logo
философия, ОТВЕТЫ

Вопрос 45. Будущее мирового сообщества. Основные общечеловеческие ценности.

Судьбу цивилизаций определяют цели и ценности. В зависимости от того, какие ценности исповедуются, цивилизации процветают или погибают. Потому что ценности определяют отношения человека и общества к себе, к своей деятельности, окружающему миру.

Известный британский историк и философ А. Тойнби описал 21 цивилизацию, разделив их на две группы: традиционные и техногенные. Для них характерны разные системы ценностей.

Главной ценностью бытия для традиционных цивилизаций являлось постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей [14, с. 47].

Аборигены Австралии, индейцы Америки, племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы и сегодня живут в рамках природного неизменного, однажды установленного годового цикла. Неизменность установленного порядка вещей поддерживается системой запретов, самым страшным из которых является запрет на изменения, на прогресс [14, с.42]. При этом «рисковать самим существованием народа ради "выдумок" и "изобретений", ослаблять силы, так необходимые в постоянной борьбе за жизнь - это самое страшное преступление. Как правило, оно каралось смертью» [14, с.42].

В традиционных (восточных) цивилизациях устремленность к новому не заметна: технические и социальные инновации протекают (по сравнению со временем жизни индивида и даже нескольких поколений) значительно медленнее. Хотя волна модернизации коснулась и их (Китай, Япония, Индия, Сингапур и др.). Принципиально отличными от ценностей техногенной цивилизации являются и фундаментальные ценности традиционных цивилизаций.

Ценностями традиционных обществ являются [15]:

- не движение к новому, а следование обычаям и традициям,

- не свободное творчество, а ответственность человека перед обществом,

- не идеал свободной личности, наделенной суверенитетом и правами человека, а принадлежность к определенным кланам, кастам и сословиям.

Принципиально отлично у этих двух типов цивилизаций и отношение человека к природе [15]. Западная культура утверждает антропоцентрический принцип исторической динамики культуры, в котором природа выступает как материал и поле для человеческой деятельности. Восточная культура утверждает космоцентрический принцип адаптации к природе как универсальной космической реальности, порождающей человека, культуру и общество. В рамках этой культуры человек не покоритель, он вслушивается в ритмы природы, следует им, не нарушая их. Так, например, китайская религиозно-философская система даосизм содержит этический принцип «у-вэй» (дословный перевод «недеяние»). Этот принцип утверждает не бездеятельность, а минимальные действия, приносящие максимальный результат.

Техногенные (западные) цивилизации начали формироваться в XIV -XVI веках в эпохи великих духовных революций - Ренессанса, Реформации и начала эпохи Просвещения. Тогда и была заложена в общественное сознание система ценностей, многие элементы которой доминируют и сегодня.

Одной из главных особенностей техногенной цивилизации является динамизм, проявляющийся в неустанной устремленности к новому. Все крупные производители работают по принципу «встроенного устаревания». Девиз «Absolutum Obsoletum» («Все, что работает, устарело») здесь можно отнести не только к материальному производству, но и ко всем областям жизни техногенной цивилизации. Впечатляющие успехи науки и техники, основанные на широкомасштабных теоретических поисках, привели к технологическому прорыву, определившему возможности высокого качества жизни. Выдающиеся научно-технологические достижения обеспечили рост потребления, увеличили среднюю продолжительность жизни, сделали ее несравненно более комфортной, чем в предшествующие столетия.

Микропроцессорные технологии, глобальная сеть Интернет, спутниковая связь и кабельное телевидение, электронная почта стали признаками повседневной жизни практически во всех странах мира. Эти и другие достижения техники и технологий кардинально изменили мир, жизнь человека и общества, социально-экономические коммуникации, культуру; они создали основу для объединения человечества в некую социальную и культурную общность на основе универсализации и глобализации технико-технологических, экономических и социальных, культурных связей. Формирующийся сегодня в передовых западных странах шестой технологический уклад, основанный на био-, нано- и информационных технологиях, открывает неограниченные возможности для дальнейшего развития техногенной цивилизации.

Вместе с тем развитие техногенной цивилизации, начиная с 60-70 годов ХХ века, сопровождалось глобальными проблемами. Их появление свидетельствовало о нарастании кризисных явлений - экологических, антропологических, социальных, военно-политических и других. Сегодня они грозят гибелью всему живому и земной человеческой Жизни в целом.

Решение глобальных проблем предполагает целенаправленные организационные усилия всего мирового сообщества. Но, прежде всего, необходимо получить ответ на исключительной важности фундаментальный вопрос: «Позволяет ли существующая система ценностей техногенной цивилизации найти выходы из этих нарастающих глобальных проблем, уже захлестывающих человечество?».

