Диалектическая логика
- название философской теории, пытавшейся выявить, систематизировать и обосновать в качестве
[84]
универсальных основные особенности мышления коллективистического общества (средневекового феодального общества, тоталитарного общества и др.). Основной принцип Д.л. (ее «ядро») провозглашает сближение и отождествление противоположностей: имеющегося в разуме и существующего в действительности, количества и качества, исторического и логического, свободы и необходимости и т. д. Д. л. отражала сочетание коллективистической твердости ума с его софистической гибкостью. Результатом ее применения к осмыслению социальных процессов являлась двойственность, мистифицированность социальных структур и отношений: провозглашаемое в тоталитарных государствах право на труд оказывалось одновременно и обязанностью, наука — идеологией, а идеология — научной, свобода — (осознанной) необходимостью, выборы — проверкой лояльности, искусство — государственной мифологией и т. п. Однако этот парадокс «прошлого — будущего», «полновластия народа под руководством партии», «высоты, зияющей котлованом» мало заботил Д. л., относившую его к особым свойствам нового, радикально порывающего с метафизическим прошлым мышления.
Эту сторону коллективистического мышления, его постоянное тяготение к парадоксу и соединению вместе несовместимых понятий хорошо выразил Дж. Оруэлл в романе «1984». В описываемом им обществе министерство мира ведает войной, министерство любви — охраной порядка, а бесконечно повторяемые главные партийные лозунги гласят: «Война — это мир», «Свобода — это рабство», «Незнание — это сила». Такое «диалектическое мышление» Оруэлл называет «двоемыслием». А. А.3иновьев в книге «Зияющие высоты», само название которой навеяно типично коллективистическим соединением несоединимого, удачно пародирует эту бросающуюся в глаза черту коллективистического мышления: «В результате цены на продукты были снижены, и потому они выросли только вдвое, а не на пять процентов», «Из душевных переживаний ибанцам разрешается радоваться успехам, благодарить за заботу и восторгаться мудростью руководства», «...Мы верим даже в то, во что на самом деле не верим, и выполним все, что на самом деле не выполним» и т. п.
Первую попытку систематического построения Д. л. как приложения диалектики к мышлению («субъективной диалектики») предпринял в начале прошлого века Г. Гегель, позаимствовавший все основные идеи диалектики из средневековой философии и теологии. После Гегеля за сто с лишним лет в Д. л. не было внесено
[85]
ничего существенно нового. Все попытки построить связную теорию «диалектического мышления» кончились безрезультатно.
Глубинной основой гегелевской диалектики является средневековая концепция истории. Последняя представляет собой развитие применительно к человеческому обществу христианской доктрины Бога и человека, так что диалектика Гегеля — это распространение не только на общество, но и на природу ключевых идей христианского понимания Бога и человека. Отсюда внутреннее противоречие диалектики: одни ее принципы приложимы только к духу, но не к природе, другие — к природе, но не к духу.
Гегель сам обращал внимание на то, что основной принцип диалектики, утверждающий изменчивый и преходящий характер всех конечных вещей, соответствует представлению о всемогуществе Бога. (См.: Энциклопедия философских наук. — М., 1974. - С. 208.) Однако более близким основанием его диалектики было не само по себе абстрактное, бедное «определениями» христианское представление о Боге и даже не связанное с ним представление о человеке, а именно являющееся их развитием и конкретизацией христианское истолкование истории.
Основные идеи, лежащие в основе гегелевской диалектики, просты. «...Все конечное, вместо того чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще», поскольку, «будучи в себе самом другим, выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность». (Там же.) Всякий развивающийся объект имеет свою «линию развития», определяемую его качеством, свою «цель» или «судьбу». Эта линия слагается из отличных друг от друга «отрезков», разделяемых характерными событиями («узлами»). Они снимают (отрицают) определенное качество, место которого тотчас же занимает другое качество, так что развитие включает подлинные возникновение и уничтожение. «Этот процесс можно сделать наглядным, представляя его себе в образе узловой линии». (Там же. — С. 261.) Все взаимосвязано со всем, «линии развития» отдельных объектов, сплетаясь, образуют единый поток мирового развития. Он имеет свою объективную «цель», внутреннюю объективную логику, предопределяемую самим потоком и не зависящую от «целей» или «судеб» отдельных объектов.
