51. Проблема гуманизма. Гуманизм и антропоцентризм.
Гуманизм(от лат. - человечность) - центральное для Возрождения культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие и светский индивидуализм. Гуманизм зарождался на кафедрах университетов, организовывались кружки единомышленников, озабоченных возрождением античной науки и культуры. У ее истоков стояли Данте и Петрарка. Учение о человеке Данте нашло свое выражение в его философских трактатах, в "Бож. Комедии" он ищет переход от божественного первоначала к стихиям "нижнего мира". Петрарка не отвергает земной славы ради небесной. Забота о земной славе - долг человека, она недостижима без постоянного творческого труда.
Гуманизм утверждает радость земного существования, воспевает красоту человеческого тела, культ наслаждения и пользы. Такой гуманизм способствовал появлению титанов Ренессанса.
Северный Ренессанс, его гуманизм проявился всего заметнее в лице Э. Роттердамского. Как философ он был близок к форме созерцательного мирового платонизма: он всему дивится, ничто не отрицает и за все благодарит.
В гуманистической философии Нового времени возникло понятийное противопоставление: человек - не вещь. Наиболее последовательно оно было продумано И. Кантом, положившим в основу своего учения оппозицию "вещь - личность" и сформулировавшим категорический запрет: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству. Требование Канта было созвучно начавшейся в 18 в борьбе против использования человека в качестве орудия чужой воли. В дальнейшем оно было включено в контекст гуманистической критики капитализма. Кантовское понятие "цели в себе" требовало признать за каждым человеком его призвание и способность целеполагания. Именно в этом значении оно вошло в золотой фонд философии.
В свете исторического опыта 20 в. тезис "человек - не вещь" получает важную интерпретацию: человека нельзя изготовлять, пересоздавать, как если бы он был просто необходимым для общества продуктом и средством. Также важнейший компонент того, что можно назвать новой гуманистической ориентацией самого разума, выражается сегодня в оберегающей, хранительной направленности мышления. Никогда прежде в мировой культуре не звучали так громко призывы к защите уже существующего (среды обитания, духовного наследия, т.д.). Тема защиты и хранения укоренена в глобальной ситуации человечества. Для того чтобы совершенствоваться, человек должен сперва озаботиться своим выживанием и сохранением - такова азбучная истина, преподнесенная современной эпохой.
Проблема человека есть важная проблема философии. Еще древние греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Философское учение о человеке, представленное множеством идей и концепций, называется философской антропологией. Оно зародилось в древности, но не всегда и далеко не во всех философских течениях занимало центральное место. Выделение человека из животного мира - столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Философы стремятся выявить и обрисовать сам "прерыв постепенности" - революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления. Это способствует правильному пониманию мировоззренческого масштаба проблемы, перед которой стоит антропологическое исследование, и оказывает на него эвристическое воздействие. Современная философия антропоцентрична. Антропологический поворот характерен для западноевропейской философии 19-20 вв.
Представленные в мировой философии определения природы и сущности человека можно систематизировать по подходам:
- Субъективистский(человек - это прежде всего его внутренний, субъективный мир). Сюда относится экзистенциализм, который сосредоточил внимание на на духовном мире человека - его чувствах, эмоциях, переживаниях, на уникальности и невыразимости внутреннего человеческого бытия - экзистенции. Представитель атеистического экзистенциализма Ж. П. Сартр отрицал возможность определения природы и сущности человека. К. Ясперс придерживался религиозно-экзистенциальных взглядов на природу и сущность человека.
- Объективистский(человек - продукт и носитель внешних, объективных условий его существования). Здесь человек предстает как одно из множества материальных образований. Ортодоксальные объективистские взгляды на природу и сущность человека характерны для материализма и некоторых представителей социобоилогии человека. Для материализма человек - лишь физическое тело, а его духовный мир - совокупность материальных процессов, которые можно описать в терминах физики. Среди более "мягких" объективистских учений - марксистская философия человека.
- Синтезирующий(человек - единство внутренней субъективности и внешней объективности). В качестве примера - позиция философа-психоаналитика Э. Фромма. Сущность человека, по Фромму, - в противоречии между двумя конфликтующими в нем самом мирами: животным (природным) и духовным, телом и душой, ангелом и зверем.
