logo
ММНИ учеб

Заключение

Подводя итоги, заметим следующее.

Методология научного исследования, созданная и совершенствуемая многими поколениями ученых является путеводной нитью исследователя в его движении по изучаемому пространству нового и неизведанного. Понятно, что движение это в значительной мере зависит от индивидуальных качеств исследователя. Однако оно значительно облегчается, если есть путеводная нить, карта, описание возможных ловушек, рекомендации, как можно попробовать вести себя в конкретных ситуациях, учитывая опыт предшественников.

Чрезвычайно важен и инструментарий в виде методов. Применение проверенных надежных методов обусловливает получение достоверных результатов. Если нужные методы пока не придуманы, можно придумать собственные. Это очень ценно для науки и практики.

Научное мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов.

Научно изучать – это значит вести поисковые исследования, опирающиеся на предшествующие достижения науки и техники, обоснованно применяя научное предвидение, являясь увлекающимся, но объективным. Не полагаться на авторитеты, а быть критичным, ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым, вести поиск причинной связи между рассматриваемыми явлениями, фактами и событиями, а установив какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиции науки, показать общепознавательное, теоретическое или практическое значение.

Научное исследование – трудоемкий и сложный процесс, который требует постоянного высокого творческого потенциала. В целом ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

  1. Обоснование актуальности выбранной темы. Освещение актуальности должно быть не многословным. Достаточно в пределах одной машинописной страницы, а для дипломных работ в пределах половины страницы, показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

  1. Постановка цели и конкретных задач исследования. От обоснования актуальности выбранной проблемы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.). Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав исследоваелькой работы.

  2. Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это то, на что направлено отношение исследователя (это может быть явление, процесс или организация, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения). Предмет исследования – это свойство, качество, особенности объекта, которые предполагается изучить. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования, именно предмет исследования определяет тему исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

  3. Выбор метода (методики) проведения исследования. Это очень важный этап научного исследования. Методы служат инструментами в добывании фактического материала, исследования его и обобщения, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

  4. Описание процесса исследования. Это важная часть исследователькой работы, в которой освещается методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.

  5. Обсуждение результатов исследования. Обсуждение ведется на заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности научной работы и коллективный отзыв.

  6. Формулирование выводов и оценка полученных результатов. Это заключительный этап научного исследования. Выводы содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной научной работы.