В одной из послегегелевских систематизации диалектики, призванных сделать ее доступной, одни из этих идей именуются «принципами» («принцип всеобщей взаимосвязи», «принцип развития»), другие — «законами» («закон отрицания отрицания», говорящий о «судьбах» или «целях» объектов, напр. о «целях» пшеничного зер-
[86]
на; «закон единства и борьбы противоположностей», касающийся перехода вещей в процессе развития в свою противоположность; «закон перехода количества в качество», говорящий об «узлах» на «линиях развития» объектов, обладающих качеством). Эта систематизация упускает, однако, главное в гегелевской диалектике: идею «цели» или «судьбы», заданной извне. Без этой идеи распространение диалектики на природу, не имеющую — в обычном, но не в гегелевском представлении — «цели» и не подвластную судьбе, кажется грубым насилием над диалектикой, на что обращал внимание еще Д. Лукач.
Основные идеи гегелевской диалектики обнаруживают ясную параллель с характерными чертами христианской историографии. Согласно последней, исторический процесс универсален, всегда и везде его характер один и тот же. История является реализацией определенных целей, но не человеческих, а божественных: хотя человек и ведет себя так, как если бы он был мудрым архитектором своей судьбы, мудрость, обнаруживаемая в его действиях, принадлежит не ему, а Богу, милостью которого желания человека направляются к достойным целям. Человек является той целью, ради которой происходит история, но вместе с тем он существует всего лишь как средство осуществления божественных предначертаний. История делится на эпохи, или периоды, каждый из которых имеет свои специфические особенности, свое качество и отделяется от периода, предшествовавшего ему, каким-то особым («эпохальным», «узловым») событием. Действующим лицом истории является все человечество, все люди и все народы в равной мере вовлечены в единый исторический процесс. История как воля Бога предопределяет самое себя. В ней возникают и реализуются цели, не планируемые ни одним человеческим существом, и ее закономерное течение не зависит от стремления человека управлять ею. Историческая эволюция касается самой сущности вещей, их возникновения и уничтожения, ибо Бог — не простой ремесленник, формирующий мир из предшествующей материи, а творец, создающий сущее из небытия.
Для средневековой исторической мысли характерен трансцендентализм: деятельность божества представляется не как проявляющаяся в человеческой деятельности и посредством ее, а как действующая извне и управляющая ею, не имманентная миру человеческого действия, а трансцендентная ему. Такого рода трансцендентализм очевидным образом свойствен и гегелевской диалектике. Факты малозначительны для нее, она не стремится установить, что конкретно происходит в мире. Ее задача — обнаружить
87
общий план мировых событий, найти сущность мира вне его самого, пренебрегая конкретными событиями. Ученому, заботящемуся о точности в передаче фактов, такая методология, ориентирующая не на конкретное изучение, а лишь на прослеживание на эмпирическом материале общих и не зависящих от него схем, кажется не просто неудовлетворительной, но преднамеренно и отталкивающе ложной.
- Можно сразу проверить наличие шрифта для символов логики Symbol
- Словарь по логике
- 4306010000-112 И———————— Без объявл. 14к(03)-97
- Вопрос 59
- От редакции
- Абсолютизация
- Абсолютные и сравнительные модальности
- Абстрактный предмет (англ. - abstract entity)
- Абстракция (от лат. Abstractio — отвлечение)
- Абсурд (от лат. Absurdus — нелепый, глупый)
- Автомат (от греч. Automatos — самодействующий)
- Автонимное употребление выражений (от греч. Autos-сам, опота — имя)
- Аксиологическая модальность (от греч. Axios - ценный, logos — понятие, учение), или: Оценочная модальность,
- Аксиома (от греч. Axioma — значимое, принятое положение)
- Аксиоматический метод
- Аксиоматическое определение
- Алгебра буля
- Алгоритм (алгорифм)
- Алогизм (от греч. А — не, logos — разум)
- Амфиболия (от греч. Amphibolia — двусмысленность, двойственность)
- Анализ и синтез. А. (от греч. Analysis - разложение)
- Аналитические и синтетические суждения (в логике).
