Эксперимент
Экспериментальный метод дает возможность установления отношений причинности между явлениями.
Эксперимент (англ. experiment) – испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.
Эксперимент означает научно поставленный опыт и наблюдение вызванного явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за его ходом, управлять им, воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий.
Эксперимент — более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов.
«В общей структуре научного исследования эксперимент занимает особое место. С одной стороны, именно эксперимент является связующим звеном между теоретическим и эмпирическим этапами и уровнями научного исследования. По своему замыслу эксперимент всегда опосредован предварительным теоретическим знанием: он задумывается на основании соответствующих теоретических знаний и его целью зачастую является подтверждение или опровержение научной теории или гипотезы. Сами результаты эксперимента нуждаются в определенной теоретической интерпретации. Вместе с тем метод эксперимента по характеру используемых познавательных средств принадлежит к эмпирическому этапу познания. Итогом экспериментального исследования прежде всего является достижение фактуального знания и установление эмпирических закономерностей»25.
Экспериментально ориентированные ученые утверждают, что умно продуманный и мастерски поставленный эксперимент выше теории: теория может быть напрочь опровергнута, а достоверно добытый опыт — нет!
Эксперимент включает в себя другие методы эмпирического исследования (наблюдения, измерения). В то же время он обладает рядом важных, присущих только ему особенностей.
Основное преимущество экспериментального метода состоит в том, что экспериментатор имеет возможность манипулировать управляемыми переменными, что позволяет получить функцию отклика с достаточной точностью.
Эксперимент позволяет изучать объект в «очищенном» виде, т. е. устранять всякого рода побочные факторы, наслоения, затрудняющие процесс исследования.
В ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия, т. е. изучаться при сверхнизких температурах, при чрезвычайно высоких давлениях или, наоборот, в вакууме, при огромных напряженностях электромагнитного поля и т. п. В таких искусственно созданных условиях удается обнаружить удивительные порой неожиданные свойства объектов и тем самым глубже постигать их сущность.
Академик И. П. Павлов говорил: «опыт как бы берет явления в свои руки и пускает в ход то одно, то другое и таким образом в искусственных, упрощенных комбинациях определяет истинную связь между явлениями. Иначе говоря, наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что хочет»26.
Важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость. Это означает, что условия эксперимента, а соответственно и проводимые при этом наблюдения, измерения могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов.
Условия подготовки и проведения эксперимента
Научный эксперимент:
— предполагает наличие четко сформулированной цели исследования;
— базируется на каких-то исходных теоретических положениях. Без идеи в голове, говорил И. П. Павлов, вообще не увидишь факта;
—проводится планово, предварительно исследователь намечает пути его проведения;
— требует определенного уровня развития технических средств познания, необходимого для его реализации;
— должен проводиться людьми, имеющими достаточно высокую квалификацию.
Только совокупность всех этих условий определяет успех в экспериментальных исследованиях.
В зависимости от характера проблем, решаемых в ходе экспериментов, последние обычно подразделяются на исследовательские и проверочные.
Исследовательские эксперименты дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства. Результатом такого эксперимента могут быть выводы, не вытекающие из имевшихся знаний об объекте исследования. Примером могут служить эксперименты, поставленные в лаборатории Э. Резерфорда, которые привели к обнаружению ядра атома, а тем самым и к рождению ядерной физики.
Проверочные эксперименты служат для проверки, подтверждения тех или иных теоретических построений. Так, существование целого ряда элементарных частиц (позитрона, нейтрино и др.) было вначале предсказано теоретически, и лишь позднее они были обнаружены экспериментальным путем.
Исходя из методики проведения и получаемых результатов, эксперименты можно разделить на качественные и количественные. Качественные эксперименты носят поисковый характер и не приводят к получению каких-либо количественных соотношений. Они позволяют лишь выявить действие тех или иных факторов на изучаемое явление. Количественные эксперименты направлены на установление точных количественных зависимостей в исследуемом явлении. В реальной практике экспериментального исследования оба указанных типа экспериментов реализуются, как правило, в виде последовательных этапов развития познания.
Как известно, связь между электрическими и магнитными явлениями была впервые открыта датским физиком Эрстедом в результате чисто качественного эксперимента (поместив магнитную стрелку компаса рядом с проводником, через который пропускался электрический ток, он обнаружил, что стрелка отклоняется от первоначального положения). После опубликования Эрстедом своего открытия последовали количественные эксперименты французских ученых Био и Савара, а также опыты Ампера, на основе которых была выведена соответствующая математическая формула.
Все эти качественные и количественные эмпирические исследования заложили основы учения об электромагнетизме.
В зависимости от области научного знания, в которой используется экспериментальный метод исследования, различают естественнонаучный, прикладной (в технических науках, медицине и т. д.) и социально-экономический эксперименты.
Применение метода эксперимента требует от исследователя соблюдения определенных требований, предъявляемых к такого рода исследовательской деятельности – построение ортогональной системы факторных переменных, выбор способа измерения факторов и реакций испытуемого объекта, контроль за ходом эксперимента (за факторами, которые могут влиять на изучаемое явление), выбор метода математической обработки результатов и т.д.
