49. Идея количественной определённости космоса в философии Пифагора;
Вслед за Милетской школой в Древней Греции возникает кола Пифагора.
Пифагор впервые употребил слово космос в его сегодняшнем смысле для определения всего мироздания и его важнейшую сторону – упорядоченность, симметрию, а значит, и красоту. А также ввел термин «философия».
Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Вся Вселенная признавалась гармонией чисел и их отношений. Изучая числа, они разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние. Пифагорейцы считали, что свойством одних чисел является справедливость, других – душа и ум, третьих – удача и т.д.
Таким образом, пифагорейские числа имеют не простое количественное значение: если для нас число есть определённая сумма единиц, то для пифагорейцев оно есть, скорее, та сила, которая суммирует данные единицы в определённое целое и сообщает ему определённые свойства. Единица есть причина единения, два — причина раздвоения, разделения, четыре — корень и источник всего числа (1 + 2 + 3 + 4 = 10). В основании учения о числе усматривалась, по-видимому, коренная противоположность чётного и нечётного: чётные числа суть кратные двух, и потому «чёт» есть начало делимости, раздвоения, разлада; «нечёт» знаменует противоположные свойства. Отсюда понятно, что числа могут обладать и нравственными силами: 4 и 7, например, как средние пропорциональные между 1 и 10, являются числами, или началами, пропорциональности, а следовательно, и гармонии, здоровья, разумности.
- 1. Основные концепции философии истории
- 2. Средневековая философия: проблемы, направления, представители.
- 3. Сущность философии просвещения, основные направления, проблемы, представители
- 17. Сущность и содержание материалистической тенденции во французском Просвещении
- 4. Этическая философия Эпикура
- 5. Проблема соотношения философии, науки и теологии в неотомизме
- 6. Полемика рационалистической и эмпирической традиций, проблема метода и истины в философии нового времени
- 7. Философия Гегеля, принципы построения и содержание его философской системы
- 9. Специфика человеческого бытия
- 8. Философия как форма духовной культуры, её предмет и функции
- 10. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрений
- 15. Специфика теории познания Дж. Локка
- 11. Специфика материалистической философии л. Фейербаха
- 14. Содержание и сущность моральной философии Сократа;
- 12. Диалектика природы и общества
- 55. Законы диалектики, их значение в экономической науке и практике;
- 13. Философские вопросы в жизни современного человека
- 16. Роль личности и народных масс в истории
- 18. Формирование философского учения о бытии в Элейской школе
- 22. Место учения Демокрита в развитии материалистической традиции античной философии.
- 19. Основной вопрос философии.
- 26. Особенности схоластической философии Западноевропейского средневековья;
- 20. Парные категории диалектики, их значение в экономической науке и практике.
- 23. Пространственно-временные характеристики бытия;
- 21. Основные направления, тенденции и проблемы развития современной философской мысли.
- 24. Эволюция английского эмпиризма в философии Беркли и Юма;
- 27. Особенности философии эпохи Возрождения;
- 51. Особенности развития духовной культуры эпохи Возрождения
- 25. Особенности и структура научного знания. Специфика социально-гуманитарного познания;
- 28. Природа мышления. Язык и мышление;
- 30. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного;
- 29. Смысл жизни: смерть и бессмертие, человек, свобода, творчество;
- 31. Социальные воззрения ф. Бэкона и т. Гоббса;
- 32. Апории Зенона, их философский смысл;
- 33. Основные характеристики философского знания, его структура;
- 34. Познание как предмет философского анализа;
- 36. Исторический смысл и значение философии позитивизма;
- 44. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки;
- 35. Гражданское общество, нация, государство;
- 37. Основные формы и методы научного познания;
- 38. Общество как саморазвивающаяся система;
- 39. Социокультурный смысл учения софистов;
- 40. Рационалистическая традиция философии Декарта и Спинозы;
- 41. Проблемы сознания в философии, многообразие подходов к её решению;
- 42. Особенности философии древней Индии и Китая;
- 43. Субъект и объект познания. Познание и творчество
- 45. Сущность, историческое место и значение марксистской философии
- 46. Жизненный мир человека.
- 47. Бэконовское учение о методе и познании;
- 48. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления;
- 49. Идея количественной определённости космоса в философии Пифагора;
- 53. Проблема истины в философии и науке.
- 52. Специфика античной философии, основные школы, направления, проблемы и представители.
- 54. Многообразие форм познания и типы рациональности.
- 56. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме;
- 57. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе;
- 58. Идея развития в философии. Диалектика, метафизика , синергетика. Прогресс и регресс в развитии;
- 50. Идея развития как концептуальное ядро классической немецкой философии;
- 59. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (Марксова теория классов, «открытое общество» к. Поппера , «Свободное общество» ф. Хайека.)
- 60. Глобализация. Неолиберальная теория глобализации
- 61. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия;
- 63. Диалектики познания и практика;
- 64. Особенности теории познания и. Канта;
- 65. Философское понимание общества и его истории;
- 66. Основные сферы общества: особенности и взаимосвязь.