- Аналогия (от греч. Analogia — соответствие)
- Метафора,
- Антецедент и консеквент (от лат. Antecedent - предшествующий, предыдущий и consequens — следствие)
- Антиномия (от греч. Antinomia - противоречие в законе)
- Антиномия рассела
- Антитезис (от греч. Antithesis — противоположение)
- Аподиктический (от греч. Apodeiktikos — доказательный, убедительный)
- Апория (от греч. Aporia — затруднение, недоумение)
- Аргумент (лат. Argumentum)
- Аргументации теория
- Аргументация (от лат. Argumentatio - приведение аргументов)
- Аргументация контекстуальная
- Аргументация теоретическая
- Аргументация эмпирическая
- Аргумент к авторитету (от лат. I pse dixit - сам сказал)
- Аргумент к аудитории
- Аргумент к жалости
- Аргумент к незнанию, или невежеству,
- Аргумент к силе («палочный» довод)
- Аргумент к скромности
- Аргумент к тщеславию
- Ассерторический (от лат. Asserto - утверждаю)
- Бессмысленное
- «Бритва оккама»
- Вербальное определение
- Верификация (от лат. Verificatio — доказательство, подтверждение)
- Вероятностная логика
- Вероятность
- Возможность логическая
- Возражение
- Вопросов логика, или: Эротетическая, интеррогативная логика,
- Вывод логический
- Высказывание
- Высказывание дескриптивное (от англ. Description - описание), или: Высказывание описательное,
- Высказывание категорическое
- Высказывание (предложение) контрфактическое (от лат. Contra — против, factum — событие)
- Герменевтика (от греч. Hermeneuo - разъясняю, истолковываю)
- Гёделя теорема
- Гипостазирование (от греч. Hypostasis - сущность, субстанция)
- Гипотеза (от греч. Hipothesis - основание, предположение)
- Гипотетико-дедуктивный метод
- Гипотетическое утверждение
- Гомоморфизм, изоморфизм
- Двойного отрицания закон, см.: Закон двойного отрицания. Двузначная логика
- Двузначности принцип
- Дедукция (от лат. Deductio — выведение)
- Деление логическое
- Денотат (от лат. Denoto — обозначаю), или: Десигнат, предметное значение,
- Деонтическая логика (от греч. Deon — долг, правильность),
- Деонтическая модальность (от греч. Deon - долг, правильность),
- Дескрипция определенная (от лат. Descriptio - описание)
- Диаграммы венна
- Диалектическая логика
- Дизъюнктивный силлогизм, см.: Модус понендо толленс. Модус толлендо поненс. Дизъюнкция (от лат. Disjunctio — разобщение, различение)
- Дилемма (от греч. Di(s) - дважды и lemma - предположение)
- Дискурсивный (от лат. Discursus — рассуждение, довод, аргумент)
- Дискуссия (от лат. Discussio — рассмотрение, исследование)
- Дистрибутивные и коллективные свойства. Д. С.
- Дихотомия (от греч, dicha и tome - рассечение на две части)
- Доказательство
- Доказательство конструктивное, см.: Конструктивная логика. Доказательство от противного, см.: Косвенное доказательство. Доказательство по случаям, или: Доказательство разбором случаев,
- Доказуемость, см.: Доказательство. Дополнение к множеству
- Достаточного основания принцип
- Достаточное условие, см.: Условное высказывание. Достоверность
- Заблуждение
- Закон ассоциативности (от лат. Associatio — соединение)
- Закон гипотетического силлогизма
- Закон двойного отрицания
- Закон де моргана
- Закон дистрибутивности (от англ. Distribution - распределение, размещение)
- Закон дунса скота
- Закон импортации, см.: Закон экспортации — импортации. Закон исключенного третьего
- Закон клавия
- Закон коммутативности (от лат. Commutatio - изменение, перемена)
- Закон коммутации (от лат. Commutatio - изменение, перемена)
- Закон композиции (от лат. Compositio — сочинение, составление)
- Закон косвенного доказательства
- Закон логики, см.: Логический закон. Закон мышления - термин традиционной логики,
- Закон противоречия, см.: Непротиворечия закон. Закон экспортации - импортации (от лат. Exportare -вывозить, importare — ввозить)
- Значение
- Идеализация
- Идемпотентности закон (от лат. Idempotens - сохраняющий ту же степень)
- Иллюстрация (от лат. Illustratio - прояснять)
- Импликация (от лат. Implicatio - сплетение, от implico — тесно связываю)
- Импликация материальная - импликация в трактовке логики классической.
