Глава 2. АНТИЧНОСТЬ И РОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Слово «философия», подобно всей западной цивилизации, пришло к нам из Древней Греции. Но греки не только придумали это слово, а очертили рамки самой классической философии как способа мышления и подхода к миру. И у тех же древних греков мы находим первый опыт неклассической философии, столь популярной в наши дни. Противостояние классической и неклассической философии наметилось уже там, у истоков европейской цивилизации. Философия самоопределялась, пытаясь отмежеваться от мифа, с одной стороны, и науки — с другой. А в ней самой шла борьба классического и неклассического начала. И эта коллизия придает античной философии особый смысл и актуальность.
Философия буквально означает «любовь к мудрости». Но уже греки стали расходиться в представлениях о том, какого рода мудрость отличает философа. Так, к примеру, прославленные «семь мудрецов», жившие на рубеже VII и VI веков до н. э., давали общие наставления типа «Говори к месту», «Знай свое время», «Ничего сверх меры», и именно этими афоризмами житейской мудрости увековечили свои имена. Но не меньше почитали греки создателя великих эпических поэм «Одиссеи» и «Илиады» Гомера, не говоря уже о жрецах, совершавших обряды, делавших предсказания и толковавших изречения оракула.
Таким образом, первые греческие философы стали излагать свои взгляды в среде, в которой уже имелись авторитеты, а в качестве высшей инстанции в архаической Греции выступали языческие мифы, повествующие о происхождении и устройстве того мира, в котором живет древний человек. С. современной точки зрения мифы подобны сказкам, в которых действуют таинственные силы, факты переплетаются с иллю-
48
зиями, а мнимое невозможно отделить от подлинного. Но суть заключается в том, что миф — это не просто фантазия, а особая реальность, через призму которой преломлялись не только представления и переживания, но и поступки древнего человека. Древние мифы всех народов выражают отношение к миру у человека, который еще не видит существенной разницы между своими субъективными желаниями и объективными процессами внешней реальности. Такой человек еще не способен выделять себя из окружающего мира.
Но если подобное отношение к миру вполне органично для людей, живущих в родовой общине, то иначе начинают осознавать себя и мир граждане древнегреческих городов-полисов, где развитие торгово-хозяйственной инициативы на почве классического рабства, а также эволюция форм государственной власти создают основу для Логоса, бросающего вызов Мифу. Этот вызов мифу бросили первые греческие философы, которые, подобно мыслителям «осевого времени» в Индии и Китае, заговорили об основе мира не на языке поэтических образов и иносказаний, а на языке логики, логического анализа. Философия начинается с выяснения причинно-следственных связей и стремится создать теорию как систему логических рассуждений.
Древнегреческая философия зародилась на побережье Малой Азии, где находились греческие городаколонии. Это место называлось Ионией. Поэтому философию, которая там появилась, принято называть
ионийской философией.
- Введение. Как изучать философию?
- Глава 1. РОДИНА ФИЛОСОФИИ - ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД?
- 3. Древний Китай: даосизм и конфуцианство
- Конфуций
- Глава 2. АНТИЧНОСТЬ И РОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- 1. «Фисиология» ранних греческих философов
- Фалес (ок. 640 — ок. 545 до н. э.),
- 2. Пифагор и пифагорейцы
- Пифагор (ок. 580 — ок. 500 до н. э.),
- 3. Парменид о Бытии и путях его познания
- Парменид (ок. 540 — ок. 470 до н. э.)
- 4.Атомизм как вершина греческой натурфилософии
- Левкипп (ок. 500 — ок. 440 до н. э.),
- 5. Софисты и первый опыт субъективизма
- Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н. э.)
- Разум как субъективная способность
- 6. Сократ о человеке и сути добродетели
- Сократ (469—399 до н. э.)
- 7. Философия Платона и проблема идеального
- Платон (427—347 до н. э.)
- 8. Учение Аристотеля как энциклопедия античной философии
- Аристотель (384—322 до н. э.)
- Этические и политические идеи Аристотеля
- 9.Эллинизм и разложение античной классической традиции
- Сократические школы
- Эвклида (ок. 450—380 до н. э.)
- Кинизм как образ жизни я философия
- Антисфен (450—360 до н. э.)
- Основные идеи стоицизма
- Зенон из Китиона (333/32—262 до н. э.),
- Скептицизм и эклектицизм
- Глава 3. СРЕДНИЕ ВЕКА: ФИЛОСОФИЯ КАК «СЛУЖАНКА БОГОСЛОВИЯ»
- 1. Отражение кризиса римского общества в философии. Эпикуреизм и стоицизм
- 2. Филон Александрийский - «настоящий отец христианства»)
- Филон (20 г. до н. э. — 54 г. н. э.),
- 3. О своеобразии христианского вероучения
- 4. Апологеты против языческой мудрости
- Юстин-мученик
- Тертуллиан: вера претив разума
- Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160— после 220 н. э.)
