logo
философия вступительная

8. Основные проблемы и идеи средневековой философии

Вся духовная культура этого периода (V – XV вв.) была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога.

Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия». Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.

Основными принципами средневековой философии были: креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего; провиденциализм – понимание истории как осуществления, заранее предусмотренного Богом плана спасения человека; теодицея – как оправдание Бога; символизм – умение человека находить скрытое значение того или иного предмета; откровение – непосредственное волеизъявление Бога; реализм – существование общего в Боге; номинализм – особое внимание к единичному.

В развитии средневековой философии можно выделить два этапа:

Наиболее приоритетной проблемой схоластики была проблема универсалий (от лат. universalis – общий). С попыткой решения этой проблемы связаны три философских течения: реализм (до вещи) - общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой; номинализм (существование общего после и вне вещи) - универсалии существуют лишь в человеческом разуме; концептуализм (существование общего вне и до конкретной вещи) - универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи.

Наибольшими авторитетами философии Средневековья были признаны Августин Аврелий «Блаженный» (354 – 430) и Фома Аквинский (1225/26 – 1274).

Последователь Платона Августин Блаженный стоял у истоков средневековой философии. В своих произведениях он обосновывал идею о том, что бытие Бога – это высшее бытие. Добрая воля Бога является причиной появления мира, который через телесное и душу человека восходит к своему создателю. Особое место в этом мире отведено человеку. Материальное тело и разумная душа составляют сущность человека, который через свою душу приобретает бессмертие и свободу в своих решениях и действиях. Однако люди разделены на верующих и неверующих. О первых заботится Бог, а вторым дается возможность через обращение к вере спасти себя. Августин считал, что у человека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера. Его религиозно-философское учение служило фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века.

Крупнейший теолог католической церкви Фома Аквинский стремился согласовать учение Аристотеля с требованиями католической веры достигнуть исторического компромисса между верой и разумом, теологией и наукой. Он известен тем, что развил пять «онтологических» доказательств бытия Бога в мире. Они сводятся к следующему: Бог есть «форма всех форм»; Бог есть перводвигатель; Бог – высшее совершенство; Бог – высший источник целесообразности; от Бога исходит закономерный, упорядоченный характер мира. Учение Фомы, получившее название томизма, стало идеологической опорой и теоретическим орудием католицизма.

Несмотря на некоторую однотонность средневековой философии, она стала значительным этапом в развитии философского познания мира. Заслуживает внимания стремление этой философии полнее постичь духовный мир человека, приобщить его к более высокому – Богу. Философия сделала шаг от натуралистических представлений к осознанию индивидуальности человеческого духа и историчности человека.