8. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Теория общественного договора т. Гоббса.
2 течения гносеологии: эмпиризмирационализм. В 17 в. изменяется тип человека, который занимается интеллектуальным трудом. Развиваются 2 метода: 1 - метод глубокой рефлексии, 2 - развивает философию для повседневных нужд. Все это сказывается на направлении философии. Наиболее видный представитель эмпиризма: Френсис Бэкком (1561-1626). Представитель рационализма: Рене Декарт (1596-1650).
Ф. Бэкком – индукция - основной метод получения знания. Р. Декарт - решающая роль в познании относится к теории (дедукция).
Бэкком недооценивал рациональные начала познания. Относился с резкой критикой. Предлагал строить науку на основе новых научных методов. Математика и физика должна была лежать в основе этих методов. Знание, которое не приносит пользы необходимо отбросить. Цель науки должна быть практической. Символично выглядит даже его смерть. Проводя эксперименты зимой, на снегу, он простудился, заболел и умер.
У Р. Декарта противоположная рационалистическая ориентация. Сочинения Декарта отличались удивительным литературным стилем. Ему принадлежит высказывание: "Я мыслю - значит я существую". Т. е. он хотел сказать: действительность может быть спорной, но одно фундаментально - разум. Ранее Декарт опирался на математику и отсюда его идеалистические идеи. Потом он пришел к дуализму. Декарт выдвинул метод сомнений (метод картезианского сомнения). На латыни имя Декарт звучит как Картезий. Сущность метода - сомневаться во всем, в чем можно усомниться. Не вызывает сомнений только существование человеческого мышления. Около 20 лет Декарт провел, тогда еще, в очень развитой стране - в Голландии. Здесь произошла первая Буржуазная Революция и в данной стране нашли приют от церковных преследований много видных ученых: Спиноза, Декарт и т.п. Здесь он и умер. Он вставал около 5 часов утра, чтобы ездить в королевский дворец, преподавать науки королеве. Ездил так рано во дворец из-за высокой занятости королевы. В один день он простудился и в последствии умер. Он имел большие открытия в области математики: аналитическая геометрия и т.п.
Томас Гоббс - видный основатель политической философии. Основной труд - "Левиафан". Джон Локк. Труды также являлись основополагающими для политической доктрины буржуазного строя. Гоббс - абсолютист; Локк - либерал.
"Левиафан" - материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Гоббс выдвинул целый ряд идей. В повестку дня Гоббс ставил проблему власти, права, государства. Гоббс исходит из своего учения о происхождении государства: Первоначально люди жили в безгосударственном состоянии, где единственным, на что человек мог рассчитывать - сила своих мышц. В конце концов, это всем надоело, и они решили избрать единого государя, и решили лишиться своих притязаний на власть, своих свобод и привилегий ради окончания войн. Цель власти: сохранение общества против анархии и против войны. Этого может достигнуть только сильная единоличная власть. Отсюда идея абсолютизма: никакого демократического парламента, только сильная абсолютная власть; в обществе должна быть всеобщая покорность.
2 недостатка теории: 1. Национальные интересы как нечто целое, т. е. каждому человеку присущи одни и те же усредненные взгляды. 2. Отношение государства с государством только через войну. Также помимо Т. Гоббса с политическими идеями выступил Дж. Локк. Его учение - о разделении власти. До 2-й половины 20 в. мир шел за Гоббсом (диктатура Сталина, Гитлера, Мао, Муссолини). Во 2-й половине 20 в. мир пошел за Локком.
- 1. Философия, ее предмет и структура, функции в культуре.
- 2. Основной вопрос философии как историко-философская проблема.
- 3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 4. Философия традиционных обществ Индии и Китая.
- 5. Античная философия: этапы становления и специфика.
- 6. Философия средневековья: патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
- 7. Философия Возрождения; ее основная направленность, проблематика, социальная роль.
- 8. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Теория общественного договора т. Гоббса.
- 9. Философия эпохи Просвещения. Естественный материализм и.Ньютона и французских энциклопедистов. Социальная философия Вольтера и Руссо.
- 10. Проблема познавательных возможностей человека в философии Канта.
- 11. Диалектика, идеализм и материализм в воззрениях представителей немецкой классической философии.
- 12. Идейные источники и социально-экономические предпосылки философии марксизма.
- 13. Классический и современный марксизм. Франкфурская школа и ее социально-философские идеи.
- 14. Позитивизм и прагматизм и их роль в становлении современной философии науки
- 15. Философия экзистенциализма: отчужденный человек и пограничные ситуации.
- 16. Современная философия истории в воззрениях о. Шпенглера, п. Сорокина, к. Ясперса, ф. Фукуямы.
- 17. Проблема человека в религиозной философии хх века: неотомизм и персонализм
- 18. Русская философия. Её основная тематика и этапы развития.
- 19. Белорусская философская мысль xyi-xXвв.
- 20. Бытие, его философский смысл и основные формы
- 21. Категории субстанции и материи. Ленинское определение материи и его методологическое значение.
- 22. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Механицизм. Редукционизм. Витализм.
- 23. Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени. Концептуальное, перцептуальное и социальное пространство и время.
- 24. Философия монизма и проблема единства мира. Современная научная картина мира.
- 25. Диалектика как теория и метод познания и освоения действительности
- 26. Диалектические законы развития бытия, их статус, функции.
- 27. Философские концепции детерминизма и их естественнонаучная аргументация. Причинность и теологизм. Детерминизм и синергетика.
- 28. Философские категории, выражающие ценность и структурную организованность бытия (система, структура, элемент, часть, целое)
- 29. Проблема сознания в философии и естествознании.
- 30. Индивидуальное и общественное сознание, их структура, взаимосвязь, функции.
- 31. Эволюция сознания: основные этапы и социокультурная обусловленность. Сознание и отражение.
- 32. Проблема идеального в философии. Сознание и самосознание.
- 33. Мышление и язык. Аналитическая философия и герменевтика.
- 34. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм.
- 35. Деятельная концепция познания. Чувственное и рациональное познание.
- 36. Проблемы истины в философии. Основные концепции истины.
- 37. Многообразие видов и форм практической деятельности. Научный эксперимент и социальная практика как критерии истины.
- 38. Субъект-объектные отношения в познании. Основные гносеологические модели.
- 39. Наука как предмет философского анализа и специфика научного знания.
- 40. Структура научно-познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания
- 41. Формы и методы эмпирического познания
- 42. Формы и методы теоретического познания.
- 43. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза.
- 44. Проблема метода в философии. Методология, ее предмет и задачи.
- 45. Методология в сфере инженерной деятельности. Техникознание и конструктивистская методология.
- 46. Основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы науки.
- 47. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс.
- 48. Человек как предмет философского анализа. Проблема сущности и существования.
- 49. Эволюционная теория человека. Антропосоциогенез и его исторические формы. Роль труда в возникновении человека.
- 50. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
- 51. Проблема гуманизма. Гуманизм и антропоцентризм.
- 52. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль личности в истории.
- 58. Философия свободы и ее взаимосвязь с формами общественного сознания.
- 59. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.
- 60. Культура и цивилизация.