Тейяр де Шарден
Пьер Тейяр де Шарден (1881–1955) – французский философ, специалист по археологии, палеонтологии и антропологии. Цель философии Тейяра – раскрыть причины и содержание эволюционного развития Вселенной, приведшего к появлению человека, посредством синтеза научных данных и религиозного опыта. Человек, по Тейяру, не статичный центр мира (такое представление о человеке характерно для ортодоксальной католической доктрины), а ось и вершина эволюции. Суть разработанной Тейяром эволюционной концепции вкратце такова:
Материя и дух изначально неразделимы. "Ткань универсума" – субстанция одухотворения. Энергия как свойство материи имеет две составляющие:
тангенциальную, или физическую (подчиненную закону сохранения энергии и принципу энтропии), обеспечивающую связь и компоновку элементов Вселенной и
радиальную, или духовную (не подчиняющуюся никаким законам), действие которой направлено вперед и вверх в порядке усложнения;
Эволюция мироздания (космогенез) проходит три основных этапа:
а) преджизнь – формирование химических элементов, галактик, звезд и планет. Оболочка Земли покрывается водно-солевым раствором. Возникают благоприятные условия для образования сложных белковых соединений;
б) жизнь – развитие и усложнение всех форм живых организмов;
в) мысль – возникновение человека и истории человечества до наших дней. Третий этап завершается формированием сферы духа, или "ноосферы", что ведет за собой гипотетический четвертый этап – выход в сверхжизнь к духовному эпицентру мироздания – "точке Омега"; этому понятию Тейяр придает особое значение;
Именно посредством действия "точки Омега" мир, по выражению Тейяра, "ускользает от энтропии". Омега есть первопричина возникновения мира и вместе с тем конечное следствие его эволюции. Атрибутами Омеги являются наличность, автономность, необратимость "и, в конечном счете, трансцендентность". "Инструмент" Омеги – радикальная составляющая единой космической энергии, действие на мир, осуществляемое с помощью этого инструмента – любовь, смысл действия – концентрация, сосредоточение любви в самом себе обратно пропорционально разлагающейся под влиянием энтропии физической материи. По всей видимости, соотносимость понятий Омеги и Бога (в общерелигиозном смысле) весьма неопределенна. Омега – гораздо более философское, нежели теологическое понятие. Тейяр выдвигал идею единения науки и мистики в качестве панацеи от всех бед современности. Стремился к созданию "научной феноменологии", которая должна синтезировать данные науки и религиозного опыта для раскрытия содержания эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека. Поиски диалектики всеединства, пронизывающего множество явлений, сопряжены у Тейяра с пантеистической установкой. Материя, считал он, есть "матрица" духовного начала. Духовное начало имманентно всему сущему.
«Значимость философских размышлений Тейяра де Шардена состоит в том, что он очерчивает Вселенную, в которой специфические человеческие свойства вводятся в качестве нового измерения мира, что он убеждает других в важности такого типа видения мира, где человеку возвращается соответствующее ему место в структуре Вселенной. И самое интересное заключается в удивительном совпадении популярности его философского антропоцентризма и возрождении определенных ипостасей антропоцентризма в физике. Картина Вселенной, в которой человек практически не существует, является для нас страшно нечеловеческой и не может нас удовлетворить. Факт редукции человека к некой аномалии или случайности в истории эволюции Вселенной противоречит самым глубинным чувствам человека. Тейяр де Шарден уловил эту человеческую потребность и подготовил своими размышлениями психологическую почву для формулировки антропного космологического принципа. Именно последний дает возможность целостного видения мира и человека как его существенного элемента». (Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов. Интегральная природа человека. Ростов-на-Дону, 1994).
ТЕОРИЯ «ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ» ТОЙНБИ
Многие философы пытались и пытаются ответить на вопросы: что есть общество? Каков смысл истории? Куда движется человечество?
Из предыдущих очерков читатель познакомился с позициями Августина, Гегеля, Макиавелли, Канта, Маркса. Ниже раскрывается позиция Тойнби.
Арнольд Тойнби (1889-1975 гг.), английский историк и философ, крупнейший представитель западной школы философии истории.
Тойнби является автором теории «локальных цивилизаций». Суть этой теории сводится к следующему.
Все население нашей планеты не составляет собой некое целое единство. Никакого целостного социального организма всего человечества не существует. Напротив, люди объединяются по определенным основаниям в автономные, локальные сообщества или локальные цивилизации. Причем каждая локальная цивилизация имеет не только пространственные (географические) границы, но и временные. Локальная цивилизация имеет определенную структуру. Структурообразующими являются четыре сферы жизни людей: экономическая сфера жизни, социальная сфера жизни, политическая сфера жизни, культурная (духовная) сфера жизни. Последняя – духовная сфера жизни – является наиболее ярким показателем специфики каждой локальной цивилизации. Поэтом можно сказать, что каждая локальная цивилизация есть некий культурно-исторический тип. Культурно-исторический тип – это специфический образ мышления, верований, традиций, быта, многообразной деятельности людей, поколений, входящих в данное пространственно-временное объединение. Все люди в этом культурно-историческом типе делятся на две категории:
1) творческую элиту, которая определяет, оплодотворяет суть локальной цивилизации;
2) пассивную массу, которая подражает элите, идет за элитой.