В многочисленных работах ведущих философов, социологов, культурологов, политиков ответ практически единодушный и состоит в том, что ни в рамках традиционных, ни рамках техногенных цивилизаций преодоление кризисных явлений принципиально невозможно, если не произойдет кардинальная смена фундаментальных ценностей.

Мир един. Глобальные проблемы придется решать всем. Авторы данной работы убеждены, что человечество находится на пороге глубочайшей перестройки всех основ современной цивилизации. Эта перестройка коснется всех стран и будет сопровождаться сменой ценностных шкал, привычных условий жизни и общественного устройства. Скорее всего, - при благополучном сценарии - в каждой стране она пройдет с учетом материальных и духовных культурных традиций и цивилизационных особенностей. Но на какой материальной и духовной основе может формироваться новая общность людей? Какие общечеловеческие ценности составят основу цивилизации будущего?

Одним из возможных оснований будущего бытия может стать ноосфера

[1 - 20]. Эта идея была высказана еще в 30-х годах ХХ века. Учение о ноосфере было разработано сначала ученым-естествоиспытателем и философом В.И. Вернадским, философом Э. Леруа и теологом П. Тейяром де Шарденом, а затем огромным числом исследователей, представляющих различные области культуры (см., например, [3, 8-13, 16-20]). Несмотря на различие трактовок понятия ноосферы (от греческого noos - разум и sphaira - сфера) и условий ее достижения, она обозначает естественный, необходимый этап эволюции человечества и природы.

Изучая роль живого вещества в эволюции биосферы, В.И. Вернадский увидел стремительный рост значения живого вещества и человеческой деятельности в эволюции биосферы. Он проанализировал «технику жизни» - особенности миграции этого вещества и установил, что происходит непрерывное развитие форм, все более усиливающих влияние живого вещества на косную материю, и что в этом ряду особое место принадлежит человеку. «В настоящее время человек - основной геологообразующий фактор биосферы» - этот тезис на протяжении многих лет был одним из основных источников его размышлений [6, 13].

В сознании ученых в XIX веке и начале ХХ века мир неживой материи и живого вещества с одной стороны и мир Человека и общества, им созданного, с другой, еще не были взаи­мосвязанными. Учение В.И. Вернадского о ноосфере оказалось тем связующим звеном, которое, объединив эволюцию живого вещества с миром неживой материи и перекинув мост к современным проблемам развития общества, подвело нас и к новому видению процессов, в нем происходящих. Сейчас мы имеем возможность пред­ставить себе общую схему единого процесса развития материального мира. В книге «Научная мысль как планетное явление» В.И. Вернадский наиболее полно изложил сущность концепции ноосферы и обосновал научные и социальные предпосылки ее создания.

Свои естественнонаучные исследования В.И. Вернадский соотносил с проблемами культуры. Так, например, в статье «Живое вещество в химии моря» он пишет: «Законы культурного роста человечества теснейшим образом связаны с теми грандиозными процессами природы, которые открывает нам геохимия, и не могут считаться случайностью. Направление этого роста - к дальнейшему захвату сил природы и к их переработке сознанием, мыслью - определено ходом геологической истории нашей планеты; оно не может быть остановлено нашей волей. Исторически длительные печальные и тяжелые явления, разлагающие жизнь, приводящие людей к самоистреблению, к обнищанию, неизбежно будут преодолены. Учесть эту работу человечества - дело будущего, как в будущем видим мы и ее неизбежный расцвет» [6]. В.И. Вернадский считал создание культурной биохимической энергии основным фактором в геологической истории планеты. Эта энергия создает новые условия местообитания человека в биосфере. Еще одна ее особенность состоит, по В.И. Вернадскому, в возрастающей ее связи с разумом, хотя многие ее проявления стихийны и бессознательны. Культурная биохимическая энергия, разумеется, подчиняется законам термодинамики, но характеризуется еще и информационным аспектом, который связан с социальным опытом и творчеством. Реальным способом существования энергии человеческой культуры В.И. Вернадский считал производительные силы общества.

Перспектива становления глобальной ноосферной планетарной суперсистемы на основе не только биологического, но и интеллектуального, культурного, а также, возможно, социального единства человечества ставит проблему общечеловеческих ценностей как центральную в формирующемся глобальном мировоззрении. Эта проблема может быть конкретизирована следующим образом: действительно ли имеются общие ценности между культурными типами, отделенными друг от друга веками или даже тысячелетиями истории человечества, а также между культурами, существующими в одну и ту же историческую эпоху, но отличающимися друг от друга географическими (природно-климатическими), социальными и другими условиями зарождения и существования?