Филон (20 г. до н. э. — 54 г. н. э.),
«Настоящим отцом христианства» Филона из города Александрии назвал Бруно Бауэр. А Ф. Энгельс воспроизвел эту характеристику в своей работе «Бруно Бауэр и первоначальное христианство».3 Можем ли мы сегодня присоединиться к этой оценке?
Скажем несколько слов о родине Филона (20 г. до н. э. — 54 г. н. э.), которой был город Александрия,
2См.: Столяров A.A. Стоя и стоицизм М., 1995. С. 302.
3См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 307.
159
основанный легендарным Александром Македонским на территории Египта. После смерти Александра в Египте стала править династия Птолемеев, родоначальником которой был Птолемей I Сотер — один из полководцев Александра Македонского. Во времена Филона Александрия превратилась в признанный центр эллинистической культуры. Наряду с Афинами и Римом, она была центром притяжения для ученых, философов, литераторов. Александрия славилась своим Мусейоном со знаменитой Александрийской библиотекой. Ко двору Птолемеев на протяжении столетий съезжались талантливые люди Востока и Запада, преследуемые на родине за свои необычные взгляды. Так формировался особый дух александрийской культуры, в которой сочетались различные религиозные и философские идеи.
Большую роль в жизни Александрии играла иудейская диаспора, представители которой, исповедуя иудаизм, постепенно перешли на греческий язык даже при общении внутри общины. Эллинизация александрийских иудеев стала поводом для перевода Ветхого Завета с древнееврейского на греческий язык. Санкционированный Птолемеями перевод получил название «Септуагинта». Это произошло в III в. до н. э. В свою очередь, перевод Ветхого Завета стал одним из факторов семитизации эллинского населения Александрии. Еврейская община Александрии была многочисленной и зажиточной, а ее влияние на политическую и культурную жизнь весьма значительным. В результате после создания Септуагинты стало явным взаимовлияние ветхозаветной религии откровения и античной мудрости на александрийской культурной почве. И наиболее ярким представителем нового синтетического воззрения на Бога и мир стал ученый иудей Филон Александрийский.
Филон считается одним из выдающихся представителей экзегетики. «Экзегесис» переводится с греческого как «толкование». И надо сказать, что еще до Филона александрийские филологи предпринимали попытки аллегорического истолкования античной мифологии и «священных писаний» греков. Александрийские иудеи, обучавшиеся в греческих школах, распространили этот метод на священные книги иудеев. Так возникла библейская экзегетика, ранние варианты которой до нас не дошли. Зато хорошо сохранилось
160
более тридцати сочинений Филона, в которых он истолковывает Пятикнижие Моисея.
Здесь следует уточнить, что откровение, согласно Библии, одновременно является сокровением. Ведь истина открывается избранным лишь в том случае, если она по природе своей людям недоступна. И для постижения подобной истины необходимы особые условия и приемы. Именно так и рассуждал Филон, доказывая, что Пятикнижие умышленно составлялось Моисеем так, чтобы под покровом мифа и исторического повествования скрыть смысл божественного откровения от непосвященных. Этот смысл недоступен обычному человеческому разуму, не наделенному благодатью. Тем не менее, без предварительной подготовки ума, духовная экзегеза тоже невозможна. Таким образом, условием постижения, а точнее толкования, сокровенного божественного смысла, согласно Филону, с одной стороны, является божественная благодать, а с другой стороны, изучение философии и свободных наук,
таких как грамматика, риторика, геометрия, астрономия и др. Аналогичную трактовку пути постижения божественной истины мы найдем затем у христианских богословов, начиная с Климента Александрийского.
Специалисты отмечают, что в религии откровения присутствует особое внимание к слову и тексту как носителям божественной истины. Но одно дело простое человеческое слово и другое дело — слово пророка Моисея. Здесь Филон видел существенную разницу. Ведь слово пророка Моисея есть результат непосредственного контакта с Богом. А слово любого мудрого человека — это лишь отражение «божественного слова», как оно запечатлено в мироздании. В результате Филон делает вывод о том, что библейская мудрость и творения греческих философов имеют один источник — божественный разум. Но греки и иудеи открыли для себя божественную истину по-разному.
