Славянофилы и западники в русской философской мысли.
Славянофильство, как духовное явление, выходит за рамки философии, однако именно славянофильская идея составляет основу оригинальной русской философии. Оно возникло как реакция на западничество, утверждавшее, что, только следуя в фарватере западной цивилизации, Россия может решить свои политические, экономические и прочие проблемы. Славянофильство (в буквальном смысле: любовь к славянству) убеждено, что Запад подошел к пределу своего развития, он уже не может дать ничего нового и только славянский этнос и Россия в особенности, опираясь на идеи Православия, могут предложить ориентиры и ценности для дальнейшего развития человечества.
Западничество - противоположное славянофильству течение русской духовной и политической жизни. Уже из названия понятно, что в центральном мировоззренческом споре, волновавшем русскую мысль, а именно: что есть Россия? Каково её предназначение в истории и каково её будущее? - западники придерживались убеждения, что, только следуя за Западом, Россия может приблизиться к цивилизованному состоянию. Западники, как и славянофилы, признавали, что история и современность России несхожи с западной историей и современностью, однако причины этой несхожести они толковали иначе, и, что самое главное, их оценка русской самобытности была отрицательной.
Корень расхождения славянофилов и западников - вопрос о возможности рациональной философии, национальной духовности. Западники были убеждены, что есть одна философия, а историко-философский процесс разворачивается таким образом, что на разных его этапах роль лидера принимает определённая национальная философия, выражающая тенденции универсальной философии. Но говорить о специфической русской философии, которая по предмету и методам отлична от западной философии, по мнению западников, неправомерно.
Билет 27.
-
Содержание
- Ответы на экзаменационные вопросы по философии
- Философия как наука и форма общественного сознания
- Философская мысль в Древней Индии. Основные идеи Брахманизма
- Сущность и структура философского знания.
- Философия Древнего Китая. Этические и правовые взгляды Конфуция.
- Основные направления и школы философии.
- Философия всеединства в.С. Соловьева.
- Основные функции философии.
- Милетская, эфесская и элейская школы. Пифагореизм.
- Философия и аксиология. Проблема ценностей в современных условиях.
- Атомистический материализм. Демокрит, Эпикур, Лукреций.
- Мировоззрение, его структура и социальная роль.
- 3 Типа мировоззрения:
- Философия Платона. Платон об идеях и идеальном государстве.
- Бытие как философская категория. Основные формы бытия.
- Философская система Аристотеля.
- Философское учение о материи.
- Патристика. Философско-теологические взгляды Августина Блаженного.
- Философия о движении, пространстве, времени.
- Схоластика. Номинализм и реализм в философии Средневековья.
- Происхождение, сущность, структура сознания.
- Теологическое учение Фомы Аквинского.
- Проблема всеобщих связей и развития в философии.
- Развитие философской мысли в эпоху Возрождения.
- Единичное, особенное, общее.
- Основные черты философии Нового времени.
- Целое и часть. Система и элемент.
- Философское учение ф. Бэкона. Разработка индуктивной методологии.
- Причина и следствие. Необходимость и случайность.
- Философия т. Гоббса. Договорная теория государства.
- Содержание и форма. Сущность и явление.
- Философия р. Декарта. Учение о методе.
- Возможность и действительность. Формальная и реальная возможности.
- Французский материализм XVIII в. Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
- Качество, количество, мера, их взаимосвязь.
- Философия Просвещения. Монтескье, Вольтер, Руссо.
- Диалектика о единстве и борьбе противоположностей.
- Основные черты и историческая роль немецкой классической философии.
- Диалектическое отрицание. Отрицание отрицания.
- Философское учение и. Канта. Мораль и познание.
- Проблема познаваемости мира, её решение в истории философии.
- Философская система и метод г. Гегеля.
- Чувственное познание, его формы.
- Философия л. Фейербаха.
- Классификация методов научного познания.
- Иррационализм философии а. Шопенгауэра, ф. Ницше, а. Бергсона.
- Эмпирическое познание. Наблюдение, эксперимент, моделирование.
- Социальные, научные, философские предпосылки марксизма.
- Теоретическое познание. Абстрагирование, идеализация, формализация.
- Основные черты и этапы развития русской философии.
- Диалектика как учение и метод.
- 2. Русская философия XVIII в. М.В. Ломоносов, а.Н. Радищев.
- Философия и методология.
- Славянофилы и западники в русской философской мысли.
- Исторические типы мировоззрения.
- Проблемы свободы, смысла жизни, творчества в философии н.А. Бердяева.
- Позитивизм и его исторические формы: эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- Философские идеи фрейдизма.
- Концепции происхождения и развития человека
- Философские проблемы инженерной деятельности
- Взаимосвязь человека и природы, человека и культуры
- Философские проблемы инженерной деятельности
- Сущность общества и его природа
- Виды знаний и вера
- Основные формы общественного сознания и их содержание
- Природа техники и технологий и их взаимосвязь
- Знание и познание. Рациональное и иррациональное в познании
- Сущность ценностей и их классификация
- Происхождение и сущность сознания. Отражение и сознание
- Сущность глобальных проблем и их классификация
- Проблема истины и её критериев в науке и философии
- Развитие и общественный прогресс
- Формационные и Цивилизационные концепции общественного развития
- Смысл человеческого бытия
- Биологическое и социальное в человеке
- Современные человеко-технические и технологические системы
- Гражданское общество и государство
- Ценностные критерии общественного прогресса
- Насилие и ненасилие в диалектике свободы и ответственности
- Настоящее и будущее России и её народов
- Понимание, интерпретация, объяснение
- Ценности современного российского общества
- Вопрос 31.
- Вопрос 32.