logo
ПЕД

ЛабораторНая рабоТа № 13 Тема: базовые концепции воспитания и их содержание.

Цели: усвоить сущность понятия «содержание воспитания»; раскрыть соотношение содержания воспитания и содержания образования, их взаимосвязь;

1. Ответьте на вопрос. Содержание воспитания – это:

  1. система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений;

  2. достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;

3) общие идеи о построении природы и жизни общества;

Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________

2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «содержание воспитания»:

  1. внешнее выражение воспитания;

  2. умственное воспитание;

  3. целенаправленность (наличие социального ориентира);

  4. соответствие культурно-историческим ценностям;

  5. личность воспитателя;

  6. самовоспитание;

  7. личность воспитанника.

Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________

3. Установите иерархию следующих понятий:

а) этапы развития;

б) методы воспитания;

в) содержание воспитания;

г) цели и задачи процесса воспитания;

д) условия протекания процесса воспитания,

е) формы воспитательной деятельности.

4. Как выглядит содержание воспитания в рамках различных концепций воспитания? Заполните следующую таблицу.

Концепция воспитания

Содержание воспитания

Воспитание с целью обеспечить выживание (адаптацию, приспособление)

Воспитание гражданина

Воспитание гуманистическое

Воспитание личности, способной к самореализации

5. Среди перечисленных утверждений выберите те, которые выражают особенности содержания воспитательного процесса: 1) целенаправленность; 2) многофакторность; 3) уважение к личности; 4) длительность; 5) непрерывность; 6) воспитание чувств; 7) комплексность; 8) экономичность; 9) вариативность; 10) двусторонний характер; 11) содружество с семьей.

Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________

6. Прочитайте описанную ниже ситуацию и подумайте: почему трудовое воспитание в данном случае оказалось малоэффективным? Что было сделано не так?

Молодой учитель технологии после летних каникул по поручению завуча пошел с пятым классом убирать территорию школы. Детям объяснили, как нужно выполнять эту работу, и они активно взялись за дело. Учитель подходил то к одному, то к другому ученику, подбадривал их. Дело спорилось. Но через час энтузиазм иссяк, всё как-то затормозилось. Многие просто стояли, побросав пластиковые пакеты и перчатки. Учитель начал покрикивать на ребят, называл их лодырями. Ученики урывками брались за работу, но дело вперед не двигалось...

Ответ: _____________

7. Раскройте специфику различных типов мировоззрения.

Мировоззрение

Специфика

Житейское

Философское

Религиозное

8. «В гражданском обществе, – писал Гегель, – каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей, эти другие суть потому средства для целей особенного» (Гегель Г. Соч. – М.; Л., 1934. – Т. 7. – С. 211).

Согласны ли вы с данным высказыванием?

Если да, каким должно быть содержание воспитания в таком случае?

Если нет, то почему?

Ответ:

Ответ:

9. «...Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитания не существует. Я не признаю его...» (Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. – М., 1989. – С. 208-209).

Разделяете ли вы мнение Л.Н. Толстого? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.

Разделяю

Не разделяю

Аргументы:

Аргументы: