовательской работы не является рабочим чертежом для изготовления чего-либо. Это иллюстрация. И для нее главным является выразительность, донесение идеи, ради которых обычно идут на упрощения и отклонения от ГОСТов.
Эксперимент (англ. experiment) – испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, чтобы было меньше препятствий в получении искомой информации.
Эмпирическое описание (англ. The empirical description) – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки (систематизации, классификации и обобщения).
- Isbn © л л. Высоцкий, а. В. Новокрещенов, 2009
- Введение
- Отличительные особенности научной работы
- 1.1. Специфика научной деятельности
- 1.2. Цель, виды, уровни и эффективность научной работы Цель научной работы
- Виды научной работы
- Классификации уровней и методов научного поиска
- 1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования
- Научное предвидение
- 1.4. Планирование и самоорганизация в науке
- 1.5. Этика научной работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Методология научного исследования
- 2.1. Методология науки как система
- 2.2. Основные методологические принципы познания
- Принцип комплексности познания
- Системное познание
- Принцип детерминизма
- Историко-логический принцип познания
- 2.3. Логические основы исследований
- Логика дедуктивных и индуктивных выводов
- Правила аргументации
- 2.4. Согласование задания на исследовательскую работу
- Формулировка темы исследования
- Выбор объекта исследования
- Согласование предмета исследования
- Согласование главной цели работы
- Задачи исследования
- Выбор инструментария исследования
- Примерный перечень предполагаемых результатов
- Структура работы
- Перечень предполагаемых иллюстраций к докладу работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Общенаучные методы научного исследования
- 3.1. Обобщенные методы эмпирического познания Научное наблюдение и описание
- Эксперимент
- Индикаторы и шкалирование
- Типы шкал и правила их построения
- Номинальная шкала
- Ранговая (порядковая) шкала
- Интервальная шкала
- Измерение и сравнение
- 3.2. Общенаучные методы теоретического познания Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- 3.3. Общенаучные методы всех уровней познания Применение анализа и синтеза в научных исследованиях
- Применение индукции и дедукции в научных исследованиях
- Возможности аналогий и моделирования в научных исследованиях
- Системный подход
- Особенности системных решений проблем разного профиля
- Системный анализ
- 3.4. Общие методы анализа информации
- Контент-анализ
- Методы группировок и классификаций Методы группировок
- Кластерный анализ
- Факторный анализ
- Методы экстраполяции
- 3.5. Методическое исследование
- 3.6. Комплексное исследование
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Специальные методы исследований проблем государственного и муниципального управления
- 4.1. Методы экономических исследований
- Факторы исследования экономических явлений
- Экономические концепции и теории
- Принципы рационализации экономических решений
- Современные проблемы Российской экономики
- 4.2. Методы социологических исследований
- Социальное обследование методом "фокус-групп"
- От социальных обследований к научным исследованиям
- Эмпирические методы социального исследования
- Гипотезы и теории в социальном исследовании
- Социологические концепции, доктрины и парадигмы
- 4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
- Проблемы совершенствования технологии мотивирования социально-экономического поведения
- 4.4. Методы исторических исследований
- 4.5. Методы гуманитарных исследований
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 5. Представление результатов научной работы
- 5.1. Общие принципы работы с текстом
- Представление табличного материала
- Оформление иллюстративного материала
- 5.2. Введение и Общая характеристика работы
- Актуальность исследования
- Апробация
- Практическая значимость
- Публикации
- Автор защищает
- Структура и объем работы
- 5.3. Основная часть описания научного исследования
- Глава 1. Критический анализ состояния проблемы.
- Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.
- Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.
- 5.4. Заключение и приложения Заключение (основные выводы)
- Приложения
- 5.5. Литературное представление научных результатов
- 5.6. Устные организационные формы научного общения
- 5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
- Процедура защиты
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
- Заключение
- Библиографические списки Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Приложение 1. Пример задания на дипломную работу
- Исходные данные для выполнения работы:
- Приложение 2. Пример отзыва научного руководителя
- Приложение 3. Пример рецензии на дипломную работу
- Приложение 4. Пример аннотации аттестационной работы
- Глава 2 (название главы) раскрывает современное состояние региональной статистики, отражает проблемы, мешающие полному удовлетворению в экономической информации.
- Приложение 5. Метод "фокус-групп"
- Навыки и приемы, необходимые модератору
- Учебное пособие
- 630102, Новосибирск, Сибирская академия государственной службы,