logo
Асмус_Логика_2001

§ 24. В частноотрицательных суждениях (о) о принадлежности предмета классу предметов субъект не распределён, но предикат распределён.

Рассмотрим сначала первую разновидность частноотрицательных суждений о принадлежности предмета классу предметов. В суждениях этой разновидности понятия субъекта и предиката – перекрещивающиеся. Так, в суждении «некоторые водные животные – не позвоночные» понятия «водные животные» и «позвоночные» – перекрещивающиеся, как показано на рис. 22.

Заштрихованная часть круга S обозначает ту часть объёма субъекта, которая, по смыслу этого суждения, исключается из объёма Р.

В суждениях этого вида субъект не распределён, так как мыслится только в части своего объёма. Напротив, предикат в них распределён, так как мыслимая в этих суждениях часть объёма субъекта (изображённая на рисунке заштрихованной частью круга S) поставлена вне всего объёма предиката (на рисунке вне всего круга Р), а не только его части.

Рассмотрим затем вторую разновидность частноотрицательных суждений о принадлежности предмета классу предметов, т. е. те из них, в которых понятие предиката подчинено понятию субъекта. Таково, например, суждение: «некоторые членистоногие – не насекомые». В этом суждении субъект («некоторые членистоногие») не распределён, так как высказывание относится не ко всему объёму подлежащего: не о всех, но лишь о некоторых членистоногих сказано, что они не принадлежат к насекомым.

Рис 22

Напротив, предикат этого суждения («не насекомые») распределён. В самом деле: хотя только о части членистоногих сказано, что она – не насекомые, однако эта часть членистоногих исключается уже не из части объёма насекомых, а из всего объёма насекомых (см. рис. 23).

Рис. 23

§ 25. Мы рассмотрели распределённость субъекта и предиката в суждениях о принадлежности предмета классу предметов всех видов качества и количества. Подведём теперь итог этому рассмотрению отдельно для субъекта и отдельно для предиката. Резюмируя все случаи распределённости субъекта, легко получаем следующие правила:

1) Субъект распределен в общих суждениях (общеутвердительных и общеотрицательных) и не распределен в частных суждениях (частноутвердительных и частноотрицательных).

2) Предикат распределен во всех отрицательных суждениях (общеотрицательных и частноотрицательных) из тех частноутвердительных, в которых предикат подчинен субъекту. Предикат не распределён в общеутвердительных и в тех частноутвердительных суждениях, в которых субъект и предикат – понятия перекрещивающиеся.

ЗАДАЧИ

1. Определите, какие из следующих суждений выражают отношения принадлежности и какие – отношения величины, силы, причины и действия, пространства, времени, а также отношения сравнительной оценки: «Курско-Орловская битва произошла после битвы под Сталинградом»; «некоторые двигатели–двигатели внутреннего сгорания»; «все сосны имеют иглы вместо листьев»; «Гималаи выше, чем Альпы»; «Пулково находится под Ленинградом»; «Пулково – одна из знаменитейших обсерваторий мира»; «утро вечера мудренее»; «цветы завяли от мороза»; «Римский-Корсаков – один из композиторов балакиревского кружка»; «Лев Толстой и Чернышевский– однолетки»; «шахматы – древняя игра»; «Сатурн дальше от Солнца, чем Юпитер», «Сатурн – внешняя планета»; «Сатурн окружён кольцом»; «сильнее кошки зверя нет»; «человеческий скелет состоит из двухсот пятидесяти шести костей»; «порядковый номер урана в периодической системе "Менделеева – 92»; «уран тяжелее ртути»; «человеческое сердце состоит из двух предсердий и двух желудочков»; «очковые змеи очень ядовиты»; «некоторые поэты писали кроме стихов прозу».

2. Изобразите при помощи наглядных схем отношение между субъектом и предикатом в следующих суждениях о принадлежности: «некоторые учёные были композиторами»; «некоторые грибы– пластинчатые»; «некоторые птицы не плавают»; «некоторые композиторы не имели абсолютного слуха»; «некоторые конические сечения– замкнутые кривые»; «некоторые деревья не дают тени»; «все равносторонние треугольники равноугольны»; «все ромбы – параллелограмы с равными сторонами»; «ни один неприятель не ушёл живым с поля боя»; «все дошедшие до нас сочинения древних греческих писателей дошли до нас в позднейших списках»; «некоторые вулканы давно уже не действуют»; «ни одна так называемая падающая звезда не есть в действительности звезда»; «все хищные птицы, парящие на большой высоте, имеют острое зрение».

3. Определите распределённость понятий субъекта и предиката в следующих суждениях: «некоторые организмы размножаются делением»; «многие растения не имеют хлорофила»; «некоторые осетровые вовсе не заходят в моря для размножения»; «у всех птиц превосходное зрение»; «нет крепостей, которых не взяли бы большевики»; «не все вулканы–действующие вулканы»; «азотная кислота легко вымывается из почвы»; «причиной полегания хлебов не может быть недостаток в кремнезёме»; «грибы не могут произрастать на почве, в которой не содержатся готовые органические вещества», «все известные нам внешние планеты имеют малую плотность»; «история – общественная наука»; «товар – вещь, удовлетворяющая какую-нибудь потребность и способная обмениваться на другую вещь»; «республика – одна из форм государственного устройства».