11.2 Связь онтологии с антропологией
В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая занимается изучением человека. Она получила название философской антропологии. Это определение используется в двух значениях: как самостоятельная философская дисциплина, занимающаяся исследованием человека как биологического существа; и более развернутое, не только научное, но и ценностное видение человека. В последнее время философская антропология занимается изучением человека с учетом всех его характеристик – природных и социальных, в контексте человеческих представлений об устройстве мира, места и роли в нем человека.
Повышенный интерес к проблеме человека в философии начала ХХ в. закономерен. Это следствие поэтапного наращивания знаний о нем в предшествующей философии: рассмотрения человека в философской рефлексии; исследования его сущности и природы в рамках «учения о природе», «учения о социуме», «учения о сознании», «учения о познании» мыслителей ренессансного гуманизма, французского Просвещения, немецкой классической философии, русской религиозной философии, философии жизни, персонализма и экзистенциализма.
Предтечами философской антропологии стали Кант, Фейербах, Чернышевский, Бердяев, «космисты» - Шарден, Чижевский, Вернадский и многие другие. С середины ХХ века в неклассической и постклассической философии произошел «антропологический разворот», появились антропологические концепции, в которых рассматривалось не бытие как таковое, а бытие человека в мире, когда человек «сам для себя рассматривается как последняя цель» (Кант). Антропологический принцип провозгласил человека исходным пунктом и конечной целью философии.
Основоположником философской антропологии как цельной системы взглядов, дающей ответ на вопросы «что есть человек и каково его положение в бытии» выступил немецкий философ М.Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внесли Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других исследователей. В своей главной работе - «Положение человека в космосе» - Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Философская антропология изучает происхождение человека, его физические, духовные и психические начала, а также силы и потенции, которые им движут и которые он приводит в движение. Шелер считает, что предназначение современной философии заключается в расшифровке «тайны человека», ибо «только исходя из человеческой сущности, …идя навстречу актам духа, проистекающим из самого ядра человека, - можно сделать вывод об истинных атрибутах конечной основы вещей».
- Тема 5 Средневековая арабо-мусульманская философия
- 1. Неопозитивизм
- 2. Философский иррационализм
- 3. Экзистенциализм.
- 1.Оонтология.
- 2. Философская антропология.
- 1. Философия политики.
- 1. Специфика культуры.
- 2. Философия образования.
- 1. Эпистемология
- 2. Теории диалектики
- 15. Философия техники и глобалистики
- 1. Философия техники
- 2. Гобалистики
- Тема 2. Философия Древнего Востока
- Тема 3. Античная философия
- Тема 3. Средневековая европейская философия
- Тема 5. Арабо-мусульманская средневековая философия
- Тема 6. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- Философия Реформации. Феномен веры. Вера как способ оправдания людей. Разум и вера.
- Тема 7. Западноевропейская философия конца XVIII-xiх вв.
- Конец XIX и хх в. – эпоха неклассической философии. Главные особенности:
- 9 Русская и казахская философия XIX - начала XX веков русская философия
- 9 .1 Русская философия XIX века: славянофильство и западничество;
- 9.2 Русская религиозная и марксистская философия
- 9.3 Философские взгляды, антропоцентризм и гуманизм классиков казахского Просвещения XIX (ч. Валиханов, и. Алтынсарин, Абай).
- 9.4 Социально- философские, общественно-политические и этико-гуманистические взгляды писателей и поэтов Казахстана конца XIX - первой половины хх веков
- 10 Западная философия XX - начала XIX веков
- 10.1 Традиции и инновации позитивизма
- 10.2 Психоаналитическая философия
- 10.3 Экзистенциализм: новая постановка проблемы человека в новейшей философии
- 10.4 Философская герменевтика, постмодернизм, поструктурализм
- 11 Философия бытия и антропологии
- 11.1 Онтология как учение о бытии
- 11.2 Связь онтологии с антропологией
- 12 Философия политики и истории
- 12.1 Предмет философии политики
- 12.2 Философия истории
- 13 Философия культуры и образования
- 13.1 Возникновение и развитие философии культуры
- 13.2 Предмет философии образования
- 13.3 Философия любви
- 14 Проблемы теории диалектики и эпистемологии
- 14.1 Основные категории диалектики
- 14.2 Эпистемология. Специфика познавательного отношения человека к миру
- Тема 15 Философия техники и глобалистики
- 15.1 Техника как объект философского исследования
- 15.2 Философия глобальных проблем
- Сегизбаев о.А. История казахской философии и социально-политической мысли (От архаичных представлений древних до учений развитых форм х1х – первой половины хх века.). Алматы. 2005.