I. Истоки герменевтики
Герменевтическая проблема сложилась задолго до феноменологии Гуссерля, поэтому я и говорю о прививке; следовало бы даже назвать это запоздалой прививкой (1.307).
...Именно благодаря Шлейермахеру и Дильтею герменевтическая проблематика становится философской, ...задачей Дильтея было придать Geisteswissenschaften значение, сравнимое со значением наук о природе, какое они имели в эпоху господства позитивистской философии. Представленная таким образом, эта проблема приобрела эпистемологический характер: речь шла о выработке критики исторического познания, столь же основательной, как кантианская критика познания природы, и о подчинении этой критике разрозненных подходов классической герменевтики. ...Герменевтическая проблематика, таким образом, выводится из психологии: для конечного существа понимать — значит переноситься в другую жизнь, ...как жизнь, выражая себя, может объективироваться? как, объективируясь, она проявляет значения, поддающиеся обнаружению и пониманию другим историческим существом, преодолевающим свою собственную историческую ситуацию? Здесь возникает центральная проблема, к которой мы придем в конце нашего исследования: проблема отношений между силой и смыслом, между жизнью — носительницей значений, и духом, способным связать их воедино. Если жизнь не является изначально значащей, то понимание вообще невозможно; но чтобы это понимание могло быть зафиксировано, не следует ли перенести в саму жизнь ту логику имманентного развития, которую Гегель назвал Понятием? Не следует ли, создавая философию жизни, тайком воспользоваться всеми ресурсами философии духа? Таково главное затруднение, которое может оправдать то, что в феноменологии мы ищем подходящую структуру или, возвращаясь к нашему исходному образу, молодое растение, к которому можно будет привить герменевтический черенок (1.308—309).
- Введение
- Современная западная философия
- Философия — век XX
- Артур шопенгауэр (1788—1860)
- Огюст конт (1798-1857)
- Серен кьеркегор (1813—1855)
- Фридрих ницше (1844-1900)
- Анри бергсон (1859—1941)
- Эдмунд гуссерль (1859-1938)
- Зигмунд фрейд (1856-1939)
- Макс вебер (1864—1920)
- Эрнст кассирер (1874-1945)
- Людвиг витгенштейн (1889-1951)
- Бертран рассел (1872—1970)
- Карл раймунд поппер (1902-1994)
- Глава 3. Эпистемология без познающего субъекта2
- Карл ясперс (1883-1969)
- Мартин хайдеггер (1889—1976)
- § 12. Внутренние пороки традиционного понятия метафизики
- Альбер камю (1913-1960)
- Макс шелер (1874—1928)
- Мартин бубер (1878-1965)
- Гастон башляр (1884—1962)
- Майкл полани (1891-1976)
- Каод леви-стросс (род. В 1908 г.)
- Альфред айер (1910—1989)
- Пьер тейяр де шарден (1881-1955)
- 3. Духовная энергия
- Жак маритен (1882—1973)
- Карл барт (1886—1968)
- Пауль тиллих (1886-1965)
- Дитрих бонхеффер (1906—1945)
- Альберт швейцер (1875-1965)
- Эрих фромм (1900-1980)
- Ганс-георг гадамер (род. В 1900 г.)
- Мишель фуко (1926-1984)
- На пороге XXI века поль рикер (род. В 1913 г.)
- I. Истоки герменевтики
- I. Прививка герменевтики к феноменологии
- III. Семантический план
- IV. Рефлексивный план
- V. Экзистенциальный план
- Томас сэмюэл кун (1922—1996)
- Карл-отто апель (род. В 1924 г.)
- 1. Исходный пункт: феноменологический кризис из-за дискредитации оснований очевидности.
- 2. Критика основополагающей феноменологической очевидности и апоретика этой критики в современной философии.
- 3. Трансцендентальная семиотика как снятие (Aufhebung) очевидности феноменального сознания истиной интерпретации знаков, утверждаемой интерсубъективно.
- Хилари патнем (род. В 1926 году)
- Жак деррида (род. В 1930 г.)
- Ричард рорти (род. В 1931 г.)
- Часть 1. Прагматизм
- Часть II. Релятивизм
- Часть III. Иррационализм
- Андре глюксман (род. В 1937 г.)
- Жак пулен (род. В 1942 г.)
- 1. Прагматическая трансформация философии
- 2. Прагматические катастрофы слова
- Аурелио печчеи (1908-1984)
- Содержание
- 117571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 214020, Г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.