logo
Kotsuba

Пётр Яковлевич Чаадаев

Он не примыкал ни к западничеству, ни к славянофильству, но его взгляды задали основу для западничества. Поначалу разделял взгляды декабристов, но из-за того, что у них не было общей позиции, он отошёл от их круга. После путешествия в Европу, Чаадаев окрыляется идеями, смешанными из декабристских (новые порядки, тайные масонские общества) и религиозных, во многом вдохновившись «деловитостью и религиозностью» Англии. На Западе есть комфорт, который Чаадаев считает первым критерием прогресса. Чаадаев решил, что прогресс, увиденный им в Европе, есть следствие деятельности христи­ анской цивилизации, а более точно — католической цивилизации. Католицизм объединил Европу и поощрял социальную деятельность, активность, позволив совместить прогресс и религиозность.

После возвращения в Россию Чаадаев формулирует взгляды в журнале «Телескоп» в эпистолярной форме. «Да придет Царствие Твоё» — эпиграф к этим письмам, намекаю­ щий, что Царство Божие должно прийти на Землю в виде прогресса. Это противоречит христианской доктрине, где утверждается, что Иисус — Царь «не от мира сего»; рай на Земле построить невозможно, потому что нет рая внутри человека, и нельзя его построить.

Чаадаев говорит, что Россия оказалась на обочине истории, а историей движет Бог. Он излагает историю России в мрачных красках, акцентируя внимание на отдаление России от Европы и, как следствие, невежестве. За этот подход Пушкин критиковал письма, так как он был гораздо больше знаком с русской историей, а мрачные страницы, на которых акцентировал внимание Чаадаев, свойственны и средневековой Европе.

Чаадаева интересовала философия истории. Он выступал противником Ренессанса