- Индивид (от лат. Individuum - неделимое)
- Индуктивная логика
- Индуктивное определение
- Индукции каноны (от греч. Canon — правило, предписание)
- Метод единственного сходства:
- Метод сопутствующих изменений:
- Метод остатков.
- Индукция (от лат. Inductio - наведение)
- Индукция математическая, полная математическая индукция
- Индукция неполная
- Индукция полная
- Индукция популярная
- Интенсионал и экстенсионал
- Интерпретация (от лат. Interpretatio - разъяснение, истолкование)
- Интерсубъективный (от лат. Inter - между)
- Интуитивная логика
- Интуиционизм
- Интуиционистская логика
- Интуиция (от лат. Intuitio — пристальное, внимательное всматривание, созерцание)
- Иррациональное (от лат. Irrationalis - неразумный, бессознательный)
- Исключенного третьего закон, см.: Закон исключенного третьего. Искусственный интеллект
- Истинностное значение
- Исчисление
- Кавычки
- Категорическое суждение
- Категория (от греч. Kategoria - высказывание, обвинение, признак)
- Каузальная модальность, см.: Онтологическая модальность. Класс, множество (в логике и математике)
- Классификация
- Классическая логика, см.: Логика классическая. Конвенция (от лат. Conventio - соглашение)
- Коннотация (от лат. Connotatio — добавочное значение)
- Конструктивная логика
- Контекст (от лат. Contextus — сцепление, соединение, связь)
- Контекстуальное определение, см.: Определение контекстуальное. Контрадикторная противоположность (от лат. Contradictorius — противоречащий)
- Контрапозиции закон
- Контрарная противоположность (от лат. Contrarius - противоположный)
- Концепт (от лат. Conceptus— понятие)
- Конъюнкция (от лат. Conjunctio - союз, связь)
- Косвенное доказательство
- Круг в доказательстве (лат. — circulus in demonstrando)
- Круг в определении
- Лемма (от греч. Lemma — предположение)
- «Лжеца» парадокс
- Логика (от греч. Logos — слово, понятие, рассуждение, разум), или: Формальная логика,
- Логика времени, или: Временная логика,
- Логика высказываний, или: Пропозициональная логика,
- Логика дедуктивная, см.: Дедукция. Логика изменения
- Логика квантовой механики
- Логика классическая
- Логика классов
- Логика комбинаторная (от лат. Combinare — соединять, сочетать)
- Логика многозначная, см.: Многозначная логика. Логика научного познания, или: Логика науки,
- Логика неклассическая
- Логика норм, см.: Деонтическая логика. Логика отношений
- Логика предикатов, или: Функциональная логика, теория квантификации, кванторная логика,
- Логика традиционная, см.: Традиционная логика. Логика эпистемическая (от греч. Episteme - знание)
- Математическая логика
- Материальная суппозиция, см.: Суппозиция. Метаматематика
- Метатеория (от греч. Meta - после, за, позади)
- Метафора (от греч, metaphora - перенос, образ)
- Метаязык (от греч. Meta - после, за, позади)
- Метод (от греч. Methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения)
- Методологическая аргументация
- Методология науки
- Многозначная логика
- Многозначности принцип, см.: Принцип многозначности. Многозначность
- Множеств теория
- Модальная логика
- Модальность (от лат., modus — мера, способ)
- Модель (от лат. Modulus — мера, образец, норма)
- Модель семантическая
- Модус (лат. Modus - мера, способ, образ, вид)
- Модус понендо толленс (лат. Modus ponendo tollens)
- Модус поненс (лат. Modus ponens)
- Модус толлендо поненс (лат. Modus tollendo ponens)
- Модус толленс (лат. Modus tollens)
- Мышление
- «Не вытекает», «не следует» (лат. Поп sequitur)
- «Недоказанное основание» доказательства
- Независимость (в логике и математике)
- Неклассическая логика, см.: Логика неклассическая. Необходимость (логическая)
- Необходимые и достаточные условия (в логике и математике)
- Непосредственное умозаключение (в традиционной логике)
- Неправильное умозаключение, см.: Умозаключение.