Эксперимент является одним из основных способов познания и преобразования действительности. От обычного, сравнительно пассивного наблюдения эксперимент отличается активным воздействием исследователя на объект изучения. В силу этого эксперимент является важнейшим условием практической деятельности человека.
Эксперимент является лабораторным или производственным (натурным) в зависимости от того, проводится ли он на специальных стендах, моделях, в лаборатории или на производстве, в натуральных условиях заводской или фабричной технологии, в условиях лечебного учреждения, сельскохозяйсвенной фермы и т. п. В области общественной жизни позволительно говорить о социальном эксперименте.
Различают эксперимент естественный и искусственный.
Естественный эксперимент применяется чаще всего в психологии для изучения психических процессов у людей в их обычной обстановке производства, обучения или быта. Искусственный эксперимент широко применяется во многих науках. Характерной особенностью искусственного эксперимента является изучение какой-то отдельной части целого, взятой как бы в изолированном виде, чтобы иметь возможность измерить его, оценить в количественном и качественном отношениях.
Искусственный эксперимент неизбежно связан с искажением действительности. Но с этим мирятся, поскольку этот недостаток, во-первых, может быть измерен и учтен при формулировании выводов, во-вторых, допускает снижение различными методами, приближающими искусственный эксперимент к натурному.
Эффективность эксперимента чрезвычайно велика. Можно привести такой пример. Специалисты по ремонту автомобилей не могли выявить причину вибрации автомобиля. Владелец автомобиля измучился, почти год используя автомобиль, у которого на скоростях 80-110 км/час наблюдалось явление резонанса. Помог случайно поставленный эксперимент. Владельцу не нравилось «плавание» напряжения генератора, и он для обеспечения долговечности аккумулятора сменил генератор. Вибрация исчезла.
Поэтому не удивительно широкое применение в научных, опытно-конструкторских и даже просто в производственных и ремонтных работах стендовых испытаний.
Д. И. Менделеев рекомендовал молодежи не довольствоваться простым описанием или созерцанием, а развивать дух пытливости, «возбуждающий и приучающий к упорному труду и стремящийся везде, где можно, мысли проверять опытами»27.
Ранее мы говорили о развитии и внедрении оптимального планирования экспериментов, в частности, примененном одним из авторов данной работы для выявления оптимальных условий выращивания сырья для производства биопрепаратов в Новосибирском производственном объединении «Биофарм» (г. Бердск). Здесь уместно пояснить суть метода:
Ставится серия опытов с варьированием управляемых параметров.
По результатам опытов вычисляется градиент28 целевой функции.
В направлении градиента с определенным шагом ставится серия опытов, пока целевая функция не перестанет улучшаться (в нашем случае – возрастать, иначе (при желательной минимизации) надо было идти против градиента).
В точке с наилучшим значением целевой функции снова повторяются пункты 1 и 2, с целью выявления направления следующего улучшения.
Если не существует направления улучшения, значит достигли локального оптимума, который в биологических исследованиях чаще всего оказывается и глобальным. Иначе на п. 3.
Методические варианты, применяемые исследователями при выполнении экспериментальных научных и других работ, исключительно разнообразны.
При экспериментальном исследовании возможны, хотя и редки, случаи, когда исследователь, делает неправильные выводы на основе случайных результатов. Случайные результаты принимаются за желаемые. Обсуждение таких результатов с коллегами или научным руководителем, повторение опытов обычно позволяет своевременно направить исследование в нужное русло.
Результаты экспериментов всегда требуют осмысления, анализа, понимания. Поэтому в целом подход с использованием экспериментов чаще всего является экспериментально-аналитическим.
Экспериментально-аналитические исследования в полном варианте требуют не только получения опытным путем точных и достоверных научных фактов, но и математического осмысливания процессов и результатов исследования.
Разработка экспериментальной методики и постановка эксперимента, — это творческая и очень индивидуальная часть в работе ученого. Но даже в ней есть общие принципы, которых целесообразно придерживаться.
Исследуя стоящую перед нами проблему, мы принимаем некоторую гипотезу, а эксперимент используется для проверки гипотезы.
Гипотеза (англ. Hypothesis, от греч. hypothesis – предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и процессов и требующее проверки на опыте или научных (например, математических, логических и др.) доказательств на основе полученных фактов для того, чтобы стать научной теорией.
Выдвижение гипотез часто предопределяет логику процесса исследования, поскольку исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Выдвигаемые гипотезы должны обладать таким свойством как научная новизна.
В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, либо отвергаются, если проверка дает отрицательный результат. Проверкой истинности гипотезы является практика. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.
Д. И. Менделеев писал: "… лучше держаться такой гипотезы, которая может оказаться со временем неверною, чем никакой. Гипотезы облегчают и делают правильною научную работу – отыскание истины..."29. Некоторым аналогом такого подхода можно считать подход в гуманитарных исследованиях, при котором, как говорил В. Я. Пропп, «Каждый исследователь исходит из каких-то предпосылок, имеющихся у него раньше, чем он приступает к работе30».
