logo
filosofia

28. Философия иррационализма XIX века: а. Шопенгауэр, ф. Ницше, а. Бергсон, о. Шпенглер.

Шопенгауэр - «Мир как воля и представление»

Субстанция –это воля, а вещи – это представление воли и ее представление

-воля объективна, а вещи – субъективны

-воля направлена сама на себя

-он считает, что в мире нет ничего окончательного, все условное, но дух имеет потребность в безусловном, а это безусловное можно найти только в мире «вещей в себе»

-Воля – это есть абсолютное начало всего бытия, также инстинкты и поведение животных – это действие воли, поэтому природа человека иррациональна

-Когда появляется человек, возникает мир как представление – как человеческая картина.

- появляются субъект и объект, множественность отдельных вещей и причинная связь(причинно-следственная) между ними

-также он утверждает, что постичь волю разумом невозможно, можно только достигнуть на каком-то уровне интуиции

-под влияем воли у человека возникает чувство, что оно постоянно чего-то хочет: комфорта, здоровья и т.д

-Шопенгауэр утверждает, что у человека есть один выход – погасить в себе волю жизни ,т.е. принимать истину, которая еще трактовалась в учении буддизма о «нирване»,т.е. путь к медитации.

-гениальность , по Шопенгауэру, есть нечто иное, как полнейшая объективность. Но это - удел немногих избранных.

Теория познания:

- главное – это интуиции , только она воспринимает волю

-ступени познания: чувственное, разум, интуиция

Антропология :

-главное качество человека – эгоизм

-из эгоизма следует жадность , трусость, глупость

- единственное положительное качество человека – ЗЛОБА

-жизнь человека – это страдание

-страдание уменьшает сострадание

-Интеллектуальное общество – «мошеннический притон», «сумашедший дом»

-ч. Ущербен, его надо любить

-считал, что худшее впереди,ввел писсемиз

Ницше

Онтология:

-против на разделение материи и духа, есть только целое – жизнь

-свойства жизни:

*вечное возвращение(циклическое развитие)

*борьба за существование

*воля к власти(самореализация)

-у человека слабая воля к власти поэтому Ницше противоставляет обычного человека и сверхчеловека(воля власти выражается в творчестве)

-он унижает обычного человека и возвышает сверхчеловека

-поэтому Ницше категорически отрицает 3 способа уравнять человека и сверхчеловека: демократия мораль, социализм

-Этапы становления сверхчеловека:

*человек превращается в верблюда(как верблюд тащит предшествующую культуру)

*верблюд превращается во льва (стадия эмоциональной критики всей культуры)

*лев превращается в верблюда( ребенок способен творить)

-линию эволюции, ведущую к человеку, Ницше не считает прогрессом

- Мир в философии Ницше не развивается, существует лишь «иерархия царств»

-он считает, что мир должен проходить бесконечное множество своих состояний

-считал, что познание, не что иное, как несовершенный термин для истолкования, говоря, что нет фактов, есть только интерпретации

-для него истина – инструмент формирования своего жизненного мира( без способности действовать истина бесполезна)

-Ницше в каждом человеке 2 начала:

*аполлоновское – это рациональность, соразмерность, постепенность

*дионисийское – грубое, животное начало

-Ницше считает. Что господствует толпа и посредственность, которые создали мораль рабства

-у стада одно чувство- чувство злобной зависти ко всему яркому, талантливому и удачливому.

-человек не должен быть счастлив. Свободный человек – воин.

Бергсон. В бытии выделяют 2 начала: материя и жизнь.

Материя - это неподвижное начало, главная характеристика – протяженность.

Жизнь – это динамика, главный признак – длительность.

3 части жизни:

-растения (ощущение)

-насекомые (инстинкты)

-животные (интеллект)

Отрицает теорию эволюции Дарвина

Выделяет 2 вида времени:

-научное (объективно и измеряемо)

-чистое (субъективно и не измеряемо)

Теория познания:

1. Интеллект (рациональное, логичное познание только статичных вещей – материи)

2. Интуиция (нерациональна, алогична, познание жизни)

Предлагает жестко разделить познание материи – интеллект, а познание жизни – интуиция.

2 типа общества:

-закрытое

-открытое.

Шпенглер

Применил идеи Ницше к истории и культуре.

Отрицает единую историю человечества, на самом деле идет развитие отдельных культур.

Каждая культура характеризуется особым типом души.

Выделяет 12 типов культуры:

-античная - апполоновская душа

-арабская – магическая

-западная Европа – Фаустовская (противоречивая)

Этапы развития культуры:

-весна (формирование)

-лето (расцвет)

-осень (увядание) – цивилизация

Зима (отмирание)

Анализирует символы культуры. Сердцевина культуры - мифы.