Тема 3. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
1. Формирование новой методологии науки в эпоху нового времени.
2. Проблема субстанции в философии нового времени.
3. Социально-политические концепции и проблема человека в философии нового времени.
1. Формирование новой методологии науки в эпоху нового времени
Предпосылки новоевропейского типа мышления. Привести различие исторических типов рациональности, дать понятие «научной революции». Показать противоборство в эпоху формирования новоевропейской науки между аристотелевской натурфилософией и делающим первые шаги экспериментально-математическим естествознанием. Столкновение понятийного аппарата античности и нового времени: пересмотр понятий природы, материи, пространства, времени, движения, цели, конечного и бесконечного, пустоты.
Предлагается обратить внимание на недопустимость смешивания категориального аппарата философии с обыденным словоупотреблением и сходными понятиями других наук. Очень часто понятия философии и естествознания звучат одинаково, но имеют разный смысл. При этом в истории философии содержание понятия может резко отличаться в различные периоды или в различных философских традициях. Преобразование метафизики природы в метафизику материи. Положительные и отрицательные моменты нового отношения к природе.
Теория познания нового времени. Онтогносеологическое соответствие в теории познания. Механицизм новоевропейской гносеологии. Идеалы «универсальной науки» и универсального метода нового времени. Детерминизм и системность. Физическая и математическая достоверность. Проблема адекватности идеализованного объекта природному явлению - сущность эксперимента. Проблема континуума и бесконечно малых. Эмпирическая и рационалистическая традиции в теории познания. Субъект-объектная парадигма нового времени. Дедукция, индукция и гипотеза. Теория и практика, «знание-сила». Новая индукция и индуктивная логика Ф. Бэкона. Классификация Ф. Бэконом заблуждений-идолов. Классификация наук на основе человеческих способностей. Критика концепции «врожденных идей». Понятие «tabula rasa» в концепции Д. Локка. Сенсуализм Д. Локка. Внешний и внутренний опыт. Номинализм Т. Гоббса. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д. Юма. Методическое сомнение Р. Декарта. Геометрический метод Б. Спинозы. Идеал всеобщей формализации знания, построения системы по принципу математического исчисления. (Г. Лейбниц). Концепция возможных миров.
2. Проблема субстанции: единая субстанция Б. Спинозы, множественность субстанций - монад Г. Лейбница
Раскрыть тему необходимо в логической взаимосвязи и преемственности рационалистической традиции, показать, как последующие учения снимают противоречия в концепциях предшественников и какие проблемы оказались неразрешимыми для всей традиции. Основная проблема в философии нового времени - проблема субстанции. Проблема предельного гносеологического основания и аксиоматический метод. Онтологическая проблематика субстанции. Принцип «Мыслю, следовательно, существую». Дуалистическая концепция Р. Декарта.
Субстанциальный монизм и пантеизм Б. Спинозы. Субстанция как причина себя самой. Плюрализм субстанций-монад Г. Лейбница. Принцип индивидуации. Физический мир как хорошо обоснованный феномен. Метафизические истины и принцип противоречия. Действительность и закон достаточного основания.
Каузальность и телеология. Проблема возможности случайности и свободы. Виды необходимости. Связь философской концепции Г. Лейбница с его естественнонаучной и математической концепцией. Локк об образовании сложных идей. Локковская теория абстракции и проблема субстанции. Учение о первичных и вторичных качествах. Концепция бытия в учении Дж. Беркли. Критерии существования. Ощущение - фундамент и граница действительности. Критика материи. Мир как комбинация ощущений. Опровержение детерминизма в концепции Д. Юма. Теория аффектов.
3. Социально-политические концепции и проблема человека в философии нового времени
Учение о постоянстве человеческой природы. Психофизическая проблема. Концепция предустановленной гармонии. Учения мыслителей нового времени о свободе. Обоснования этики. Приоритет индивида над обществом, обоснование индивидуализма. Рационалистическое обоснование общества и политики. Психологический детерминизм. Теория «общественного договора» Т. Гоббса («Левиафан») и идея «естественного права». Принцип разделения властей в концепции Д. Локка. Редукционизм общественных теорий.
Историцизм и историчность. Политический либерализм. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания. Своеобразие национальных форм просвещения: английского, французского, немецкого. Французское Просвещение - наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли.
Просвещение и Французская революция. Этапы и направления во французском Просвещении. Нормативная трактовка «природы» (естественного) и «разума» (разумности) как основание социально-критической позиции Просвещения.
