logo
Методический комплекс новый

3.2.1. Характер

1. Социальный. Обобщенным субъектом научно-познавательного про­цесса является общество в целом. Специализированным агентом научной деятельности является научное сообщество которое имеет, по крайней мере, три уровня: ученый, или научный работник, как представитель сооб­щества; группа ученых; научное сообщество в целом. Но научное сообщество лишь часть всего общества с его социокультурной средой.

Важно отметить, что уже сама научная аргументация — это изначально интерсубъективное предприятие; это коммуникация, базирующаяся на рациональных предпосылках. В этой связи следует подчеркнуть, что базис­ные установки научной деятельности вырабатываются не для индиви­дуального пользования, но принципиально интерсубъективны. Они при­нимаются и закрепляются научным сообществом в ходе дискуссий и перекрестной критики и могут стать действительно работающими ориен­тирами только тогда, когда будут приняты сообществом ученых;

2. Целеустремленный. Это означает, что научный поиск не есть нечто хаотичное. Научный поиск движется к теоретической цели, к решению наличных задач. Конечно, в научном познании присутствуют и стихий­ные компоненты. Но не следует противопоставлять эти отдельные моменты спонтанного поиска общему принципу научной деятельности, который конституирует специфическую для науки концептуально-исследовательскую установку; этот принцип можно назвать принципом активности разума. Или, как сформулировал в своем знаменитом афоризме И. Кант, научный разум должен «заставлять природу отвечать на его вопросы, а не тащиться у нее словно на поводу». Научная деятельность — это теоретическая инициа­тива, это активный отбор наилучших объяснений, выдвижение гипотез, которые должны опережать и предвосхищать в своих объяснительных возможностях рост эмпирического материала и т.п.

3. Методический. В науке важно не просто найти решение проблемы, а методологически закрепить eгo. Научное знание органично включает в себя и интерсубъективно признанный метод его нахождения, получения. Поэтому используемые методы сами подлежат обоснованию, они должны быть подкреплены надежным, достоверным знанием.

Обоснованность методов имеет принципиальное значение. Ведь уче­ный всегда должен иметь возможность оперативного достижения того или иного результата, должен уметь контролировать процесс получения знания, быть способным привести других к этому же результату. Это озна­чает, что ученый не просто обязан уметь сделать что-то, но от него требу­ется умение дать отчет о своих действиях, он должен быть способен описать свои базисные операции, правила, которыми он руководствовался. Он должен уметь передать свои операционные навыки с достаточной степенью точности. Иными словами, в науке интеллектуальная техноло­гия получения знания не менее важна, чем само содержание знания.

4. Самокорректируемый. Существенной чертой научной деятельно­сти является то, что она направлена не только на познание окружающего мира, но и в определенном смысле сама на себя: она повышает свою соб­ственную рациональность. Это такая познавательная деятельность, кото­рая одновременно ищет способы увеличения своей собственной эффек­тивности. Научный поиск самокорректируется, исправляет собственные ошибки, самосовершенствуется. Это достигается за счет присутствия устой­чивого импульса сознательности, или рефлексивности в научном поис­ке. Степень осознанности имеющегося положения дел может изменяться в различной степени. Предельной степенью рефлексивности научного познания является специально осуществляемый методологический ана­лиз научной деятельности;

5. Поступательный. Научный поиск никогда не останавливается на достигнутом. От наличных теоретических структур, от достигнутого уровня знания он движется вперед, к еще не познанным областям, стре­мясь расширить сферу своих владений. Научная деятельность ориенти­рована на постоянный прирост знаний, на новации и открытия. Однако поступательное движение науки не означает, что наука линейно прог­рессирует, прибавляя новые знания к прежним, записанным в актив веч­ных и непоколебимых истин. Нет, наука постоянно пересматривает свое содержание. Но стабильным остается само стремление к постоянному расширению предметной сферы, росту знания, усовершенствованию тео­рий, выходу к более высоким ступеням общности и более широким воз­можностям приложения;

6. Творческий. Ничто так не чуждо духу науки, как шаблоны и стерео­типы. Научная деятельность — это в конечном итоге творчество позна­ния.

Итак, научная деятельность по своему характеру представляет со­бой имеющий социально-коммуникативную природу, базирующийся на принятых научным сообществом нормах, активный и целеустремлен­ный, осуществляемый обоснованными и контролируемыми методами, самокорректирующийся, ориентированный на прирост и усовершенствование знаний, поисковый творческий процесс.