logo
0315130_48ECD_otvety_dlya_sdachi_kandidatskogo_minimuma_po_filosofii_i_met / билеты по философии исп

10. Философское учение Канта.

Важная роль в истории философии принадлежит классиче­ской немецкой философии конца XVIII - первой половины XIX в. Она представлена именами таких выдающихся мыслите­лей, как И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.

Особенности немецкой философии тесно связаны с социально-исторически­ми условиями страны. Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась экономически и политически отсталой страной, раздробленной почти на 300 небольших самостоятельных государств. Неспособность немецкой буржуазии решительно выступить против прогнивших феодальных отношений в стране явилась причиной того, что общественно-политические вопросы полу­чали свое отражение не в открытой идейно-политической борьбе, как это было в Англии и Франции, а в абстрактно отвлеченной, зачастую искусственно услож­ненной форм* философских систем и теорий. Идеологи немецкой буржуазии предпочитали компромисс между новыми и старыми общественно-политически­ми взглядами. В то же время прогресс науки, опыт буржуазных революций в Европе (особенно французской революции 1789 - 1794 гг.) создавали предпосыл­ки для развития философско-теоретического мышления, результатом чего и яви­лась выработка в рамках классической немецкой философии идеалистической диалектики.

И. Кант (1724 - 1804) является родоначальником классиче­ской немецкой философии. В его философском учении отчет­ливо проявляются два этапа - докритический и критический. В первый период философия Канта характеризуется в основ­ном как стихийно-материалистическая. Он выдвигает космо­гоническую гипотезу образования солнечной системы из диф­фузной газопылевой материи, тем самым пробивая брешь в ме­тафизическом мировоззрении, господствовавшем в естество­знании XVIII в. Столь же важна его идея о замедлении враще­ния земли вследствие морских приливов. Кант является выда­ющимся естествоиспытателем, обогатившим науку важными идеями и открытиями.

Начиная с 1770 г. Кант развивает свою так называемую критическую философию. По Канту, имеются два ствола чело­веческого познания - чувственность и рассудок, руководи­мый разумом. Тем самым он во многом преодолевает крайности предшествующих ему эмпиризма и рационализма.

В теории познания Кант, по существу, совершает „коперниканский переворот". Если до него материалисты считали, что человек пассивно отражает внешний мир, то Кант процесс познания рассматривает как активный, творческий процесс ; своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Поэтому наши представления о вещах всегда отличаются от „вещи в себе", вернее, „самой по себе", хотя бы в силу относительности нашего знания. Таким образом, „вещь для нас", т. е. непосредственно воспринимаемый нами мир, есть сторона „вещи самой по себе".

Однако наши отношения к внешнему миру не сводятся к, чисто познавательным, они содержат в себе аксиологический, оценочный аспект, т. е. ценностные, включающие веру, нравственные убеждения. Отсюда три вопроса Канта: что я могу знать? на что я смею надеяться? что я должен делать? На первый вопрос отвечает метафизика (философия), на второй - религия, на третий - мораль. К сожалению. Кант не сумел полностью избежать элементов агностицизма, априоризма и даже, дуализма.

Заслугой Канта является и то, что он, в частности в работе „Критика практического разума", преодолевает концепцию европейских .просветителей: (Руссо, Локка) о естественно-природном человеке и пытается раскрыть специфику человече­ской сущности. В соответствии со своей критической филосо­фией, он разделяет мир человека и человеческих отношений на сферу явлений, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чув-ственное существо, и сферу умопостигаемых процессов и отно­шений, где человек рассуждает и совершает поступки в соот­ветствии с высшими принципами разума. Последняя сфера, по Канту, и есть специфически человеческая сфера моральности, культуры, самой социальности. Именно в этом мире умопости­гаемых отношений свободная воля практического разума при­нуждает действовать индивида не в силу эгоистически-себялюбивых стремлений к чувственному удовольствию, а в соответствии с так называемым категорическим императивом, по требованиям долга и адекватно выдвигаемым свободным разумом целям.

Продолжая и доводя до наиболее полного выражения идею общественно-договорной концепции государства, Кант считал, что именно такой индивид может стать субъектом государства и общества как объединения множества людей подчиненных правовым законам. Кантовская концепция человека и его принцип категорического императива, требующий рассматривать человека как высшую цель (а не как средство), являются основой его гуманизма и учения о правах личности и уже потому заняли свое достойное место в современной культуре. С этих же позиций он формулирует идею вечного мира между народами как принцип международного права, идею отказа от насилия в отношениях между государствами и народами.

Следуя Канту и также называя свою философию критиче­ской, И. Г. Фихте (1762- 1814), отбросив, однако, кантовскую „вещь в себе", пошел по пути субъективного идеализма, и волюнтаризма, считая, что не-Я (внешний мир) целиком суть про­дукт деятельности познающего субъекта-Я. Столь же идеалис­тически он строит и свою концепцию человека и общества.