Бенедикт Спиноза
Голландский философ. Получил классическое иудейское образование, но из-за своих взглядов был исключен из еврейской общины. Придерживался крайнего рационализма и пантеизма. Основные произведения: «Этика» и «Богословско-политический трактат».
Онтология. В основании его философии лежит божественная Субстанция, причина самой себя. Субстанция не может не быть, у неё нет причины, она причина самой себя. Реаль ность есть, она ничем не ограничена, и является безусловной, являясь условием для всего остального. Многообразие вещей Спиноза соотносит с первоначалом, опираясь на Декарта: у Декарта есть духовные и материальные субстанции, их соединение есть чудо, Спиноза же полагает, что Субстанция одна, а всё остальное — её модусы, бесконечные (покой и движе ние) и конечные (тела). Атрибут мышления и атрибут протяжения присущи божественной Субстанции, причем оба бесконечны. Сами мышление и протяжение не попадает в ряд тел, но происходят из Субстанции. У Субстанции есть биекция между вещами и идеями.
Спиноза — детерминист, каждая вещь определяется некоей другой вещью, посколь ку они относительны, то всё обусловлено необходимой связью; цепи модусов соответствует цепь мыслей. Только Субстанция самостоятельна, всё остальное от неё зависит. Спиноза при этом полагает, что у Субстанции нет никакого развития, все происходит по одним и тем же законам её изменения.
Гносеология. Поскольку у субстанции нет развития, то способ познания неизменен. Раз личаются три вида познания:
—Через беспорядочный опыт, индукция, чувственное впечатление. Основной недоста ток — не даёт всеобщей и необходимой истины.
—Рассудочное, опирается на доказательство, получение вывода из посылок. Аналог порождения вещами вещей. Недостаток — посылки основаны на опытах, они зыбки.
—Интуитивное (разум, но не рассудок).
Разум усматривает единую Субстанцию.
Этика. Когда разум начинает понимать, что всё это Субстанция, у него возникает интел лектуальная любовь к Богу. Именно из правильного понимания действительности вытекает
- Досократики
- Милетская школа
- Пифагорейская школа
- Эмпедокл
- Демокрит
- Классическая античная философия
- Сократ
- Аристотель
- Христианство
- Гностицизм
- Философия Нового времени
- Фрэнсис Бэкон
- Рене Декарт
- Бенедикт Спиноза
- Английский эмпиризм
- Джон Локк
- Дэвид Юм
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Немецкий идеализм
- Иммануил Кант
- Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг
- Неклассическая философия XIX века
- Первый позитивизм
- Второй позитивизм (эмпириокритицизм)
- Неокантианство
- Марбургская школа
- Баденская школа
- Экзистенциализм
- Николай Александрович Бердяев
- Альбер Камю
- Логический позитивизм (неопозитивизм)
- Пьер Морис Мари Дюгем
- Аналитическая философия
- Бертран Артур Уильям Рассел
- Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн
- Постпозитивизм
- Карл Раймунд Поппер
- Постмодернизм
- Актуальные проблемы философии
- Западничество
- Пётр Яковлевич Чаадаев
- Славянофильство
- Иван Васильевич Киреевский
- Константин Сергеевич Аксаков
- Религиозная философия XIX века
- Фёдор Михайлович Достоевский
- Владимир Сергеевич Соловьёв
- Философия XX века
- Николай Александрович Бердяев
- Семён Людвигович Франк
- Экзаменационные программы
- Четвёртый курс