- Непредикативное определение
- Непротиворечивость
- Непротиворечия закон
- Несобственные символы, см.: Символы собственные и несобственные.
- Нечеткое множество
- Неясность
- Номологическое высказывание (от греч. Nomos - закон, logos — учение, понятие)
- Обобщение (лат. Generalisatio)
- Обозначения отношение
- Обоснование
- Обоснование оценок
- Образец
- Обращение (лат. Conversio)
- Общее понятие, см.: Понятие. Общее суждение, см.: Суждение. Объединение (сложение) классов (множеств)
- Объективность
- Объектный (предметный) язык
- Объяснение
- Ограничение понятия
- Омонимия (от греч. Homos — одинаковый, опута — имя)
- Оператор (от лат. Operator — действующий)
- Описание, см.: Высказывание дескриптивное. Описание состояния (англ. State description)
- Описательное высказывание, см.: Высказывание дескриптивное. Описательно-оценочное высказывание, см.: Высказывание дескриптивное, Оценочное высказывание. Определение (лат. Definitio)
- Определение аксиоматическое
- Определение генетическое (от греч. Genesis - происхождение, источник)
- Определение классическое, или: Определение через род и видовое отличие,
- Определение неявное
- Определение номинальное
- Определение операциональное
- Определение остенсивное (от лат. Ostentus - показывание, выставление напоказ)
- Определение реальное
- Определение явное
- Опровержение
- Осмысленность
- Основание и следствие
- Отношение (в логике) отождествляется с многоместным предикатом.
- Отношение включения класса в класс, см.: Множеств теория. Отношение нерефлексивное (иррефлексивное)
- Отношение принадлежности элемента классу (множеству), см.: Множеств теория. Отношение рефлексивное
- Отношение симметричное
- Отношение типа равенства
- Отношение транзитивное
- Отношение функциональное (однозначное)
- Отрицание
- Отрицательное высказывание, см.: Отрицание. Оценка, см.: Оценочное высказывание. Оценок логика
- Оценочная модальность, см.: Аксиологическая модальность. Оценочное высказывание
- Ошибка логическая
- Парадигма (от греч. Paradeigma — пример, образец)
- Парадокс (греч. Paradoxos)
- Парадоксы импликации
- Паралогизм (от греч. Paralogismos — неправильное, ложное рассуждение)
- Паранепротиворечивая логика
- Переменная
- Пересечение классов (множеств)
- Подмена тезиса (лат. Ignoratio elenchi)
- Подтверждение
- Познание
- Полемика
- Полнота (в логике и дедуктивных науках)
- Понимание
- Понятие
- Порочный круг
- «После этого значит по причине этого» (лат. Post hoc ergo propter hoc)
- Поспешное обобщение
- Правило вывода
- Правило локка
- Прагматика
- Правило отделения, см.: Модус поненс. Превращение (лат. Obversio) в традиционной логике
- «Предвосхищение основания» (лат. Petitio principii)
- Предикат (от лат. Praedicatum - сказанное)
- Предложение
- Предметная область, или: Универсум рассуждения, область теории,
- Предпочтений логика
- Предсказание
- Прескриптивное высказывание, см.: Нормативное высказывание. Приведение к абсурду, или: Редукция к абсурду, приведение к нелепости (лат. Reductio ad absurdum),
- Частный закон приведения к абсурду
- Принцип взаимозаменимости
- Принцип многозначности
- Принцип объемности (экстенсиональности) (от лат. Extentio — протяжение)
- Принцип однозначности
- Принцип предметности
- Причинная связь
- Причинности логика
- Проблема (от греч. Problema — преграда, трудность, задача)
- Пропозициональная связка
- Пропозициональная функция
- Противоположность логическая
- Противопоставление предикату
- Противоречие
- Равенство
- Равнозначность (равносильность, эквивалентность)
- Равнообъемность
- Разделительное суждение
- Разделительно-категорическое умозаключение
- Разделительно-условное умозаключение, см.: Дилемма. Разрешающая процедура, см.: Разрешения проблема. Разрешения проблема, или: Разрешимости проблема,
- Разрешимая теория
- Рациональность (от лат. Ratio - разум)
- Рекурсивное определение (от лат. Recurso - возвращаюсь)
- Релевантная импликация, см.: Релевантная логика. Релевантная логика
- Референт (от лат. Refero — называть, обозначать)
- Референция
- Свойство
- Семантика логическая
- Семантическая категория
- Семантические парадоксы, см.: Антиномия. Семантическое понятие истины
- X истинно º р.
