33. Основные характеристики философского знания, его структура;
Структура (от лат. - «строение») имеет целый спектр значений, встречающихся в различных областях человеческого знания и практике. В своём основном значении, структура есть внутреннее устройство чего-либо. Философское знание имеет определенную структуру. Это означает, что внутри философии выделяются отдельные разделы, или части, различающиеся, прежде всего, своей тематикой. По мере развития философии сложилась относительно общепризнанная структура философского знания, которую принято считать традиционной( классической)- обязательный образец для целостной философской концепции. Основными частями, или разделами, философского знания являются следующие: философская онтология; гносеология; философская антропология; социальная философия; философия истории; этика; эстетика; история философии. Эта структура философского знания, принятая в качестве образца, или стандарта - определенная схема, которая призвана упорядочить и систематизировать многообразие философских знаний.
НО в реальном существовании философии структура философских учений не является неизменной. Она меняется в зависимости от многих факторов: от характера исторической эпохи, особенностей культуры того или иного общества, от понимания актуальных целей и задач философии, от личных пристрастий философа. Для развития философии характерны процессы дифференциации и интеграции (особенно заметны с конца 19в). Дифференциация - разделение философии на все большее число относительно самостоятельных разделов и отраслей. Новые отрасли философии приобретают самостоятельное значение, но в то же время многие современные сферы философского познания вбирают в себя достижения многих других разделов философии, а также науки и культуры в целом. Философия искусства первоначально возникла как раздел эстетики. Но она сумела впитать в себя достижения философии истории, антропологии, искусствознания. Философия глобальных проблем предполагает обобщение широкого круга знаний из области социальной философии, политики, экономики, геологии, биохимии.
Философская онтология- учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Что существует подлинно, а существование чего является иллюзией? Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины. С древности философы заметили, что не все, что открывается нам посредством органов чувств, обладает подлинной реальностью. Философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Философия ищет предельных оснований бытия. Поэтому она стремится заглянуть в подоснову той картины мира, которую дает наука. Гносеология - о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? Познание - сложный процесс. Истина не достигается без усилий. =>множество трудностей и препятствий. Одни выражали веру в способность человеческого разума познать сущность вещей, другие сомневались в этой способности. Истина в познании есть бесконечный процесс проникновения человека в суть вещей, в их взаимные связи и зависимости. Истина связана с умением применять полученные знания на практике. Принято различать чувственную и рациональную ступени познания. Чувственное познание- при помощи органов чувств. Подразделяется на 3 формы: Ощущение — первичный элемент чувственного познания. Оно сообщает нам данные об отдельных свойствах предмета — о его тяжести, теплоте, цвете. Восприятие — это целостный наглядный образ предмета. Наиболее типичным примером восприятия является зрительное восприятие. Представление- это наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти. Рациональное познание также на три формы: понятие, суждение, умозаключение. Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Понятие выражается в слове, но не тождественно ему. Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета. М.б. истинным/ложным. Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Многие философы наряду с чувственным и рациональным познанием признают еще один вид — интуицию. Интуиция — непосредственное усмотрение истинности какого-либо утверждения (озарение). Философская антропология — раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Социальная философия — изучение наиболее общих характеристик общественной жизни. Философия истории - вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Этика - учение о нравственности. Эстетика — учение о красоте (прекрасном). История философии - историческое развитие философии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепций с культурой и особенностями общества.
- 1. Основные концепции философии истории
- 2. Средневековая философия: проблемы, направления, представители.
- 3. Сущность философии просвещения, основные направления, проблемы, представители
- 17. Сущность и содержание материалистической тенденции во французском Просвещении
- 4. Этическая философия Эпикура
- 5. Проблема соотношения философии, науки и теологии в неотомизме
- 6. Полемика рационалистической и эмпирической традиций, проблема метода и истины в философии нового времени
- 7. Философия Гегеля, принципы построения и содержание его философской системы
- 9. Специфика человеческого бытия
- 8. Философия как форма духовной культуры, её предмет и функции
- 10. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрений
- 15. Специфика теории познания Дж. Локка
- 11. Специфика материалистической философии л. Фейербаха
- 14. Содержание и сущность моральной философии Сократа;
- 12. Диалектика природы и общества
- 55. Законы диалектики, их значение в экономической науке и практике;
- 13. Философские вопросы в жизни современного человека
- 16. Роль личности и народных масс в истории
- 18. Формирование философского учения о бытии в Элейской школе
- 22. Место учения Демокрита в развитии материалистической традиции античной философии.
- 19. Основной вопрос философии.
- 26. Особенности схоластической философии Западноевропейского средневековья;
- 20. Парные категории диалектики, их значение в экономической науке и практике.
- 23. Пространственно-временные характеристики бытия;
- 21. Основные направления, тенденции и проблемы развития современной философской мысли.
- 24. Эволюция английского эмпиризма в философии Беркли и Юма;
- 27. Особенности философии эпохи Возрождения;
- 51. Особенности развития духовной культуры эпохи Возрождения
- 25. Особенности и структура научного знания. Специфика социально-гуманитарного познания;
- 28. Природа мышления. Язык и мышление;
- 30. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного;
- 29. Смысл жизни: смерть и бессмертие, человек, свобода, творчество;
- 31. Социальные воззрения ф. Бэкона и т. Гоббса;
- 32. Апории Зенона, их философский смысл;
- 33. Основные характеристики философского знания, его структура;
- 34. Познание как предмет философского анализа;
- 36. Исторический смысл и значение философии позитивизма;
- 44. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки;
- 35. Гражданское общество, нация, государство;
- 37. Основные формы и методы научного познания;
- 38. Общество как саморазвивающаяся система;
- 39. Социокультурный смысл учения софистов;
- 40. Рационалистическая традиция философии Декарта и Спинозы;
- 41. Проблемы сознания в философии, многообразие подходов к её решению;
- 42. Особенности философии древней Индии и Китая;
- 43. Субъект и объект познания. Познание и творчество
- 45. Сущность, историческое место и значение марксистской философии
- 46. Жизненный мир человека.
- 47. Бэконовское учение о методе и познании;
- 48. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления;
- 49. Идея количественной определённости космоса в философии Пифагора;
- 53. Проблема истины в философии и науке.
- 52. Специфика античной философии, основные школы, направления, проблемы и представители.
- 54. Многообразие форм познания и типы рациональности.
- 56. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме;
- 57. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе;
- 58. Идея развития в философии. Диалектика, метафизика , синергетика. Прогресс и регресс в развитии;
- 50. Идея развития как концептуальное ядро классической немецкой философии;
- 59. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (Марксова теория классов, «открытое общество» к. Поппера , «Свободное общество» ф. Хайека.)
- 60. Глобализация. Неолиберальная теория глобализации
- 61. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия;
- 63. Диалектики познания и практика;
- 64. Особенности теории познания и. Канта;
- 65. Философское понимание общества и его истории;
- 66. Основные сферы общества: особенности и взаимосвязь.