§ 1. Принцип наблюдаемости
Усиление актуальности проблемы наблюдения в современной науке связано, как это ни странно, с появлением в составе современного научного познания повышенно ненаблюдаемых объектов. Таковы, например, элементарные частицы (особенно такие из них, как кварки или суперструны), антиматерия в атомной физике, черные дыры, Вселенная в целом в астрофизике, бессознательное в современной психологии, и т.д. Особенно проблематичной оказалась ситуация с процессом наблюдения в современной квантовой физике. Микрообъекты, если так можно выразиться, представляют из себя уже настолько «чувствительные» сущности, что их невозможно наблюдать и измерять, не внося существенных изменений в сам способ их существования. Так, по крайней мере, утверждается в господствующей сегодня интерпретации квантовой теории. В этом случае уже не может быть выполнен принцип нейтральности наблюдения. Наблюдается уже не столько объект, сколько результат его взаимодействия со средствами и субъектом наблюдения. Процесс наблюдения оказывается одновременно «приготовлением» объекта в определенном состоянии. Такая ситуация, кстати говоря, очень напоминает некоторые случаи, хорошо известные нам из психологии. Например, если мы начнем думать, что человек Х плохой и начнем выказывать по отношению к нему соответствующее поведение, то человек Х, почувствовав такого рода негативную установку, может разозлиться и в самом деле проявить себя плохо. И вот здесь возникает вопрос: человек Х является плохим или лишь проявил себя плохим, поддерживая навязываемый ему стереотип поведения ? Нечто подобное возникает и с микрообъектами. Когда мы наблюдаем их проявления, у нас уже не может быть полной уверенности, что наблюдаемые свойства являются свойствами самих объектов, а не навязаны этим объектам условиями наблюдения. Продолжая аналогию, можно было бы постараться наблюдать человека Х более аккуратно – так, чтобы он не догадывался о наблюдении или чтобы не навязывать ему какой-то стереотип поведения. Для этого нужно сделать средства наблюдения менее активными и явными. И вот тут-то и возникает проблема, специфическая именно для квантовой физики. Дело в том, что в этой теории утверждается наличие некоторого минимума активности (так называемого «кванта действия»), меньше которого нельзя снизить меру активности. Причем, активности самих микрообъектов также могут быть настолько малыми, что они оказываются сравнимыми с нижним порогом активности вообще. В таких условиях невозможно сделать наблюдение менее активным, и активность наблюдения оказывается сравнимой с активностью самого объекта наблюдения.
В такой ситуации можно было бы, по-видимому, двигаться в двух основных направлениях. Во-первых, можно попытаться смириться с такого рода ситуацией. Тогда нужно отказаться от попытки наблюдать объект-сам-по-себе. Приходится принять, что единственным объектом, с которым можно иметь дело, является тот объект (объект-для-нас), который наблюдаем в «активном» наблюдении. Именно такого рода точка зрения на природу наблюдения господствует в современной квантовой физике. Во-вторых, можно предположить, что есть возможность и более «тонкого» наблюдения, которое пока нам недоступно, но которое, в принципе, могло бы не нарушать существование даже «чувствительных» микрообъектов. Хотя и эта точка зрения присуща некоторым физикам, но сегодня она является не общепринятой.
Принятие первой точки зрения приводит к повышению значимости процесса наблюдения в составе научного знания, поскольку условия наблюдения теперь не отбрасываются как строительные леса после построения научной теории, но эти условия оказываются теперь во многом входящими в состав самой теории, определяющими саму структуру научного знания. Таков один из наиболее важных источников возрастания значимости процедур наблюдения в современной науке.
Итак, возникает такая несколько парадоксальная ситуация. Если объект повышенно ненаблюдаем нейтральным наблюдением и может наблюдаться только «активным» наблюдением (т.е. наблюдением, оказывающим существенное воздействие на существование объекта), то в этом случае процесс наблюдения оказывается не столько средством показать объект, не показывая наблюдение, сколько способом показать наблюдение, не показывая объекта. Объектом науки становится само наблюдение – вот хотя и несколько гиперболизированная, но как бы очищенная формулировка изменения статуса процесса наблюдения в современной квантовой физике и в определенной мере в современной философии науки. Эта формулировка повышает значение феноменализма в рамках научного принципа наблюдаемости (см. параграф «Наблюдение»), стремясь в большей мере ограничить сферу научного познания лишь областью инструментального наблюдения. В то же время следует отметить, что в современном научном познании средства научного наблюдения столь теоретически и технологически развиты, что современный феноменализм уже далеко отстоит от сферы наивного феноменализма, ограничивающего область научного познания только деятельностью внешних органов чувств человека.