Чтобы понять различие этих двух путей, необходимо обратиться к учению Филона о Логосе, которое оказало существенное влияние на христианское богословие. Подойдя к Пятикнижию с позиции экзегетики, Филон различает в нем, с одной стороны, наивные антропоморфные образы, которые следует толковать как мистические аллегории, а, с другой стороны, духовные образы, которые он толкует в свете учений Пифагора, Платона и стоиков. В результате ветхозавет-
161
ный Бог, который голосом общался с избранными иудеями, а значит имел некоторые антропоморфные черты, становится у Филона совершенно абстрактным. У Филона он уже не имеет ни малейших телесных признаков, т. к. является абсолютным духом. Филон характеризует Бога как абсолютную монаду, т. е. неразложимое и неделимое единство. Более того, первым среди иудейских
- Введение. Как изучать философию?
- Глава 1. РОДИНА ФИЛОСОФИИ - ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД?
- 3. Древний Китай: даосизм и конфуцианство
- Конфуций
- Глава 2. АНТИЧНОСТЬ И РОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- 1. «Фисиология» ранних греческих философов
- Фалес (ок. 640 — ок. 545 до н. э.),
- 2. Пифагор и пифагорейцы
- Пифагор (ок. 580 — ок. 500 до н. э.),
- 3. Парменид о Бытии и путях его познания
- Парменид (ок. 540 — ок. 470 до н. э.)
- 4.Атомизм как вершина греческой натурфилософии
- Левкипп (ок. 500 — ок. 440 до н. э.),
- 5. Софисты и первый опыт субъективизма
- Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н. э.)
- Разум как субъективная способность
- 6. Сократ о человеке и сути добродетели
- Сократ (469—399 до н. э.)
- 7. Философия Платона и проблема идеального
- Платон (427—347 до н. э.)
- 8. Учение Аристотеля как энциклопедия античной философии
- Аристотель (384—322 до н. э.)
- Этические и политические идеи Аристотеля
- 9.Эллинизм и разложение античной классической традиции
- Сократические школы
- Эвклида (ок. 450—380 до н. э.)
- Кинизм как образ жизни я философия
- Антисфен (450—360 до н. э.)
- Основные идеи стоицизма
- Зенон из Китиона (333/32—262 до н. э.),
- Скептицизм и эклектицизм
- Глава 3. СРЕДНИЕ ВЕКА: ФИЛОСОФИЯ КАК «СЛУЖАНКА БОГОСЛОВИЯ»
- 1. Отражение кризиса римского общества в философии. Эпикуреизм и стоицизм
- 2. Филон Александрийский - «настоящий отец христианства»)
- Филон (20 г. до н. э. — 54 г. н. э.),
- 3. О своеобразии христианского вероучения
- 4. Апологеты против языческой мудрости
- Юстин-мученик
- Тертуллиан: вера претив разума
- Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160— после 220 н. э.)
- 5. "Отцы церкви» и основы христианской философии
- «Истинный гносис» Климента Александрийского
- Тит Флавий Климент (ок. 150—216 н. э.)
