1.4. Планирование и самоорганизация в науке
Хотя в науке и известны случайные открытия, они являются скорее исключениями. Ученый может вести поиск за счет личного интереса, личных средств и личной энергии. Однако серьезная масштабная научная работа требует немалых затрат. При этом для получения финансирования от общества ученый должен показать ему, что обладает определенной научной продуктивностью. Это является определенным стимулом для публикаций учеными своих результатов как в печати, так и в устных организационных формах научного общения.
Требования серьезного финансирования делают современную научную работу в основном плановой. Только хорошо оснащенное современными инструментальными средствами и хорошо спланированное научное исследование позволяет достаточно высокими темпами вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе и обществе.
Ученым чрезвычайно полезно научное общение. Это обусловлено тем, что даже самому квалифицированному исследователю целесообразно обсуждать с коллегами свои идеи, полученные факты, теоретические построения. При их изложении исследователь смотрит на свои результаты как бы со стороны, это позволяет ему увидеть слабые места своих рассуждений. Кроме того, он может почерпнуть много полезного из мнений своих коллег по обсуждаемым вопросам. Только при этом условии можно избежать заблуждений и ошибок. Наконец, и возможно это главное, ученый в своих исследованиях может сразу опереться на результаты, полученные другими. Исследователь в таких ситуациях использует второй закон управления проектами: управлять можно только не реализованной частью проекта, – и следствием из него – перепланированием. Перепланирование в основном протекает как процесс самоорганизации с учетом ситуации в среде. Эта возможность фантастически ускоряет научно-технический прогресс. Для понимания этого факта достаточно проследить историческое сокращение интервала времени между радикальными инновациями.
Научное общение может осуществляться как письменно, так и устно. Письменный вид используется исходя из двух соображений. Во-первых, только в таком виде можно изложить идеи, предложения и результаты на научном, однозначно понимаемом языке и в строго логической форме. Во-вторых, — довести новое научное знание до самых широких кругов научной общественности. Если знание остается только в голове ученого, и о нем никто не может прочитать, то такое знание окажется потерянным для науки. В качестве примера можно привести теорему Ферма.
При письменном виде научного общения результаты научной работы описываются и оформляются как различные виды литературной продукции. Начинающий исследователь чаще всего имеет дело с такими видами литературной продукции, как реферат, научный отчет, тезисы доклада и журнальная научная статья. Значительные научные достижения излагаются в монографиях.
При устном виде научного общения планы и результаты исследований могут обсуждаться в личных беседах между исследователями, на научных семинарах, конференциях, симпозиумах.
Особые виды научного общения реализуются с использованием социальных институтов, таких как институты присвоения научных степеней (результаты, как правило, обсуждаются в форме защит диссертаций специализированными советами), ученых и академических званий (результаты рассматриваются соответствующими институтами (высшая аттестационная комиссия (ВАК) и академии)), и институты признания авторства изобретений и открытий (Роспатент). Аналогичные институты действуют и за рубежом.
- Isbn © л л. Высоцкий, а. В. Новокрещенов, 2009
- Введение
- Отличительные особенности научной работы
- 1.1. Специфика научной деятельности
- 1.2. Цель, виды, уровни и эффективность научной работы Цель научной работы
- Виды научной работы
- Классификации уровней и методов научного поиска
- 1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования
- Научное предвидение
- 1.4. Планирование и самоорганизация в науке
- 1.5. Этика научной работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Методология научного исследования
- 2.1. Методология науки как система
- 2.2. Основные методологические принципы познания
- Принцип комплексности познания
- Системное познание
- Принцип детерминизма
- Историко-логический принцип познания
- 2.3. Логические основы исследований
- Логика дедуктивных и индуктивных выводов
- Правила аргументации
- 2.4. Согласование задания на исследовательскую работу
- Формулировка темы исследования
- Выбор объекта исследования
- Согласование предмета исследования
- Согласование главной цели работы
- Задачи исследования
- Выбор инструментария исследования
- Примерный перечень предполагаемых результатов
- Структура работы
- Перечень предполагаемых иллюстраций к докладу работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Общенаучные методы научного исследования
- 3.1. Обобщенные методы эмпирического познания Научное наблюдение и описание
- Эксперимент
- Индикаторы и шкалирование
- Типы шкал и правила их построения
- Номинальная шкала
- Ранговая (порядковая) шкала
- Интервальная шкала
- Измерение и сравнение
- 3.2. Общенаучные методы теоретического познания Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- 3.3. Общенаучные методы всех уровней познания Применение анализа и синтеза в научных исследованиях
- Применение индукции и дедукции в научных исследованиях
- Возможности аналогий и моделирования в научных исследованиях
- Системный подход
- Особенности системных решений проблем разного профиля
- Системный анализ
- 3.4. Общие методы анализа информации
- Контент-анализ
- Методы группировок и классификаций Методы группировок
- Кластерный анализ
- Факторный анализ
- Методы экстраполяции
- 3.5. Методическое исследование
- 3.6. Комплексное исследование
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Специальные методы исследований проблем государственного и муниципального управления
- 4.1. Методы экономических исследований
- Факторы исследования экономических явлений
- Экономические концепции и теории
- Принципы рационализации экономических решений
- Современные проблемы Российской экономики
- 4.2. Методы социологических исследований
- Социальное обследование методом "фокус-групп"
- От социальных обследований к научным исследованиям
- Эмпирические методы социального исследования
- Гипотезы и теории в социальном исследовании
- Социологические концепции, доктрины и парадигмы
- 4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
- Проблемы совершенствования технологии мотивирования социально-экономического поведения
- 4.4. Методы исторических исследований
- 4.5. Методы гуманитарных исследований
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 5. Представление результатов научной работы
- 5.1. Общие принципы работы с текстом
- Представление табличного материала
- Оформление иллюстративного материала
- 5.2. Введение и Общая характеристика работы
- Актуальность исследования
- Апробация
- Практическая значимость
- Публикации
- Автор защищает
- Структура и объем работы
- 5.3. Основная часть описания научного исследования
- Глава 1. Критический анализ состояния проблемы.
- Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.
- Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.
- 5.4. Заключение и приложения Заключение (основные выводы)
- Приложения
- 5.5. Литературное представление научных результатов
- 5.6. Устные организационные формы научного общения
- 5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
- Процедура защиты
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
- Заключение
- Библиографические списки Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Приложение 1. Пример задания на дипломную работу
- Исходные данные для выполнения работы:
- Приложение 2. Пример отзыва научного руководителя
- Приложение 3. Пример рецензии на дипломную работу
- Приложение 4. Пример аннотации аттестационной работы
- Глава 2 (название главы) раскрывает современное состояние региональной статистики, отражает проблемы, мешающие полному удовлетворению в экономической информации.
- Приложение 5. Метод "фокус-групп"
- Навыки и приемы, необходимые модератору
- Учебное пособие
- 630102, Новосибирск, Сибирская академия государственной службы,