- 5. "Отцы церкви» и основы христианской философии
- «Истинный гносис» Климента Александрийского
- Тит Флавий Климент (ок. 150—216 н. э.)
- Теологическое учение Оригена
- Ориген Александрийский (185—263)
- Наследие Августина Блаженного
- Аврелий Августин (354—430)
- 6. Неоплатонизм как антитеза христианству
- 8. Схоластика как «школьная» философия средневековья
- Первый схоласт Иоанн Скот Эриугена
- Иоанна Скота Эриугену (ок. 810—877)
- Ансельм Кентерберийский как второй «отец схоластики»
- Ансельм Кентерберийский (1033—1109)
- Средневековый спор об универсалиях
- Крайний реализм
- Пьер Абеляр (1079—1142)
- 9. Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики
- Фома Аквинский (ок. 1226—1274)
- 10. Средневековый номинализм и его вызов схоластике
- Иоанн Дунс Скот (1270—1308)
- Уильяма Оккама (1290—1349/50
- Джон Уиклиф (1330—1384)
- Глава 4. ГУМАНИЗМ И ПАНТЕИЗМ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- Джорджо Вазари (1511—1574)
- 1. Социокультурные основы философии Возрождения
- Н. Макиавелли (1469—1527)
- 2. Возрожденческий гуманизм и флорентийская Академия
- Пико делла Мирандола (1463—1494)
- 3. П.Пампонацци: смертная душа в присутствии Бога
- 4. Учения И. Казанского и Д. Бруно
- Пантеизм Николая Кузанского
- Николай Кузанский (1401—1464)
- Атеизм Д. Бруно
- Джордано Филиппо Бруно (1548—1600)
- Литература
- Глава 5. НОВОЕ ВРЕМЯ: ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- 1.Ф. Бэкон: знание - сила
- 2. T. Гоббс: между эмпиризмом и рассудочным рационализмом
- 3. Д. Локк: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах
- О Боге и материи с позиции эмпиризма
- Локк как идеолог либерализма
- 4. Дж. Беркли: существовать - значит быть непринимаемым
- Джордж Беркли (1685—1753)
- 5. Скептицизм Д. Юма: против религиозного и метафизического догматизма
- Давид Юм (1711-1776)
- Этическое учение Юма
- 6. Р. Декарт и истоки новоевропейского рационализма
- Рене Декарт (1596—1650)
- 7. Пантеизм Б. Спинозы: Бог как Природа
- Бенедикт Спиноза (1632— 1677
- Спинозизм и атеизм
- 8. Монадология Г.В. Лейбница
- Метафизика X. Вольфа как продолжение лейбницианства
- Христиан Вольф (1679-1754)
- Глава 8. ПРОСВЕЩЕНИЕ О ПРИРОДЕ, ЧЕЛОВЕКЕ И ПУТЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
- 1. Вольтер и Монтескье: «дух времени» и «дух законов»
- Вольтер (1694—1778)
- 2. Ж.-Ж. Руссо и проблема отчуждения
- Жан Жак Руссо (1712-1778)
- 3. Механистический материализм барона Гольбаха
- 4. «Человек-машина» Ламетри
- 5. Ощущение как основа познания
- Этьенн Бонно (1715—1780)
- Клод Адриан Гельвеций (1715—1771)
- 6. Теория социальной среды: «воспитание создает все»
- 7. Дидро н парадоксы «разорванного сознания»
- Дени Дидро (1713—1784)
- 8. П.Ж.Ж. Кабанис и «вульгарный материализм»
- Пьер Жан Жорж Кабанис (1757—1808)
- Глава 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИКА КАК ВЕРШИНА КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
- 1. И. Кант - основоположник классической немецкой философии
- Переворот в философии и трансцендентальная логика
- Этика Канта
- Эстетика Канта
- А.Г. Баумгартен (1714—1762)
- 2. И. -Г.Фихте обоснование деятельной природы субъекта
- Социально-политические взгляды Фихте
- 3. Философская эволюция Ф.В.Й. Шеллинга: натурфилософия - эстетический идеализм - философия откровения
- Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854)
- 4. Система объективного идеализма Г.В.Ф. Гегеля
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) был
- Философия духа
- 5. Антропологический материализм Д. Фейербаха
- Фейербах об истории и отчуждении сущностных сил человека
- Глава 8. К. МАРКС И «ОБМИРЩЕНИЕ ФИЛОСОФИИ»
- 1. Жизненный путь К. Маркса
- 4. Критика антропологизма Л. Фейербаха и историческое понимание сущности человека
- 6.Критика «казарменного коммунизма»
- 8. Материалистическое понимание истории и диалектический метод
- 9. Ф. Энгельс: от сражения с Шеллингом до «Диалектики природы»
- 10. О марксизме сегодня
- Глава 9. ФОРМИРОВАНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (ПРЕЛЮДИЯ)
- 1. А. Шопенгауэр и зарождение неклассической традиции
- Артур Шопенгауэр (1788—1860)
- 2. О. Конт и начало позитивизма
- О. Конт (1798—1857).