- Теологическое учение Оригена
- Ориген Александрийский (185—263)
- Наследие Августина Блаженного
- Аврелий Августин (354—430)
- 6. Неоплатонизм как антитеза христианству
- 8. Схоластика как «школьная» философия средневековья
- Первый схоласт Иоанн Скот Эриугена
- Иоанна Скота Эриугену (ок. 810—877)
- Ансельм Кентерберийский как второй «отец схоластики»
- Ансельм Кентерберийский (1033—1109)
- Средневековый спор об универсалиях
- Крайний реализм
- Пьер Абеляр (1079—1142)
- 9. Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики
- Фома Аквинский (ок. 1226—1274)
- 10. Средневековый номинализм и его вызов схоластике
- Иоанн Дунс Скот (1270—1308)
- Уильяма Оккама (1290—1349/50
- Джон Уиклиф (1330—1384)
- Глава 4. ГУМАНИЗМ И ПАНТЕИЗМ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- Джорджо Вазари (1511—1574)
- 1. Социокультурные основы философии Возрождения
- Н. Макиавелли (1469—1527)
- 2. Возрожденческий гуманизм и флорентийская Академия
- Пико делла Мирандола (1463—1494)
- 3. П.Пампонацци: смертная душа в присутствии Бога
- 4. Учения И. Казанского и Д. Бруно
- Пантеизм Николая Кузанского
- Николай Кузанский (1401—1464)
- Атеизм Д. Бруно
- Джордано Филиппо Бруно (1548—1600)
- Литература
- Глава 5. НОВОЕ ВРЕМЯ: ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- 1.Ф. Бэкон: знание - сила
- 2. T. Гоббс: между эмпиризмом и рассудочным рационализмом
- 3. Д. Локк: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах
- О Боге и материи с позиции эмпиризма
- Локк как идеолог либерализма
- 4. Дж. Беркли: существовать - значит быть непринимаемым
- Джордж Беркли (1685—1753)
- 5. Скептицизм Д. Юма: против религиозного и метафизического догматизма
- Давид Юм (1711-1776)
- Этическое учение Юма
- 6. Р. Декарт и истоки новоевропейского рационализма
- Рене Декарт (1596—1650)
- 7. Пантеизм Б. Спинозы: Бог как Природа
- Бенедикт Спиноза (1632— 1677
- Спинозизм и атеизм
- 8. Монадология Г.В. Лейбница
- Метафизика X. Вольфа как продолжение лейбницианства
- Христиан Вольф (1679-1754)
- Глава 8. ПРОСВЕЩЕНИЕ О ПРИРОДЕ, ЧЕЛОВЕКЕ И ПУТЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
- 1. Вольтер и Монтескье: «дух времени» и «дух законов»
- Вольтер (1694—1778)
- 2. Ж.-Ж. Руссо и проблема отчуждения
- Жан Жак Руссо (1712-1778)
- 3. Механистический материализм барона Гольбаха
- 4. «Человек-машина» Ламетри
- 5. Ощущение как основа познания
- Этьенн Бонно (1715—1780)
- Клод Адриан Гельвеций (1715—1771)
- 6. Теория социальной среды: «воспитание создает все»
- 7. Дидро н парадоксы «разорванного сознания»
- Дени Дидро (1713—1784)
- 8. П.Ж.Ж. Кабанис и «вульгарный материализм»
- Пьер Жан Жорж Кабанис (1757—1808)
- Глава 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИКА КАК ВЕРШИНА КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
- 1. И. Кант - основоположник классической немецкой философии
- Переворот в философии и трансцендентальная логика
- Этика Канта
- Эстетика Канта
- А.Г. Баумгартен (1714—1762)
- 2. И. -Г.Фихте обоснование деятельной природы субъекта
- Социально-политические взгляды Фихте
- 3. Философская эволюция Ф.В.Й. Шеллинга: натурфилософия - эстетический идеализм - философия откровения
- Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854)
- 4. Система объективного идеализма Г.В.Ф. Гегеля
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) был
- Философия духа
- 5. Антропологический материализм Д. Фейербаха
- Фейербах об истории и отчуждении сущностных сил человека
- Глава 8. К. МАРКС И «ОБМИРЩЕНИЕ ФИЛОСОФИИ»
- 1. Жизненный путь К. Маркса
- 4. Критика антропологизма Л. Фейербаха и историческое понимание сущности человека
- 6.Критика «казарменного коммунизма»
- 8. Материалистическое понимание истории и диалектический метод
- 9. Ф. Энгельс: от сражения с Шеллингом до «Диалектики природы»
- 10. О марксизме сегодня
- Глава 9. ФОРМИРОВАНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (ПРЕЛЮДИЯ)
- 1. А. Шопенгауэр и зарождение неклассической традиции
- Артур Шопенгауэр (1788—1860)
- 2. О. Конт и начало позитивизма
- О. Конт (1798—1857).