Стадию гипотезы прошел открытый Д. И. Менделеевым периодический закон. В некоторой степени до сих пор находится в стадии гипотезы теория Ч. Дарвина.
Как же планируется и строится эксперимент, чтобы на практике подтвердить или отвергнуть гипотезу?
Целью эксперимента обычно является установление некоторой причинно-следственной взаимосвязи. В эксперименте создается некоторое воздействие на исследуемый объект и наблюдается результат этого воздействия. Задача исследователя обычно заключается в том, чтобы, во-первых, выбрать подходящее для его целей воздействие, а во-вторых, создать адекватный способ регистрации эффекта.
Если удается обеспечить «локально-целевое» воздействие, т. е. чтобы оно по возможности изолированно влияло на одно-единственное — изучаемое — свойство объекта, то задача решается как однофакторная. В противном случае еобходимо проведение множества экспериментов с применением так называемого факторного анализа.
- Isbn © л л. Высоцкий, а. В. Новокрещенов, 2009
- Введение
- Отличительные особенности научной работы
- 1.1. Специфика научной деятельности
- 1.2. Цель, виды, уровни и эффективность научной работы Цель научной работы
- Виды научной работы
- Классификации уровней и методов научного поиска
- 1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования
- Научное предвидение
- 1.4. Планирование и самоорганизация в науке
- 1.5. Этика научной работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Методология научного исследования
- 2.1. Методология науки как система
- 2.2. Основные методологические принципы познания
- Принцип комплексности познания
- Системное познание
- Принцип детерминизма
- Историко-логический принцип познания
- 2.3. Логические основы исследований
- Логика дедуктивных и индуктивных выводов
- Правила аргументации
- 2.4. Согласование задания на исследовательскую работу
- Формулировка темы исследования
- Выбор объекта исследования
- Согласование предмета исследования
- Согласование главной цели работы
- Задачи исследования
- Выбор инструментария исследования
- Примерный перечень предполагаемых результатов
- Структура работы
- Перечень предполагаемых иллюстраций к докладу работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Общенаучные методы научного исследования
- 3.1. Обобщенные методы эмпирического познания Научное наблюдение и описание
- Эксперимент
- Индикаторы и шкалирование
- Типы шкал и правила их построения
- Номинальная шкала
- Ранговая (порядковая) шкала
- Интервальная шкала
- Измерение и сравнение
- 3.2. Общенаучные методы теоретического познания Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- 3.3. Общенаучные методы всех уровней познания Применение анализа и синтеза в научных исследованиях
- Применение индукции и дедукции в научных исследованиях
- Возможности аналогий и моделирования в научных исследованиях
- Системный подход
- Особенности системных решений проблем разного профиля
- Системный анализ
- 3.4. Общие методы анализа информации
- Контент-анализ
- Методы группировок и классификаций Методы группировок
- Кластерный анализ
- Факторный анализ
- Методы экстраполяции
- 3.5. Методическое исследование
- 3.6. Комплексное исследование
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Специальные методы исследований проблем государственного и муниципального управления
- 4.1. Методы экономических исследований
- Факторы исследования экономических явлений
- Экономические концепции и теории
- Принципы рационализации экономических решений
- Современные проблемы Российской экономики
- 4.2. Методы социологических исследований
- Социальное обследование методом "фокус-групп"
- От социальных обследований к научным исследованиям
- Эмпирические методы социального исследования
- Гипотезы и теории в социальном исследовании
- Социологические концепции, доктрины и парадигмы
- 4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
- Проблемы совершенствования технологии мотивирования социально-экономического поведения
- 4.4. Методы исторических исследований
- 4.5. Методы гуманитарных исследований
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 5. Представление результатов научной работы
- 5.1. Общие принципы работы с текстом
- Представление табличного материала
- Оформление иллюстративного материала
- 5.2. Введение и Общая характеристика работы
- Актуальность исследования
- Апробация
- Практическая значимость
- Публикации
- Автор защищает
- Структура и объем работы
- 5.3. Основная часть описания научного исследования
- Глава 1. Критический анализ состояния проблемы.
- Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.
- Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.
- 5.4. Заключение и приложения Заключение (основные выводы)
- Приложения
- 5.5. Литературное представление научных результатов
- 5.6. Устные организационные формы научного общения
- 5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
- Процедура защиты
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
- Заключение
- Библиографические списки Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Приложение 1. Пример задания на дипломную работу
- Исходные данные для выполнения работы:
- Приложение 2. Пример отзыва научного руководителя
- Приложение 3. Пример рецензии на дипломную работу
- Приложение 4. Пример аннотации аттестационной работы
- Глава 2 (название главы) раскрывает современное состояние региональной статистики, отражает проблемы, мешающие полному удовлетворению в экономической информации.
- Приложение 5. Метод "фокус-групп"
- Навыки и приемы, необходимые модератору
- Учебное пособие
- 630102, Новосибирск, Сибирская академия государственной службы,