- Семиотика
- Силлогизм (от греч. Sillogismos) категорический
- Символ (от греч. Symbolon — знак, опознавательная примета)
- Символика логическая
- Символическая логика
- Символы собственные и несобственные
- Синкатегорематическое выражение, см.: Символы собственные и несобственные. Синонимия
- Синтаксис (греч. Syntaxis — построение, порядок)
- Синтаксическая категория
- Следование, см.: Логическое следование. Следствие, см.: Логическое следование. Сложное высказывание
- Случайность логическая
- Совместимости условие
- Собирательное понятие, см.: Понятие. Совместимость
- Современная логика
- 1. Методология дедуктивных наук.
- 2. Применение логического анализа к опытному знанию.
- 3. Применение логического анализа к оценочно-нормативному знанию.
- 4. Применение логического анализа в исследовании приемов и операций, постоянно используемых во всех сферах научной деятельности.
- Содержание и форма, см.: Логическая форма. Содержание понятия, см.: Понятие. Сорит (от греч. Soros - куча)
- Сравнительные модальности, см.: Абсолютные и сравнительные модальности. Строгая импликация, см.: Импликация, Парадоксы импликации, Логика. Строгость
- Суждение
- Суппозиция (от лат. Suppositio — подкладывание, подмена)
- Существенный признак, см.: Определение понятия. Сходство
- Тавтология
- Теоретическое и эмпирическое
- Теоретическое мышление
- Теория (от греч. Theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование)
- 1. Исходные основания т.
- 2. Идеализированный объект т.
- 3. Логика т.
- 4. Совокупность законов и утверждений,
- Теория познания
- Термин (от лат. Terminus — граница, предел, конец ч.-л.)
- Термин теоретический
- Термин эмпирический
- Термины силлогизма - элементы суждений, входящих в состав силлогизма (см.: Силлогизм). Типов теория
- Типология (от греч. Tipos — отпечаток, форма)
- Тождества закон
- Тождество
- Традиционная логика
- Транзитивности закон
- Умозаключения из суждений с отношениями
- Умозаключение
- Умозаключение статистическое
- Универсум рассуждения, см.: Предметная область. Условное высказывание
- Условное умозаключение
- Учетверение терминов (лат. Quaternio terminorum)
- Факт (от лат. Factum — сделанное, совершившееся)
- Фальсификация (от лат. Falsus — ложный, facio - делаю)
- Фигура силлогическая, см.: Силлогизм. Физическая модальность, см.: Онтологическая модальность. «философская логика»
- Формализация (от лат. Forma — вид, образ)
- Формальная логика, или: л о г и к а,
- Формальная суппозиция, см.: Суппозиция. Формальная теория
- Формы мысли, или: Формы мышления,
- Функтор
- Функция (от лат. Functio — осуществление, выполнение)
- Целевое обоснование
- Цель-средство
- Частное суждение
- Эвристика (от греч. Heurisko - отыскиваю, открываю)
- Эйлера круги
- Эквивалентность, или: Равнозначность,
- Эквивокация — логическая ошибка,
- Экзистенциальное высказывание (от лат. Existentia - существование)
- Эклектика
- Экспликация (от лат. Explicatio - разъяснение)
- Экстенсиональность
- Экстенсиональный контекст
- Эллиптическое высказывание
- Эмпирическое и теоретическое, см.: Теоретическое и эмпирическое. Энтимема (от греч. In thymos — в уме)
- Эпихейрема (от греч. Epiheirema — умозаключение)
- Эристика (от греч. Eristika — искусство спора) — искусство ведения спора.
- «Юма принцип»
- Языка функции, или Употребление языка,
- Язык логики
- Язык науки
- Язык семантически замкнутый
- Ясность
- Ивин Александр Архипович, Никифоров Александр Леонидович словарь по логике
- 117571, Москва, проспект Вернадского, 88,