31. Эволюция сознания: основные этапы и социокультурная обусловленность. Сознание и отражение.
Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных.
Способность человеческого мозга отражать действительность есть результат длительного развития высокоорганизованной материи. Диалектический материализм исходит из того, что психическое отражение внешнего мира - это такое свойство материи, которое появляется лишь на высоком уровне развития живого, когда образуется нервная система. Ленин: "Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения" Способность к отражению, а также характер ее проявления зависит от уровня организации материи.
Отражение как общее свойство материи обусловлено тем, что предметы и явления находятся в универсальной взаимосвязи и взаимодействии. Воздействуя друг на друга, они производят при этом те или иные изменения. Эти изменения выступают в виде определенного "следа", который фиксирует особенности воздействующего предмета, явления. Формы отражения зависят от специфики и уровня структурной организации взаимодействующих тел. А содержание отражения выражается в том, какие изменения произошли в отражающем предмете и какие стороны в воздействующем предмете и явлении они воспроизводят.
Отражение присуще материи на всех уровнях ее организации, но высшие формы отражения связаны с живой материей, с жизнью. Что такое жизнь? Это особая, сложная форма движения материи. Ее важными признаками являются раздражимость, рост, размножение, в основе которых лежит обмен веществ. Он-то и составляет сущность жизни. Обмен веществ связан с определенным материальным субстратом (в условиях Земли - с белками и нуклеиновыми кислотами). Элементарной и исходной формой отражения, свойственной всем живым организмам, является раздражимость. Она выражается в избирательном реагировании живых тел на внешние воздействия (на свет, изменения температуры и т.д.). На более высоком уровне эволюции живых организмов раздражимость переходит в качественно новое свойство - чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Более высокого уровня отражение достигает у позвоночных животных. У них возникает способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия - целостного образа ситуации. Ощущения и восприятия, являются образами вещей. Это означает появление элементарных форм психики как функции нервной системы и формы отражения действительности. Обычно различают два тесно между собой связанных типа поведения животных: инстинктивное - врожденное, которое передается по наследству, и индивидуально приобретенное. Животным присуща способность отражать биологически значимые (т.е. помогающие удовлетворять потребность в пище, избегать опасностей и т.д.) свойства предметов окружающего мира. С совершенствованием этой способности связано формирование различных сложных форм поведения. У высших животных - обезьян - они выражаются, например, в отыскании обходных путей при достижении цели, в употреблении различных предметов в качестве орудий, словом, в том, что в обиходе называется "сообразительностью" животных. Высокий уровень развития психики животных показывает, что сознание человека имеет свои биологические предпосылки и что между человеком и его животными предками не существует непроходимой пропасти, а имеет место известная преемственность. Однако это ни в коей мере не означает тождества их психики.
Происхождение сознания.
Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Основные вехи становления труда отразились в росте мозгового вещества (у австралопитека - 600 см3у современного человека - 1400). Параллельно с ростом мозгового вещества увеличивалась и площадь поверхности мозга, что является вторым эволюционным показателем. Произошло увеличение теменных, лобных и височных долей мозга, то есть тех участков мозговой коры, которые связаны с жизнью человека как общественного существа и выполняют роль внутренних тормозов его животных инстинктов, создавая тем самым необходимую предпосылку для согласования жизни в обществе.
Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материально фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием выполнения воли головы. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата. Инстинкт пчелы, уже содержащий в себе "план" ячейки, присутствует в пчелиной психике, но в отличие от человека результат труда представлен у пчелы не в поле сознания, а в инстинкте. Энгельс: "В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека" Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество.
Маркс: Бытие определяет сознание. Не сознание определяет бытие, не сознание конструирует мир явлений, а наоборот. Под бытием он понимал реальные условия жизни людей в обществе.
- 1. Философия, ее предмет и структура, функции в культуре.
- 2. Основной вопрос философии как историко-философская проблема.
- 3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 4. Философия традиционных обществ Индии и Китая.
- 5. Античная философия: этапы становления и специфика.
- 6. Философия средневековья: патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
- 7. Философия Возрождения; ее основная направленность, проблематика, социальная роль.
- 8. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Теория общественного договора т. Гоббса.
- 9. Философия эпохи Просвещения. Естественный материализм и.Ньютона и французских энциклопедистов. Социальная философия Вольтера и Руссо.
- 10. Проблема познавательных возможностей человека в философии Канта.
- 11. Диалектика, идеализм и материализм в воззрениях представителей немецкой классической философии.
- 12. Идейные источники и социально-экономические предпосылки философии марксизма.
- 13. Классический и современный марксизм. Франкфурская школа и ее социально-философские идеи.
- 14. Позитивизм и прагматизм и их роль в становлении современной философии науки
- 15. Философия экзистенциализма: отчужденный человек и пограничные ситуации.
- 16. Современная философия истории в воззрениях о. Шпенглера, п. Сорокина, к. Ясперса, ф. Фукуямы.
- 17. Проблема человека в религиозной философии хх века: неотомизм и персонализм
- 18. Русская философия. Её основная тематика и этапы развития.
- 19. Белорусская философская мысль xyi-xXвв.
- 20. Бытие, его философский смысл и основные формы
- 21. Категории субстанции и материи. Ленинское определение материи и его методологическое значение.
- 22. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Механицизм. Редукционизм. Витализм.
- 23. Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени. Концептуальное, перцептуальное и социальное пространство и время.
- 24. Философия монизма и проблема единства мира. Современная научная картина мира.
- 25. Диалектика как теория и метод познания и освоения действительности
- 26. Диалектические законы развития бытия, их статус, функции.
- 27. Философские концепции детерминизма и их естественнонаучная аргументация. Причинность и теологизм. Детерминизм и синергетика.
- 28. Философские категории, выражающие ценность и структурную организованность бытия (система, структура, элемент, часть, целое)
- 29. Проблема сознания в философии и естествознании.
- 30. Индивидуальное и общественное сознание, их структура, взаимосвязь, функции.
- 31. Эволюция сознания: основные этапы и социокультурная обусловленность. Сознание и отражение.
- 32. Проблема идеального в философии. Сознание и самосознание.
- 33. Мышление и язык. Аналитическая философия и герменевтика.
- 34. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм.
- 35. Деятельная концепция познания. Чувственное и рациональное познание.
- 36. Проблемы истины в философии. Основные концепции истины.
- 37. Многообразие видов и форм практической деятельности. Научный эксперимент и социальная практика как критерии истины.
- 38. Субъект-объектные отношения в познании. Основные гносеологические модели.
- 39. Наука как предмет философского анализа и специфика научного знания.
- 40. Структура научно-познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания
- 41. Формы и методы эмпирического познания
- 42. Формы и методы теоретического познания.
- 43. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза.
- 44. Проблема метода в философии. Методология, ее предмет и задачи.
- 45. Методология в сфере инженерной деятельности. Техникознание и конструктивистская методология.
- 46. Основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы науки.
- 47. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс.
- 48. Человек как предмет философского анализа. Проблема сущности и существования.
- 49. Эволюционная теория человека. Антропосоциогенез и его исторические формы. Роль труда в возникновении человека.
- 50. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
- 51. Проблема гуманизма. Гуманизм и антропоцентризм.
- 52. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль личности в истории.
- 58. Философия свободы и ее взаимосвязь с формами общественного сознания.
- 59. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.
- 60. Культура и цивилизация.