logo
ММНИ учеб

От социальных обследований к научным исследованиям

Научные методы изучения различных сфер и процессов со­циальной жизни возникли тогда, когда социология обогатила себя такими науками как психология, математическая статистика и теория вероятностей. В научных исследованиях эмпирические методы выступают во взаимодействии с такими формами теорети­ческого познания, как широкие обобщения, гипотезы и теории. По­следние, в свою очередь, опираются на определенные социологиче­ские доктрины и парадигмы.

Изучение проблем социальной жизни общества началось еще в рамках античной философии. Выдающиеся ее представители, выдвигали различные утопические проекты преобразования общества. В идеальном государ­стве Платона, правят философы, защищают его воины, обслуживают ремес­ленники, а тяжелый труд выполняют рабы. В последствии сочине­ние таких проектов усовершенствования общества стало традицией для философов, политиков и общественных деятелей.

Заслуга основоположника социологии Огюста Конта71 состоит прежде всего в том, что он впервые отказался от традиции строить проекты идеального общественного устройства и стал призывать к изучению реально сущест­вующего общества. Поскольку же научными методами тогда распо­лагало только естествознание, то Конт рекомендовал применять его точные методы и для изучения явлений общественной жизни.

Задолго до возникновения классической социологии общественная жизнь, в частности условия труда людей, уровень дохо­дов населения и т.п., изучались отдельными энтузиа­стами с помощью простого наблюдения и опросов.

Наряду с обследованием условий труда и жизни разнообразных групп населения с помощью хорошо продуманных интервью, анкет с тщательно подобранными вопросами стали широко практиковаться периодические опросы населения по наиболее важным для жизни проблемам.

Про­блемы методологии социального исследования впервые в XX в. стали разрабатываться в чикагской социологической школе. Взаимодействие теоретиков с практиками в значительной степени способствовало совершенствованию методов социального исследования: возникли новые их формы, обогатился концептуальный аппарат и возросла надежность и обоснованность их выводов:

  1. Разработан метод включенного наблюдения, который давал возможность наблюдать изнутри отношения между членами интересующего социолога коллек­тива.

  2. Применен метод многостороннего исследования конкретного случая, который пред­ставляет особый интерес для социологии, — метод case study.

  3. Наметился переход от изучения социальных явлений и процессов путем непосредственного наблюдения к социальному эксперименту. Как мы уже знаем, экспе­римент дает возможность изучать явления, отвлекаясь от влияния несущественных для них обстоятельств и условий.

  4. Шире стали использоваться методы статистического исследования социальных явлений и усовершенствована техника и методика проведения со­циологических опросов и обследований.

Взаимодействие практики социаль­ных обследований с академической наукой завер­шилось переходом к научной социологии, где эмпирические мето­ды изучения выступают в органическом единстве с теоретическими методами.