Метафизика. Основные вопросы философии
Курс истории философии позволил определить основную проблематику, те вопросы, которые неизбежно занимают ум, сердце философа, каждого человека.
Курс философии можно строить систематически, не отвлекаясь на анализ устаревших проблем. С другой стороны, актуальные философские вопросы должны рассматриваться всесторонне, с учетом достижений всех существующих философских школ и направлений. В этой связи мы обращаемся к теме метафизики. Это позволит провести короткий обзор основных идей философии.
Греческое слово "метафизика" буквально означает "что идет после физики". Подчас термин "метафизика" используется просто как синоним к термину "философия". Но чаще в термин "метафизика" вкладывается более специфический смысл. Имеются в виду некоторые сверхчувственные априорные универсальные принципы. То есть под метафизикой понимается не вся философия, а только ее основные принципы.
В античности идущая от Аристотеля традиция считала метафизику "первой философией", наукой о бытии. Метафизика есть онтология. В античности сколько-нибудь отчетливое разделение метафизики, науки и теологии (учения о Боге) отсутствует. Основные вопросы античной философии таковы: "Что есть бытие?", "Что есть идея?" (Платон), "Что есть форма и материя?" (Аристотель).
Средневековая философия не отождествляет все знание с метафизикой. Теперь метафизика признается высшей формой рационального познания, но она соотносится со сверхразумным знанием. Вопрос о сущем остается основным вопросом философии, но он приобретает нерационалистические черты, связанные с религиозной верой и откровением. "Что есть Бог?" — вот основной вопрос средневековой философии, которая, подобно античной философии, остается по преимуществу онтологией.
В Новое время в результате развития эмпиризма (Бэкон ) и рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц ) метафизику начинают отделять от частных наук. Умозрительность метафизики больше не приветствуется. Первым вопросом является теперь не вопрос о бытии как таковом, а о познании и методе познания. Учение о познании называется гносеологией, учение о методе познания называется методологией. Метафизика в большей степени, чем когда бы то ни было ранее, становится гносеологией и методологией. Основной вопрос философских дискуссий — это вопрос о методе познания: является ли он эмпирическим или же рационалистическим.
Кант делает решающие шаги к разрушению метафизики как онтологии, на первое место он ставит вопрос познания: "Что я могу знать?". У Канта философия и метафизика превращаются преимущественно в гносеологию. Кант считал, что метафизика возможна как чисто априорное знание. Такую метафизику Кант построил, но с противоречиями реальной жизни не суждено было справиться и ему.
Гегель увидел в метафизике ограниченность рассудочного мышления, которая преодолевается диалектическим разумом. Гегель связал разум с диалектикой, рассудок — с метафизикой, противопоставив тем самым диалектику метафизическому методу. По Гегелю, а он дал начало новой философской традиции, диалектика есть противоположность метафизики как философии, неадекватной действительному положению дел. Диалектика исправляет недостатки метафизики, не справляющейся с жизненными противоречиями, переходами, процессами развития. Как видим, термину "метафизика" было придано еще одно значение (его также надо иметь в виду). Гегель принизил метафизику и возвысил
- Назначение философии
- Часть 1. История философии
- Глава 1.1 Античная философия
- Милетская школа философии
- Школа Сократа
- Аристотель
- Философия раннего эллинизма
- Глава 1.2 Средневековая философия
- Историческая справка
- Реализм и номинализм
- Основные идеи средневековой философии:
- Глава 1.3 Философия эпохи возрождения
- Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
- Философия Джордано Бруно. Пантеизм
- Перечислим основные принципы философии эпохи Возрождения:
- Глава 1.4 Европейская философия XVII в.
- Философия Бэкона
- Галилей и Ньютон: создание теоретической механики
- В заключение данной главы перечислим основные идеи философии XVII в., начала эпохи Нового времени:
- Глава 1.5 Философия XVIII в.
- Историческая справка
- Философия французского Просвещения. Вольтер и Руссо
- Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму
- Философия Гегеля
- От антропологического материализма Фейербаха к диалектическому материализму Маркса
- Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике
- Философия жизни
- Глава 1.8 От позитивизма к аналитизму
- "Первый позитивизм" Конта
- Аналитизм. Выводы
- Глава 1.9 Русская философия
- Историческая справка
- Философия славянофилов
- Русская философия в XX в.
- Часть 2. Систематический курс философии
- Глава 2.1 Метафилософия
- Метафизика. Основные вопросы философии
- Глава 2.2 Философская антропология и гносеология
- Философия о природе человека
- Рациональное познание. Мышление
- Что есть истина?
- Ценность. Философия как аксиология
- Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
- Философия языка
- Философия культуры. Что есть культура? Культура и цивилизация
- Добро. Три этики. Личность, проблемы свободы и ответственности
- Глава 2.4 Философия общества и истории
- Пути понимания природы общества
- Возможна ли наука об обществе? Роль рациональности в развитии общества
- Глава 2.5 Философия природы
- Исторические формы отношения человека к природе
- Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм
- Глава 2.6 Философия науки
- Что есть наука?
- Теоретический уровень исследования. Природа научных абстракций
- Наука в поисках истины
- Глава 2.7 Философия техники
- Происхождение и природа техники
- Техника и этика
- Глава 2.8 Стратегия будущего
- Человек во Вселенной
- Заключение Философия в современном мире
- Приложение: 100 вопросов на понимание курса философии
- Именной указатель