- Часть 1. Понятие науки
- Глава 1. Феномен науки
- § 1. Удивление как начало научного познания
- § 2. Понятие о структуре
- § 3. Логические теории, описывающие структуры
- § 4. Эмпирическая реализация структуры
- § 5. Понятие о научном логосе
- § 6. Наука как субъект
- § 7. Наука в обществе
- § 8. Наука в истории
- § 9. Система наук
- Глава 2. Основания науки
- § 1. Примеры процедур обоснования
- § 2. Общая структура процедуры обоснования
- § 3. Фундаментализм и антифундаментализм
- § 4. Сетевая модель рациональности
- § 5. Метод последовательных приближений
- Глава 3. Наука и культура
- § 1. Определения культуры
- § 2. Культура как онтология
- § 3. Культура и наука как субъектные онтологии
- § 4. Проблема логоса субъектных онтологий
- Часть 2. Методы и формы научного познания
- § 1.Чувственное и рациональное познание
- Раздел 1. Эмпирические методы научного познания
- § 1. Наблюдение
- § 2. Измерение
- § 3. Эксперимент
- § 4. Теоретическая нагруженность эмпирического познания
- Раздел 2. Теоретические методы научного познания
- Глава 1. Индукция в научном познании
- § 1. Математическая индукция
- § 2. Перечислительная (энумеративная) индукция
- § 3. Элиминативная индукция
- § 4. Индукция как обратная дедукция
- § 5. Аналогия
- § 6. Парадокс лысого
- Глава 2. Дедукция в научном познании
- § 1. Немного об истории дедуктивного познания
- § 2. Искусственные и естественные языки
- § 3. О законах формальной логики
- § 4. Формальные символические языки
- § 5. Синтаксис и семантика
- Глава 3. Аксиоматико-дедуктивный и гипотетико-дедуктивный
- § 1. Аксиоматико-дедуктивный метод научного познания
- § 2. Гипотетико-дедуктивный метод научного познания
- Глава 4. Метод моделирования
- § 1. Модели и пределы
- § 2. Модели и интервал моделируемости
- § 3. О некоторых видах моделей
- Глава 5. Методы научного абстрагирования и идеализации
- § 1. Элиминативная теория абстракции
- § 2. Продуктивная теория абстракции
- Глава 6. Научная теория. Модели научного объяснения
- § 1. Гипотетико-дедуктивная модель научной теории
- § 2. Дедуктивно-номологическая модель научного объяснения
- § 3. Альтернативные модели научного объяснения
- § 4. Альтернативные модели научной теории
- Часть 3. Логико-методологические проблемы
- Глава 1. Методология системного подхода
- § 1. Основные понятия системного подхода
- § 2. Логика целого
- § 3. Виды целых
- § 4. Воплощение целого
- Глава 2. Философия и методология синергетики
- § 1. Феномен синергетики
- § 2. Синергетика и термодинамика
- § 3. Синергетика и теория особенностей
- § 4. Сводка основных понятий синергетики
- § 5. Обобщенный образ синергетической системы
- § 6. Сильная и слабая синергетика
- Глава 3. Методологические принципы
- § 1. Принцип наблюдаемости
- § 2. Принцип дополнительности
- § 3. Принцип соответствия
- § 4. Принцип симметрии
- Глава 4. Принцип детерминизма
- § 1. Дефинитивный детерминизм
- § 2. Жесткий (лапласовский) детерминизм
- § 3. Вероятностный детерминизм
- § 4. Проблема синтеза видов детерминизма
- Часть 4. Модели научного знания
- Глава 1. Логический позитивизм
- § 1. Этап догматического верификационизма
- § 2. Этап вероятностного верификационизма
- Глава 2. Модель науки Карла Поппера
- § 1. Фальсифицируемость как критерий демаркации
- § 2. Конвенционализм в философии Поппера
- § 3. Эволюция научного знания
- Глава 3. Модель науки Имре Лакатоса
- § 1. Доказательства и опровержения
- § 2. Процесс обогащения знания
- § 3. Философия исследовательских программ
- Глава 4. Модель науки Томаса Куна
- Глава 5. Модель науки Пола Фейерабенда
- Глава 6. К итогам развития философии науки
- Часть 5. Научная рациональность и ее типы
- § 1. Понятие рациональности
- § 2. Классическая научная рациональность
- § 3. Неклассическая научная рациональность
- § 4. Витализация образа материи в неклассической рациональности