Тема 14. Научное познание и его специфика
1. Понятие научного и вненаучного знания. Наука как социальный институт.
2. Основные направления «философии науки». Научные революции и смена типов рациональности.
3. Структура, методы и формы научного познания.
1. Понятие научного и вненаучного знания. Наука как социальный институт
Стремление познать мир приводит к появлению науки. В чем особенности научного знания? Прежде всего различают два вида познания: обыденное (стихийно-эмпирическое) и научное. Нужно назвать основные свойства стихийно-эмпирического познания. Затем необходимо определить понятия ненаучного знания, донаучного, паранаучного, лженаучного, антинаучного, псевдонаучного. Научное познание основано на ряде принципов: объективности, причинности, рациональности, воспроизводимости, теоретичности, системности, критичности. Необходимо раскрыть содержание этих принципов. Научное познание возникает лишь на определенном этапе развития общества. Нужно дать определение науки, рассмотреть проблему возникновения ее в обществе. Нужно привести несколько точек зрения о времени возникновения науки и аргументировать в пользу одной из них. Затем рассмотреть историческое развитие науки, обратив особое внимание на современные проблемы науки.
В процессе исторического развития наука превратилась в непосредственную производительную силу общества. Она не только описывает действительность, но и преобразовывает её.
Особенностью научных знаний является его экстенсивный и интенсивный рост, дифференциация и интеграция. В современных условиях интеграция - это ведущая тенденция.
2. Основные направления «философии науки». Научные революции и смена типов рациональности
При подготовке ко второму вопросу темы нужно дать определение предмета философии науки, сформулировать ее задачи и показать значение для общества и человека. Далее можно рассмотреть эволюцию философии науки, включив в анализ проблему демаркации, поставленную К. Поппером, понятие нормальной науки Т. Куна, концепцию исследовательских программ И. Лакатоса, концепцию неявного знания М. Полани.
Нужно обратить также внимание на проблему, поставленную постпозитивизмом: можно ли утверждать, что социально-культурные факторы влияют на развитие научных идей? В философии науки сложилось два направления: 1) когнитивистское направление (Поппер, Лакатос и др.) 2) социология познания (Кун, Тулмин, Фейерабенд).
В отечественной философии разрабатывается концепция научной рациональности (В.С. Степин, В.С. Швырев, П.Ф. Юдин). Необходимо рассмотреть концепцию научной рациональности В.С. Степина, описав четыре глобальных научных революции и три тепа научной рациональности (классический тип, неклассический тип, постнеклассический).
3. Структура, методы и формы научного познания
Ответ на последний вопрос темы предполагает знание структуры научного знания. Последняя есть многокомпонентная система, включающая в себя эмпирический и теоретический уровни, идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания науки.
Вначале надо дать определение метода, рассказать об особенностях его, дать понятие о методологии. Затем следует уяснить, что эмпирический и теоретический уровни научного познания - это два способа духовного освоения человеком окружающего мира. Далее нужно охарактеризовать методы эмпирического и теоретического уровней научного познания: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция и др.
Также нужно пояснить, что такое идеалы и нормы исследования, назвать их виды и уровни, объяснить научную картину мира как теоретическую модель исследуемой реальности и философские основания науки как совокупность философских идей, принципов.
В этом же вопросе надо изложить сущность двух основных форм научного познания: гипотезы и теории.
Основные понятия темы: закон, научная картина мира, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, парадигма, философия науки, эпистемология.
- Философия
- Часть II
- Философия
- Пояснительная записка
- Место курса в системе социогуманитарного образования
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 1.2. Содержание курса Содержание государственного образовательного стандарта (гсэ.Ф.10)
- Темы и краткое содержание
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- I. История философии
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Тема 7. Классический и неклассический этапы философии Нового времени
- Тема 8. Русская философия
- Тема 9. Современная западная философия
- II. Философские проблемы
- Тема 10. Учение о бытии (онтология)
- Тема 11. Учение о развитии
- Тема 12. Философская проблема сознания
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Тема 15. Природа человека и смысл его существования
- Тема 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- Тема 17. Учение об обществе (социальная философия)
- Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- 1.3. Распределение часов по темам и видам работ
- 1.4. Форма итогового контроля
- 1.5. Учебно-методическая карта дисциплины _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины вузовского компонента цикла гос (гсэ.Ф.10) Философия с другими дисциплинами
- 1.7. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- Обязательная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.9. Карта обеспечения дисциплины оборудованием _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 2. Дидактические материалы
- 2.1. Практические занятия
- 2.1.1. Формы проведения практических занятий
- 2.1.2. Темы и материалы по проведению семинарских занятий
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 1. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение.
- 2. Основной вопрос философии. Структура философского знания.
- 3. Философия и частные науки.
- 4. Функции философии.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 3. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 4. Немецкая классическая философия.
- 1. Философия и. Канта. Априорные формы чувственности и рассудка.
- 2. Философия г. Гегеля.
- 3. Философия л. Фейербаха как учение о сущности человека.
- 4. Философия к. Маркса. «Тезисы о Фейербахе».
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Современная западная философия.
- 1. Критика, обновление и защита в западной философии классических философских традиций XIX века (неотомизм, неокантианство, неогегельянство).
- 2. Проблема знания, языка и методологии. Неопозитивизм, герменевтика, структурализм. Их значение в понимании и толковании языка и науки.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Русская философия.
- 2. Идеология славянофилов и западников
- 3. Философия русской радикальной демократии и идея «русского социализма»
- 6. Русская философия XX века
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7. Учение о бытии (онтология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 8. Учение о развитии
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Проблема человека в философии
- 1. »Человек есть тайна». Образ человека в истории философской мысли.
- 2. Проблема антропосоциогенеза.
- 3. Смысл человеческого существования.
- 4. Свобода и ответственность.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Учение об обществе (социальная философия)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 11. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Ценности, их природа и принципы классификации
- 2. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики
- 3. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности
- 4. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 12. Проблема сознания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 15. Будущее человечества (философский аспект)
- Контрольные вопросы
- Литература
- 2.2. Словарь основных понятий и терминов
- Вопросы по философским проблемам
- Вопросы на понимание курса:
- 3.2. Тесты по всему курсу
- 3.3. Рейтинг-контроль
- 3.3.1. Технологическая карта дисциплины
- 3.3.2. Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Темы контрольных работ для студентов-заочников (темы на выбор)
- Литература
- 4.2. Методические рекомендации по написанию контрольной работы
- Структура работы
- Оформление контрольной работы
- Оценка контрольной работы.
- 4.3. Методические рекомендации по работе с первоисточниками
- 4.4. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)