- 3. С. Киркегор: первый опыт экзистенциализма
- Серен Киркегор (1813—1855)
- Экзистенция и поиск «повторения»
- 4. Ф. Ницше и «философия жизни»
- Фридрих Вильгельм Ницше (1844—1900) родился в Лютцене в Германии
- Глава 10. ОТ ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- 1. «Логический атомизм» Б. Рассела
- 2. «Языковая игра» Д. Витгенштейна
- 3. «Критический рационализм» К. Поппера
- Карл Раймунд Поппер (1902—1994) родился в Вене
- К. Поппер о врагах «открытого общества»
- Глава 11. 3. ФРЕЙД И ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА
- 1. Теория Фрейда: истоки и перспективы
- Зигмунд Фрейд (1856—1939)
- 2. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга
- 3. «Фрейдомарксизм» Э. Фромма
- Эрих Фромм (1900—1980)
- Глава 12. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ XX ВЕКА В РЕЛИГИОЗНОЙ И АТЕИСТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ
- 1. М. Хайдеггер: экзистенция как «здесь-бытие»
- 2. К. Ясперс: от экзистенциальной коммуникации к философской вере
- Карл Ясперс (1883—1969)
- 3. Ж. -П. Сартр: «другие - это ад»
- Жан Поль Сартр (1905—1980)
- 4. А. Камю: между метафизическим и историческим бунтом
- Глава 13. ГЕРМЕНЕВТИКА В XX ВЕКЕ (ЕЕ ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ)
- 1. Христианская «герменевтика» Р. Шлейермахера
- Фридрих Шлейермахер (1768—1834)
- 2. В. Дильтей о герменевтике «сочувствия»
- Вильгельм Дильтей (1833—1911)
- 3. Герменевтический круг Х.Г. Гадамера
- Ханс Георг Гадамер (1900—2002)
- Глава 14. ПОСТМОДЕРНИЗМ: ФИЛОСОФИЯ КАК ЛИТЕРАТУРА
- 1. О понятиях «модерн» и «постмодерн»
- 2. Философия как «письмо»
- Ролан Барт (1915—1980)
- Фердинандом де Соссюром (1857—1913).
- 3. «Ризома» вместо логики
- Ж. Делёза (1925-1995) и Ф. Гваттари (1930-1992)
- 4. Телесное "событие" как антипод идеи
- 5. Цинизм против нравственного закона
- Глава 15. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ФИЛОСОФСКОГО РАЗВИТИЯ
- 1. О6 основных зтапах русской философской мысли
- Максим Грек (ок. 1470—1556
- 2. П.Я. Чаадаев как основоположник оригинальной русской философии. Славянофилы и западники
- Духовная эволюция П. Чаадаева и главное противоречие русской жизни
- Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856)
- Философско-социологические воззрения славянофилов: И.В. Киреевский, A.С. Хомяков
- Русский «гегелизм» и западничество: либеральное и революционное направление
- Николай Владимирович Станкевич (18Î3—1840)
- 3. Философские основания идей русских революционеров-демократов
- А.И. Герцен и идея революции
- Александр Иванович Герцен (1812—1870)
- Антропологическая философия Н.Г. Чернышевского
- Н.Г. Чернышевский (1828—1889)
- 4. Учение B.C. Соловьева как вершина русской религиозной философии
- Философия всеединства и начала софиологии
- 5. Русская философия «серебряного века» и персонализм Н.А. Бердяева
- Николай Александрович Бердяев (1874—1948)
- Философия свободы
- Философия неравенства: критика демократии
- 6. Лев Шестов и русский экзистенциализм
- Лев Исаакович Шварцман (1866—1938),
- «Философия абсурда»: Шестов как экзистенциалист
- Литература
- Заключение. Можно ли говорить о «конце философии»?
- СОДЕРЖАНИЕ