logo
Ответы на экзаменационные билеты / Билеты-- Examination

10. Проблема познавательных возможностей человека в философии Канта.

Для Европы и европейской культуры 19 век - классический. Первая половина 19 в. представлена немецкой философией (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг, Фейербах). Это был взрыв необычайной философской мысли, в еще тогда отсталой стране, с феодальными порядками.

Кант осуществил своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не характер и структура познавательной субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В отличие от философов 17 в., Кант анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждения, а, напротив, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. Если у Бэккома и Декарта субъективное начало рассматривалось как помеха, как то, что искажает и затемняет действительное положение вещей, то у Канта возникает задача установить различие субъективных и объективных элементов знания, исходя их самого субъекта и его структуры. В самом субъекте Кант различает как бы два слоя, два уровня - эмпирическийитрансцендентальный. К эмпирическому он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному - всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. Объективность знания, согласно учению Канта, обуславливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая есть надындивидуальное начало в человеке.

Кант возвел, таким образом, гносеологию в ранг основного и первого элемента теоретической философии. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом именно смысле Кант называет свою философию трансцендентальной. Он называет свой метод также критическим, в отличие от догматического метода рационализма 17 в., подчеркивая, что необходимо в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности. Таким образом, гносеологию Кант ставит на место онтологии, тем самым осуществляя переход от метафизики субстанции к теории субъекта.