logo
Kotsuba

Бенедикт Спиноза

Голландский философ. Получил классическое иудейское образование, но из-за своих взглядов был исключен из еврейской общины. Придерживался крайнего рационализма и пантеизма. Основные произведения: «Этика» и «Богословско-политический трактат».

Онтология. В основании его философии лежит божественная Субстанция, причина самой себя. Субстанция не может не быть, у неё нет причины, она причина самой себя. Реаль­ ность есть, она ничем не ограничена, и является безусловной, являясь условием для всего остального. Многообразие вещей Спиноза соотносит с первоначалом, опираясь на Декарта: у Декарта есть духовные и материальные субстанции, их соединение есть чудо, Спиноза же полагает, что Субстанция одна, а всё остальное — её модусы, бесконечные (покой и движе­ ние) и конечные (тела). Атрибут мышления и атрибут протяжения присущи божественной Субстанции, причем оба бесконечны. Сами мышление и протяжение не попадает в ряд тел, но происходят из Субстанции. У Субстанции есть биекция между вещами и идеями.

Спиноза — детерминист, каждая вещь определяется некоей другой вещью, посколь­ ку они относительны, то всё обусловлено необходимой связью; цепи модусов соответствует цепь мыслей. Только Субстанция самостоятельна, всё остальное от неё зависит. Спиноза при этом полагает, что у Субстанции нет никакого развития, все происходит по одним и тем же законам её изменения.

Гносеология. Поскольку у субстанции нет развития, то способ познания неизменен. Раз­ личаются три вида познания:

Через беспорядочный опыт, индукция, чувственное впечатление. Основной недоста­ ток — не даёт всеобщей и необходимой истины.

Рассудочное, опирается на доказательство, получение вывода из посылок. Аналог порождения вещами вещей. Недостаток — посылки основаны на опытах, они зыбки.

Интуитивное (разум, но не рассудок).

Разум усматривает единую Субстанцию.

Этика. Когда разум начинает понимать, что всё это Субстанция, у него возникает интел­ лектуальная любовь к Богу. Именно из правильного понимания действительности вытекает