IV. Философия нового времени
Философия Нового времени занимает 16-18 вв. Это время становления и оформления многих естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, биология, математика и механика и другие превращаются в самостоятельные научные отрасли. Однако, остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщить, систематизировать данные естественных наук. Это выдвигает новые задачи и обуславливает приоритеты для философии Нового времени. Формируется философия науки.В центре новой философии – теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Если конкретные «частные» науки должны вскрывать законы природы, то философия призвана вскрывать законы мышления, действующие во всех науках. Этим занимаются такие известные мыслители как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц и другие. Они ищут законы разума, чьи возможности неограниченны. Однако, разум в реальной жизни «затуманен», «затемнен» некими ложными представлениями и понятиями – «идолами». Возникает идея «чистого разума», т. е. свободного от «идолов» разума, который проникает в сущность явлений. Активно ищут истинный, главный метод познания, который приведет к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми. Основу нового метода ищут в чувственном опыте, выдвигая идею сверхзначимости индуктивного знания ( Бэкон, Гоббс, Локк), или в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Лейбниц, Спиноза).
В философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок.
1. Полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума.
2. Выдвижение науки в ранг важнейщего занятия человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс.
3. Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформулирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках. Теория познания становится центром философии Нового времени
Эпоха XVIIв.: первые буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании. Развитие науки определяли мануфактурное производство, рост мировой торговли, мореплавание, военное дело. Идеал человека – предприимчивый купец и любознательный ученый. Передовые европейские государства, стремясь к военному и экономическому господству, поддерживают науку: образование академией наук, научных обществ.
В науке – опытно-экспериментальные исследования и математические формализованные методики ( возникли в эпоху Возрождения), появление алгебры, дифференциального и интегрального исчислений, аналитической геометрии. Научные исследования объединяются в одном экспериментально-математическом методе познания.
Ведущая наука о движении тел – механика, сыгравшая огромную методологическую роль в формировании философско-мировоззренческих взглядов XVIIв.
Выделяют два основных направления: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм– чувственный опыт – единственный источник знаний:
идеалистический эмпиризм (Беркин,Юм). Опыт – совокупность ощущений и представлений;
величина мира – величина опыта;
материалистический эмпиризм ( Бэкон, Гоббс). Источник чувственного опыта – внешний мир.
Рационализм– на первом плане – логическое основание науки, разум – источник познания и критерий истинности.
Основные идеи философии Нового времени.
Автономно мыслящий субъект.
Методическое сомнение.
Индуктивно-эмпирический метод.
Гипотетико-дедуктивное построение научной теории.
Новое юридическое мировоззрение: обоснование и защита прав гражданина.
В процессе познания задействованы почти все способности человека, чувства («живое созерцание»), разум (мышление, рациональное и т. п. ), которые находятся в тесном единстве друг с другом.
Чувственное познаниеосуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и другими, которые развиваются у человечества на протяжении всей истории, а не только биологической эволюции. Как момент чувственно-предметной деятельности созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах – это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.
Ощущенияпредставляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные.
Восприятие– это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятия пространства, времени и движения.
Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует естественная связь с реальным объектом.
Содержание мировоззрения человека Нового времени формировалось не под воздействием философии. Наоборот: философия отразила и выразила дух эпохи, высказала его на своем языке и оправдала.
Философы Нового времени объявили протест против «онтологического прельщения», которое, с их точки зрения, «стало одним из источников рабства человека». Сложилось убеждение, что онтология – учение о бытии – порабощает человека, так как поднимает вопрос о детерминации его бытием. Такая детерминация делает человека не свободным. Так, в рамках онтологии все нравственные вопросы можно было ставить и решать только в зависимости от вопроса о бытии, что делало невозможным сведение нравственного начала к субъективному сознанию, как это сделал впоследствии И. Кант. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с миром.
Философия Нового времени утратила прежнее понимание бытия, как абсолютного и подлинного, совершенного и неизменимого гаранта всего происходящего в мире. Человек, его сознание, его жизнь, его потребности стали восприниматься как единственное подлинное бытие. Приведем примеры такого понимания бытия в разных философских учениях.
И. Кантговорит о бытии, зависимом от познания.
Философия жизни утверждает, что бытие – это жизнь и потребности ее возрастания.
Философия ценностей объявляет ценности предельным основанием человеческого существования.
Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать все сущее.
В Новое время человек приписал деятельностную энергию только самому себе, чем оправдал свое право насильственно открывать тайны природного естества, переделывать природу и преобразовывать мир.
Поэтому в Новое время светская культура осудила практику обращения за помощью к Богу через молитву в начале любого дела и благодарность Его по окончании этого дела.
Отказ в Новое время от идеи бытия сопровождался переоценкой времени: никто уже не думает о вечном. Человек перестает искать вечных смыслов жизни. Суетная жажда устроить жизнь «здесь» и»сейчас», насладиться всеми земными благами до наступления смерти, за которой пустота и тлен, - такова одна из мировоззренческих установок Нового времени.
И все же философия Нового времени не отказалась от античной традиции поиска опоры для человеческого существования.
Итак, философию Нового времени начала трансформировать античную идею объективного и абсолютного бытия: бытие стало субъективным. В XXвеке этот процесс углубился и теперь даже Бог, в интерпретации, например, экзистенциалистов, теряет свою субстанциальность: Он не вне человека, а в нем. Идея Бога имеет корни в экзистенции человека, в его стремлении к чему-то вечному и устойчиво-надежному. Другими словами, Бог, с точки зрения экзистенциализма, существует только благодаря наличию в трансцендентальной структуре «я» стремления к абсолюту.
- Коми филиал фгбоу впо Вятская государственная сельскохозяйственная академия
- Контрольная работа №_____
- Содержание
- Античная Философия
- II. Философия средних веков
- III. Философия Возрождения, Просвещения
- IV. Философия нового времени
- V. Русская философия
- VI. Человек как предмет философии
- VII. Социальная философия, общество
- VIII. Глобальные проблемы современности
- Заключение
- Список литературы