4. Философия к. Маркса. «Тезисы о Фейербахе».
Ответ на четвертый вопрос состоит в анализе социально-экономических условий в Западной Европе второй четверти XIX в. и влияния вполне определенных философских, экономических и социально-политических концепций на становление мировоззрения К. Маркса. Опираясь на его работу «Тезисы о Фейербахе» необходимо выяснить философскую оригинальность марксизма. При этом отметьте кардинальное изменение понимания задач философии в марксизме, применение методов гуманитарного знания к анализу экономических проблем, модернизацию материалистической концепции, переосмысление роли идеологии в социальном процессе и др. Особое внимание следует уделить анализу разработанной в марксизме проблемы человека: рассмотрению человека в тесной связи с коллективными формами его жизнедеятельности и ценностно-гуманистической линии, которую некоторые исследователи склонны сближать с экзистенциализмом. Раскрывая 11 тезис раскройте основные принципы, лежащие в основании марксистской гносеологии: «историзм» и «практика», выяснение особенностей в понимании взаимоотношений объекта и субъекта познания, возможностей достижения абсолютной истины.
Основные понятия темы: априорное созерцание, априорные суждения, апостериори, рассудок, разум, вещь-в-себе, вещь-для-себя, вещь-для-других, чистый разум, диалектика, диалектический метод, государство, гражданское общество, метафизический материализм, единство диалектики, логики и теории познания, восхождение от абстрактного к конкретному, утопический социализм, практика, отчуждение, форма превращенная, способ производства, формация, базис, надстройка.
- Философия
- Часть II
- Философия
- Пояснительная записка
- Место курса в системе социогуманитарного образования
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 1.2. Содержание курса Содержание государственного образовательного стандарта (гсэ.Ф.10)
- Темы и краткое содержание
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- I. История философии
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Тема 7. Классический и неклассический этапы философии Нового времени
- Тема 8. Русская философия
- Тема 9. Современная западная философия
- II. Философские проблемы
- Тема 10. Учение о бытии (онтология)
- Тема 11. Учение о развитии
- Тема 12. Философская проблема сознания
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Тема 15. Природа человека и смысл его существования
- Тема 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- Тема 17. Учение об обществе (социальная философия)
- Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- 1.3. Распределение часов по темам и видам работ
- 1.4. Форма итогового контроля
- 1.5. Учебно-методическая карта дисциплины _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины вузовского компонента цикла гос (гсэ.Ф.10) Философия с другими дисциплинами
- 1.7. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- Обязательная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.9. Карта обеспечения дисциплины оборудованием _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 2. Дидактические материалы
- 2.1. Практические занятия
- 2.1.1. Формы проведения практических занятий
- 2.1.2. Темы и материалы по проведению семинарских занятий
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 1. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение.
- 2. Основной вопрос философии. Структура философского знания.
- 3. Философия и частные науки.
- 4. Функции философии.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 3. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 4. Немецкая классическая философия.
- 1. Философия и. Канта. Априорные формы чувственности и рассудка.
- 2. Философия г. Гегеля.
- 3. Философия л. Фейербаха как учение о сущности человека.
- 4. Философия к. Маркса. «Тезисы о Фейербахе».
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Современная западная философия.
- 1. Критика, обновление и защита в западной философии классических философских традиций XIX века (неотомизм, неокантианство, неогегельянство).
- 2. Проблема знания, языка и методологии. Неопозитивизм, герменевтика, структурализм. Их значение в понимании и толковании языка и науки.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Русская философия.
- 2. Идеология славянофилов и западников
- 3. Философия русской радикальной демократии и идея «русского социализма»
- 6. Русская философия XX века
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7. Учение о бытии (онтология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 8. Учение о развитии
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Проблема человека в философии
- 1. »Человек есть тайна». Образ человека в истории философской мысли.
- 2. Проблема антропосоциогенеза.
- 3. Смысл человеческого существования.
- 4. Свобода и ответственность.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Учение об обществе (социальная философия)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 11. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Ценности, их природа и принципы классификации
- 2. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики
- 3. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности
- 4. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 12. Проблема сознания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 15. Будущее человечества (философский аспект)
- Контрольные вопросы
- Литература
- 2.2. Словарь основных понятий и терминов
- Вопросы по философским проблемам
- Вопросы на понимание курса:
- 3.2. Тесты по всему курсу
- 3.3. Рейтинг-контроль
- 3.3.1. Технологическая карта дисциплины
- 3.3.2. Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Темы контрольных работ для студентов-заочников (темы на выбор)
- Литература
- 4.2. Методические рекомендации по написанию контрольной работы
- Структура работы
- Оформление контрольной работы
- Оценка контрольной работы.
- 4.3. Методические рекомендации по работе с первоисточниками
- 4.4. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)