logo
фил

6.Философия Древнего Востока. Основные проблемы древнеиндийской и древнекитайской философии.

В вост мысли религ и ф. начала очень переплетены.На В. рел-ые ые представления носят общий характер, что сближает их с ф построениями. В мысль скорее эмоционально-этична, чем рационально-логична. Тесная связь между природой и человеком. Мыслители В. выводили порядок и спокойствие в обществе из поступков людей согласно естественным законам.

Особенность вост. фил. – мировоззренческий синтез мифологического, религиозно-символического и рационального (учения Будды, Конфуция, Веды, персидская книга «Авеста»), а также целостность видения чел.

Восточная религиозно-философская проза (книга «Лунь юй» Конфуция и его учеников, индийская «Махабхарата») дала образцы целостного рассмотрения сущности человека и оказала влияние на историю всего человечества. не обретала статус навязываемой теоритической дисциплины,была частью жизни.

Сегодня фил. В оказывает влияние и на дизайн, развивается инд. и кит. тематика, происходят заимствования (в одежде, средовых вещах, интерьерах и проч.)

Китайский тип философствования.

Др.кит. философия – антропологическая, объясняющая мир.

Начинается с мифологии (предфил этап до 18 в. до н.э.). Природные процессы объясняются чел поступками. Затем возникают ф системы Конфуция, Лао-цзы (категория дао)и др. мыслителей. Концепция бытия в китайской философии (в целом; изложена в «Книге перемен»):

- мир целостен, един, бесконечный процесс становления

- антропологическая направленность ф. с акцентом на морально этические принципы (наиболее полно проявилась в конфуцианстве)

- важны образность, метафоричность и интуитивность.

В 6 в. до н.э. появляется учение Кун Фуцзы (в Европе известен как Конфуций)

Основные идеи изложены в книге «Лунб юй»

Центральная идея – «жэнь»,гуманность,человеколюбие. показатель истинно человеческого в человеке, естественное чувство, обогащенное культурой. не врожденное знание,возникает на практике с помощью познания и культивирования.

Категории, раскрывающие «жэнь»:

- «сяо» – почтительное отношение к родителям

- «ди» – распространение такого отношения на родственников и окружающих

- «чжун» – преданность, цивилиз-е отношение к вышестоящим (императору, стране)

В смысл категории «жэнь» входят и поведенческие нормы:

- «ли» – ритуалы, обряды, церемонии, с помощью кот. люди выражают свои чувства

- «и» – долг – справедливость,практика выражения цивилизованных чувств в нужное время и в нужном месте.Концептуальная категория в структуре «жэнь» – «цзюньцзы», благородный муж- совершенство воспитания чувств.Цель учения К. –воспитание совершенной личности , совершенствование управления государством (нравств. качеств управляющего).Политика делается объектом фил. размышлений, сближая этику с политикой.По К., человеку необходимо придерживаться правила «золотой середины», избегать и излишней осторожности и излишней несдержанности.

Человеколюбие, как составляющая «жэнь» – свойство не всех людей, а лишь «благородных». Благородный муж обладает высокими моральными качествами, он – человек долга и справедливости, думает, как бы не нарушить законы, требователен к себе, стойко переносит нужду, живут в согласии с людьми, но не следуют за ними. Этому противопоставлены «низкие люди». Низкий человек не может быть человеколюбивым, он не думает о долге и морали, а лишь о том, как лучше устроиться в жизни, извлечь выгоду из ситуации, требователен к людям, следует за другими людьми.Человек, совершенствуя себя, может совершенствовать социальные отношения. Другие аспекты ф. К. не столь концептуальны.

Древнеиндийская философия.

Древнеиндийская предфилософия:

- 15-6 в. до н.э. – ведический период (Веды – «видение», «знание» – священные книги, прямо или косвенно связанные с больш. ф. идей)

- 6-2 в. до н.э. – послеведический (эпический);

- 2 в. до н.э.-5 в.н.э. – период сутр, конкретных философ. воззрений

Религиозная философия.

Общая смысловая направленность индийской религиозно-философской мысли – целостная концепция личности, стремящаяся помочь человеку в его волнениях и страданиях.

Главной целью инд. ф. является достижение вечного блаженства как до, так и после смерти – освобождение от всякого зла.

Ф. представляет собой совокупность ф. теорий всех индийских мыслителей, отличается широтой кругозора, кот. свидетельствует о неуклонном стремлении к отысканию истины.

В Индии существовало множество различных школ, но каждая из них старалась изучить взгляды всех других, взвешивая их аргументы. Прежде чем сформулировать собственную теорию, философ должен установить точку зрения своего оппонента.

В итоге каждая система становится энциклопедической по своему подходу к тем или иным идеям. Школы: чарвака, санкхьи, йога, миманса, ньяйи, вайшешики.

Различные школы существовали параллельно, так как философия являлась частью жизни, философией жизни. Передавалась из поколения в поколение. Некоторые школы сохраняются и сегодня.

Школы можно разделить на ортодоксальные и неортодоксальные.

Йога. Важной составной частью буддийского мировоззрения выступает учение о познании человеком себя и мира через процесс самоуглубления и самосозерцания в йоге. Как ф. концепция и система медитационных техник возникает около 1 в. до н.э. и направлена на то, чтобы научить человека освобождаться от волнений жизни, страданий, оков телесно-материального, чтобы остановить потом перевоплощений. Это могут только «святые» – люди, достигшие нирваны, освободившиеся от всего земного. В состоянии нирваны нет времени, пространства, желаний – оно вечно, то есть это бессмертие, вечность, конец мира. Достигнуть такого состояния могут те, кто тренирует веру, мужество, внимание, мудрость.