Творческая элита – это энергетическое ядро локальной цивилизации. Когда перед людьми возникают очень сложные задачи, когда общество попадает в трудные ситуации, тогда возникают проблемы вызова: быть или не быть. На вызов находит ответ элита общества. Она формулирует цели и пути их достижения. Сила элиты велика. Элита вдохновляет население. Люди верят ей, идут за ней, подражают ей. Сложная задача решается. Возникают новые духовные ценности, которые определяют все сферы жизни. Начинается длительный процесс развития "локальной цивилизации." Идут годы. Сменяются поколения. «Локальная цивилизация» постепенно исчерпывает свои силы. Наступает период, когда большинство населения уже не подчиняется элите. Элита начинает диктовать свои принципы, устанавливает диктаторский режим. Общество загнивает, «локальная цивилизация», просуществовав около 2000 лет, погибает.
А. Тойнби категорический противник «европоцентристской» или «западноцентристской» концепции исторического процесса. С точки зрения этой концепции, западное общество провозглашается уникальной цивилизацией, обладающей единством и неделимостью, которая после длительного периода борьбы достигла, наконец, цели мирового господства. Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерного итога единого и непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и поразительному сужению исторического кругозора. В результате, игнорируя особенности культур, не учитывается разнообразие исторического опыта народов и человечества в целом, три мировых цивилизации объединяются в одну, а история этой единственной цивилизации оказывается выпрямленной в одну линию, нисходящей от современной западной цивилизации к примитивному обществу палеолита и неолита.
Тойнби уверен, что объектом изучения философии истории не может быть человечество в целом или какие либо конкретные национально-государственные образования, а только определенные культурно-исторические типы, которые он называет обществами или цивилизациями. Именно общества или цивилизации представляются собой умопостигаемую единицу истории, целостные системы, в которых все элементы соответствуют друг другу и влияют друг на друга, общества или цивилизация сопоставимы, сравнимы между собой. На основе определенных критериев исследователь может определить как далеко те или иные общества продвинулись вперед, насколько они отстали от наиболее высокого уровня, и на этой основе можно сделать вывод о значении каждого отдельного общества и цивилизации. В качестве важнейшего интегрального критерия развития обществ или цивилизаций Тойнби называет реализацию ими конечной целевой установки, определяемой Божественным Логосом. Эту установку Тойнби характеризует как вызов, брошенный Божественным Логосом различным народам. Ответ народов на этот вызов и составляет, по мнению Тойнби основное содержание исторического процесса. Вызов Божественного Логоса осуществляется в многообразных формах: особенности природной среды обитания, взаимодействие с другими народами и т.д. Этот вызов реализуется в историческом процессе через многократные конкретные проявления. «Ответы» на «вызов» могут быть различны, и в этом причина непохожести исторического пути народов.
- Министерство образования российской федерации
- Кафедра истории и философии
- Практикум по философии
- Введение
- 1. Как пользоваться этим пособием
- 2. Советы студенту-заочнику
- 3. Тематика контрольных работ
- Контрольные вопросы
- Философия, ее роль в жизни общества и человека
- 1. Предмет философии
- 2. Роль философии и её функции
- Древневосточная философия
- 1. Древнеиндийская философия
- 1. Вайшешика.
- 2. Ньяя.
- 3. Санкхья.
- 4. Йога.
- 5. Миманса.
- 6. Веданта.
- 7. Буддизм.
- 2. Древнекитайская философия
- Античная философия
- Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
- Пифагор
- Демокрит
- Аристотель
- Стоицизм
- Упражнение №3
- Упражнение №4 Античная философия
- П рочитайте эту книгу
- Философия средневековья
- Патристика. Августин
- Схоластика
- Фома Аквинский
- Упражнение №6
- Упражнение №7
- Упражнение №8
- Философия возрождения
- Макиавелли
- Монтень
- Упражнение №9
- Упражнение №10
- Философия нового времени
- Спиноза
- Лейбниц
- Упражнение №12
- Упражнение №13
- Упражнение №14
- Философия просвещения
- Вольтер
- Руссо (1712 - 1778)
- Дидро (1713 -1784)
- Гольбах (1723 - 1789)
- Упражнение №15
- Упражнение №16
- Упражнение №17
- Немецкая классическая философия
- Шеллинг
- Фейербах
- Упражнение №18
- Философия конца XVII – XIX вв.
- Упражнение №20
- Философия жизни
- Шопенгауэр
- Философия марксизма
- Упражнение №21
- Русская философия
- Славянофилы и западники
- Чаадаев
- Хомяков
- Философия революционных демократов XIX века
- Философия Всеединства Соловьёва
- Русский марксизм. Ленин
- Упражнение №23
- Задание
- Упражнение №24 Русская философия
- Современная западная философия
- Неопозитивизм и поспозитивизм
- Американский прагматизм. Джеймс
- Постмодернизм
- Герменевтика
- Структурализм
- Феноменология
- Экзистенциализм
- Неотомизм
- Тейяр де Шарден
- Упражнение №26
- Упражнение №27
- Упражнение №28
- Упражнение №30
- Картина мира
- Упражнение №31
- Упражнение №32
- Человек Упражнение №33
- Прочитайте эту книгу
- Упражнение №34
- Упражнение №35
- Задание
- Общество
- Упражнение №36
- Упражнение №37
- Задание
- Культура Упражнение №38
- Упражнение №39
- Упражнение №40
- Задание
- Сознание
- Упражнение № 41 «Сознание»
- Познание
- Упражнение № 42
- Упражнение № 43
- Задание
- П рочитайте эту книгу
- Упражнение № 44
- Глобальные проблемы человечества
- Упражнение №45 «Глобальные проблемы человечества»
- Упражнение №46 проверь свою память
- Упражнение №47 Кто первый?
- Упражнение №48 прояви смекалку
- Упражнение №49 проверь свой рейтинг
- Глоссарий
- Использованная литература
- Оглавление