Современные концепции человека весьма плюралистичны, но их объединяет антиметафизическая направленность. В классической западноевропейской философии со времен античности проблема человека рассматривалась в системе сущностных связей и доминантной зависимости от такого рода абсолютных субстанциальных начал, как дух, разум, сознание, природа. В 20 в. доминируют философские концнпции, которые по-иному ставят и по-иному осуществляют рефлексию человека как проблемы. Это персонализм, психоаналитическая антропология, экзистенциализм, философская антропология и т.д. В них традиционное рассмотрение проблем человека жестко и конструктивно критикуется. Более того, современная философия отвергла метафизические измерения человека, а классические его модели оцениваются как пройденный этап.
- 1. Философия, ее предмет и структура, функции в культуре.
- 2. Основной вопрос философии как историко-философская проблема.
- 3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 4. Философия традиционных обществ Индии и Китая.
- 5. Античная философия: этапы становления и специфика.
- 6. Философия средневековья: патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
- 7. Философия Возрождения; ее основная направленность, проблематика, социальная роль.
- 8. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Теория общественного договора т. Гоббса.
- 9. Философия эпохи Просвещения. Естественный материализм и.Ньютона и французских энциклопедистов. Социальная философия Вольтера и Руссо.
- 10. Проблема познавательных возможностей человека в философии Канта.
- 11. Диалектика, идеализм и материализм в воззрениях представителей немецкой классической философии.
- 12. Идейные источники и социально-экономические предпосылки философии марксизма.
- 13. Классический и современный марксизм. Франкфурская школа и ее социально-философские идеи.
- 14. Позитивизм и прагматизм и их роль в становлении современной философии науки
- 15. Философия экзистенциализма: отчужденный человек и пограничные ситуации.
- 16. Современная философия истории в воззрениях о. Шпенглера, п. Сорокина, к. Ясперса, ф. Фукуямы.
- 17. Проблема человека в религиозной философии хх века: неотомизм и персонализм
- 18. Русская философия. Её основная тематика и этапы развития.
- 19. Белорусская философская мысль xyi-xXвв.
- 20. Бытие, его философский смысл и основные формы
- 21. Категории субстанции и материи. Ленинское определение материи и его методологическое значение.
- 22. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Механицизм. Редукционизм. Витализм.
- 23. Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени. Концептуальное, перцептуальное и социальное пространство и время.
- 24. Философия монизма и проблема единства мира. Современная научная картина мира.
- 25. Диалектика как теория и метод познания и освоения действительности
- 26. Диалектические законы развития бытия, их статус, функции.
- 27. Философские концепции детерминизма и их естественнонаучная аргументация. Причинность и теологизм. Детерминизм и синергетика.
- 28. Философские категории, выражающие ценность и структурную организованность бытия (система, структура, элемент, часть, целое)
- 29. Проблема сознания в философии и естествознании.
- 30. Индивидуальное и общественное сознание, их структура, взаимосвязь, функции.
- 31. Эволюция сознания: основные этапы и социокультурная обусловленность. Сознание и отражение.
- 32. Проблема идеального в философии. Сознание и самосознание.
- 33. Мышление и язык. Аналитическая философия и герменевтика.
- 34. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм.
- 35. Деятельная концепция познания. Чувственное и рациональное познание.
- 36. Проблемы истины в философии. Основные концепции истины.
- 37. Многообразие видов и форм практической деятельности. Научный эксперимент и социальная практика как критерии истины.
- 38. Субъект-объектные отношения в познании. Основные гносеологические модели.
- 39. Наука как предмет философского анализа и специфика научного знания.
- 40. Структура научно-познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания
- 41. Формы и методы эмпирического познания
- 42. Формы и методы теоретического познания.
- 43. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза.
- 44. Проблема метода в философии. Методология, ее предмет и задачи.
- 45. Методология в сфере инженерной деятельности. Техникознание и конструктивистская методология.
- 46. Основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы науки.
- 47. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс.
- 48. Человек как предмет философского анализа. Проблема сущности и существования.
- 49. Эволюционная теория человека. Антропосоциогенез и его исторические формы. Роль труда в возникновении человека.
- 50. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
- 51. Проблема гуманизма. Гуманизм и антропоцентризм.
- 52. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль личности в истории.
- 58. Философия свободы и ее взаимосвязь с формами общественного сознания.
- 59. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.
- 60. Культура и цивилизация.