- 3. С. Киркегор: первый опыт экзистенциализма
- Серен Киркегор (1813—1855)
- Экзистенция и поиск «повторения»
- 4. Ф. Ницше и «философия жизни»
- Фридрих Вильгельм Ницше (1844—1900) родился в Лютцене в Германии
- Глава 10. ОТ ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- 1. «Логический атомизм» Б. Рассела
- 2. «Языковая игра» Д. Витгенштейна
- 3. «Критический рационализм» К. Поппера
- Карл Раймунд Поппер (1902—1994) родился в Вене
- К. Поппер о врагах «открытого общества»
- Глава 11. 3. ФРЕЙД И ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА
- 1. Теория Фрейда: истоки и перспективы
- Зигмунд Фрейд (1856—1939)
- 2. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга
- 3. «Фрейдомарксизм» Э. Фромма
- Эрих Фромм (1900—1980)
- Глава 12. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ XX ВЕКА В РЕЛИГИОЗНОЙ И АТЕИСТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ
- 1. М. Хайдеггер: экзистенция как «здесь-бытие»
- 2. К. Ясперс: от экзистенциальной коммуникации к философской вере
- Карл Ясперс (1883—1969)
- 3. Ж. -П. Сартр: «другие - это ад»
- Жан Поль Сартр (1905—1980)
- 4. А. Камю: между метафизическим и историческим бунтом
- Глава 13. ГЕРМЕНЕВТИКА В XX ВЕКЕ (ЕЕ ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ)
- 1. Христианская «герменевтика» Р. Шлейермахера
- Фридрих Шлейермахер (1768—1834)
- 2. В. Дильтей о герменевтике «сочувствия»
- Вильгельм Дильтей (1833—1911)
- 3. Герменевтический круг Х.Г. Гадамера
- Ханс Георг Гадамер (1900—2002)
- Глава 14. ПОСТМОДЕРНИЗМ: ФИЛОСОФИЯ КАК ЛИТЕРАТУРА
- 1. О понятиях «модерн» и «постмодерн»
- 2. Философия как «письмо»
- Ролан Барт (1915—1980)
- Фердинандом де Соссюром (1857—1913).
- 3. «Ризома» вместо логики
- Ж. Делёза (1925-1995) и Ф. Гваттари (1930-1992)
- 4. Телесное "событие" как антипод идеи
- 5. Цинизм против нравственного закона
- Глава 15. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ФИЛОСОФСКОГО РАЗВИТИЯ
- 1. О6 основных зтапах русской философской мысли
- Максим Грек (ок. 1470—1556
- 2. П.Я. Чаадаев как основоположник оригинальной русской философии. Славянофилы и западники
- Духовная эволюция П. Чаадаева и главное противоречие русской жизни
- Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856)
- Философско-социологические воззрения славянофилов: И.В. Киреевский, A.С. Хомяков
- Русский «гегелизм» и западничество: либеральное и революционное направление
- Николай Владимирович Станкевич (18Î3—1840)
- 3. Философские основания идей русских революционеров-демократов
- А.И. Герцен и идея революции
- Александр Иванович Герцен (1812—1870)
- Антропологическая философия Н.Г. Чернышевского
- Н.Г. Чернышевский (1828—1889)
- 4. Учение B.C. Соловьева как вершина русской религиозной философии
- Философия всеединства и начала софиологии
- 5. Русская философия «серебряного века» и персонализм Н.А. Бердяева
- Николай Александрович Бердяев (1874—1948)
- Философия свободы
- Философия неравенства: критика демократии
- 6. Лев Шестов и русский экзистенциализм
- Лев Исаакович Шварцман (1866—1938),
- «Философия абсурда»: Шестов как экзистенциалист
- Литература
- Заключение. Можно ли говорить о «конце философии»?
- СОДЕРЖАНИЕ