64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
Ф.Энгельс (1820-1895)-1 из основоположников марксизма, друг и соратник Маркса. Родился в семье богатого текстильного фабриканта. Основные произведения- Анти Дюринг., Диалектика природы, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, Из истории первоначального христианства, К аграрному вопросу на Западе, К жилищному вопросу, Каменные работы, Карл Маркс, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии и др., в соавторстве Марксом: Коммунистический манифест, О молодежи, О религии, Парижская коммуна, Капитал и др.
Данная книга была написана Энгельсом в течении 2-х месяцев – с конца марта до конца мая 1884 г.
Опираясь на материал книги Моргана «Древнее общество», а также на др. данные науки, Энгельс в своем произведении исследует основные черты развития первобытнообщинного строя. Он прослеживает изменение форм брака и семьи в связи с экономическим прогрессом общества, анализирует процесс разложения родового строя (на примере трех народов: древних греков, римлян и герменцев) и его экономические причины.
Энгельс показывает далее, что рост производительности труда и разделение труда привели к возникновению обмена, частной собственности, к разрушению родового строя и к образованию классов. Возникновение классовых противоречий вызвало к жизни государство как орудие защиты интересов господствующего класса. Основные выводы, к которым приходит Энгельс: 1) частная собственность, классы и государство не всегда существовали, а возникли на определенный ступени экономического развития. 2) государство в руках эксплуататорских классов всегда является лишь орудием насилия и угнетения широких масс народа, 3) классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет государство.
Морган разделял истории развития человечества на 3 эпохи: дикость, варварство, цивилизация. Эти же названия эпох использует и Энгельс, в 1 главе своей книги он раскрывает эти эпохи , при этом первые 2 эпохи он подразделял на низшую, среднюю и высшую ступень.
Дикость: низшая ступень- детство человеческого рода. Люди находились в местах своего первоначального пребывания, в тропических или субтропических лесах. Они жили, по крайней мере частью на деревьях. Пищей служило плоды, орехи. Главное достижение этого периода возникновение членораздельной речи. Средняя ступень- нач-ся с введения рыбной пищи и обладания огнем. С новой пищей люди стали независимы от климата местности, следуя по течению рек и по морским берегам. Высшая ступень- нач-ся с изобретения лука и стрелы, благодаря которым дичь стала постоянной пищей, а охота- 1 из обычных отраслей труда.
Варварство: низшая ступень- нач-ся с ведения гончарного искусства. Средняя ступень- на Востоке нач-ся с приручения домашних животных, а на Западе с возделывания съедобных растений при помощи орошения с употреблением для построек камня. Высшая ступень нач-ся с плавки железной руды и переходит в цивилизацию в результате изобретения буквенного письма и применения его для записывания словесного творчества.
2 глава «Семья»: в эпоху дикости: групповой брак- кровнородственная семья, пуналуальная семья, в эпоху варварства- парный брак, цивилизация- моногамии.
Групповой брак при котором целые группы мужчин и целые группы женщин взаимно принадлежат друг другу и которая оставляет очень мало места для ревности. Кровнородственная семья- первая ступень семья, где брачные группы разделены только по поколениям.: все деды и бабы а пределах семьи является друг для друга мужьями и женами, равно как и их дети, т.е. отцы и матери, равным образом дети последних образуют третий круг общих супругов ит.д. Таким образом, здесь взаимные супружеские права и обязанности исключаются только между предками и потомками, между родителями и детьми. Родственные отношения между братом и сестрой здесь включает в себя половую связь между ними как нечто само собой разумеющееся. Пуналуальная семья исключает половую связь между единоутробными братьями и сестрами, т.е. со стороны матери.
Парная семья соединение отдельных пар на более или менее продолжительный срок, возникла на рубеже между дикостью и варварством. В основном характерна для эпохи варварства. Парный брак ввел новый элемент. Рядом с родной матерью, он поставил родного отца. Мужчина добивал пищу, необходимое для этого орудие, имел право собственности на это, а жена за домашнюю утварь. Дети умершего мужчины принадлежали не его роду, а роду своей матери. То же самое при разводе.
По мере того как богатства росли и давали мужу более влиятельное положение в семье, чем жене. Дети тоже принадлежать отцовской племени.
Моногамная семья возникла из парной семьи на рубеже между вредней и высшей ступенью варварства. Она основана на господство мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению. Она отличается от парного брака большей прочностью брачных уз. Брак не может быть расторгнуть по желанию любой из сторон. Только муж может отвергнуть жену.
Моногамия возникла вследствие сосредоточения больших богатств в одних руках- у мужчин, и из потребности передать эти богатства по наследству, детям именно этого мужчины, а не кого-либо другого.
Гл.3. Ирокезкий род (жил в эпоху дикости и варварства, основная общность –род).
Гл.4. Греческий род (в дикости -род, в варварстве- греческий род)
Гл.5. Возникновение Афинского государства – эпоха цивилизации
Гл.6. Род и государство в Риме.
Гл.7. Род у кельтов и германцев.
Гл.8. Образование государства у германцев
Гл.9. Варварство и цивилизация: 1)варварству характерно коллективное производство, роды, 2) для цивилизации- товарное производство, классы. Разделение труда, в том числе иностранный труд, появление металлических денег, чеканных монет, территориальные деления (на государства), публичная власть, для содержания которой граждане делали в взнос- налоги. Налогов недостаточно, появляются государственные долги, создаются классы, которые занимаются не только производством, а только обменом продуктов, т.е. купцов. 1- крупное разделение труда –пастушеские племена выделились из остальной массы варваров (в Азии). 2 разделение труда- ремесло отделилось от земледелия.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.