Критика истории, общества и церкви. Материалистическая тенденция во французском Просвещении. Социальная философия и философия истории Ж.-Ж. Руссо. Критика цивилизованного состояния. Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса. Радикальная демократическая программа политического правового порядка в «Общественном договоре» Руссо.
Неограниченный суверенитет народа и общая воля. Просветительские версии общественного прогресса. Тюрго и Кондорсе о прогрессе и этапах исторического развития человечества.
Основные понятия темы: «субстанция», «акциденция», «эмпиризм», «рационализм», «сенсуализм», «номинализм», «деизм», «пантеизм», «скептицизм», «окказионализм», «предельное основание», «наука», «научная революция», «эволюция», «метод», «рефлексия» «опыт», «природа», «эксперимент», «априорное», «перцепция», «апперцепция», «субъект», «объект», «врожденные идеи», «интуиция», «телеология», «аксиоматика», «индукция», «дедукция», «анализ», «синтез», «континуум», «свойство», «сущность», «феномен», «сила», «потенциальная и актуальная бесконечность», «общественный договор», «право», «государство», «утопия», «историцизм», «историчность», «механицизм», «редукционизм», «свобода», «фатализм», «воля», «атрибут», «модус», «монада», «антропоцентризм», «космоцентризм».
- Философия
- Часть II
- Философия
- Пояснительная записка
- Место курса в системе социогуманитарного образования
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 1.2. Содержание курса Содержание государственного образовательного стандарта (гсэ.Ф.10)
- Темы и краткое содержание
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- I. История философии
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Тема 7. Классический и неклассический этапы философии Нового времени
- Тема 8. Русская философия
- Тема 9. Современная западная философия
- II. Философские проблемы
- Тема 10. Учение о бытии (онтология)
- Тема 11. Учение о развитии
- Тема 12. Философская проблема сознания
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Тема 15. Природа человека и смысл его существования
- Тема 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- Тема 17. Учение об обществе (социальная философия)
- Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- 1.3. Распределение часов по темам и видам работ
- 1.4. Форма итогового контроля
- 1.5. Учебно-методическая карта дисциплины _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины вузовского компонента цикла гос (гсэ.Ф.10) Философия с другими дисциплинами
- 1.7. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- Обязательная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.9. Карта обеспечения дисциплины оборудованием _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 2. Дидактические материалы
- 2.1. Практические занятия
- 2.1.1. Формы проведения практических занятий
- 2.1.2. Темы и материалы по проведению семинарских занятий
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 1. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение.
- 2. Основной вопрос философии. Структура философского знания.
- 3. Философия и частные науки.
- 4. Функции философии.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 3. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 4. Немецкая классическая философия.
- 1. Философия и. Канта. Априорные формы чувственности и рассудка.
- 2. Философия г. Гегеля.
- 3. Философия л. Фейербаха как учение о сущности человека.
- 4. Философия к. Маркса. «Тезисы о Фейербахе».
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Современная западная философия.
- 1. Критика, обновление и защита в западной философии классических философских традиций XIX века (неотомизм, неокантианство, неогегельянство).
- 2. Проблема знания, языка и методологии. Неопозитивизм, герменевтика, структурализм. Их значение в понимании и толковании языка и науки.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Русская философия.
- 2. Идеология славянофилов и западников
- 3. Философия русской радикальной демократии и идея «русского социализма»
- 6. Русская философия XX века
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7. Учение о бытии (онтология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 8. Учение о развитии
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Проблема человека в философии
- 1. »Человек есть тайна». Образ человека в истории философской мысли.
- 2. Проблема антропосоциогенеза.
- 3. Смысл человеческого существования.
- 4. Свобода и ответственность.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Учение об обществе (социальная философия)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 11. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Ценности, их природа и принципы классификации
- 2. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики
- 3. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности
- 4. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 12. Проблема сознания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 15. Будущее человечества (философский аспект)
- Контрольные вопросы
- Литература
- 2.2. Словарь основных понятий и терминов
- Вопросы по философским проблемам
- Вопросы на понимание курса:
- 3.2. Тесты по всему курсу
- 3.3. Рейтинг-контроль
- 3.3.1. Технологическая карта дисциплины
- 3.3.2. Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Темы контрольных работ для студентов-заочников (темы на выбор)
- Литература
- 4.2. Методические рекомендации по написанию контрольной работы
- Структура работы
- Оформление контрольной работы
- Оценка контрольной работы.
- 4.3. Методические рекомендации по работе с первоисточниками
- 4.4. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)