Логическая семантика.
Осознавая трудности с обоснованием принципа верификации, Р. Карнап предпринял попытку заменить этот принцип семантическим критерием. Его поддержали А. Тарский, А. Айер и др. Так сформировалась другая разновидность неопозитивизма: логическая семантика. Тарский доказал, что всякие попытки определить значение (в том числе истинностное значение) выражений какого - то языка с помощью средств этого же языка ведут к парадоксам типа "Лжец". Суть этого известного еще с древности парадокса такова: человек говорит: "Я сейчас лгу"; если он лжет, то он говорит правду, а если говорит правду, то он лжет. Чтобы избежать этих парадоксов, доказывает Тарский, нужно для определения семантических понятий исследуемого языка вводить метаязык, с помощью которого вести все рассуждения об объектном языке. Идея формализации языка - объекта и его изучения средствами метаязыка оказались весьма плодотворной для логико - лингвистических исследований, исследований так называемых машинных языков (языков программирования). Оказалось, что этим методом можно исследовать непротиворечивость, полноту и независимость утверждений, выбранных в качестве аксиом, какой - то теории, проанализировать выразительные возможности теории, решать многие другие проблемы.
Однако возможность сведения высказываний одного типа к высказываниям другого типа логические семантики стали истолковывать в духе конвенционализма.
Принцип конвенционализма, по Карнапу, заключается в том, что исследователь может выбирать ("может терпеть") любую избранную им логическую систему, лишь бы она была непротиворечива. Айдукевич развивает так называемый радикальный конвенционализм, согласно которому изображение мира в науке зависит от выбора понятийного аппарата, причем в этом выборе мы абсолютно свободны.
Но Карнап и другие логические семантики не могли обойти вопрос, о том, какой же язык наиболее удобный для разных наук. Поиски ответа на этот вопрос привели Карнапа и других логических семантиков к физикализму.
Карнап охарактеризовал его как требование перевода предложений всех наук, содержащие описание предметов в терминах наблюдения на язык физики.
Такой перевод предложений он стал рассматривать даже как критерий их научной осмысленности.
В первой половине 30-х г. физикализм пережил период бурного расцвета. Была даже попытка создать "Энциклопедию унифицированного знания". Но дальше нескольких вводных выпусков запланированного многотомного издания дело не двинулось.
Причина неудачи в том, что сближение наук, вызванное их структурной аналогией, математизацией, возникновением пограничных дисциплин и объединяющих теорий (биохимии, общей теории систем и т.д.) отнюдь не ведут к утрате качественной специфики различных областей знания.
- Содержание.
- 1.Введение.
- 2.Первый классический позитивизм и его представители.
- 3.Неопозитивизм.
- Философия логического анализа.
- Логический позитивизм.
- Логическая семантика.
- 4.Постпозитивизм.
- 5.Позитивизм как обоснование науки.
- 6.От науки – к утопическому проектированию.
- 7.Концепции человека в русской философии хiх века.
- 8.Заключение.
- 9.Список литературы.