logo
Shpora_po_filosofii_mike750_amp_Co_edition

44. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки;

Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.

Основная черта позитивизма — абсолютизация науки при фактическом отрицании роли философии.

Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог.

Конт утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках. Можно сказать, что именно основные принципы философии позитивизма, сформулированные О. Контом в курсе «Позитивной философии», и являются той «матрицей», той философской моделью мышления, которая легла в основу многочисленных философских позитивистских теорий и концепций в XIX– XX вв.

Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес контовской идеи «вещи в себе». Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений. Э. Мах считал «вполне естественным заниматься не чистой философией, а философствовать во плоти естественных наук, опираясь на бездну конкретных и точно установленных фактов».

В своих работах «К анализу восприятия» и «Познание и заблуж­дение» Э. Мах выступает как продолжатель Канта и Конта, но, даже судя по вышеприведенному высказыванию, он уходит от своих предшественников в сторону отказа от признания объективной реальности вне воспринимающего ее субъекта, т.е. в сторону субъективного идеализма. И это эволюция взглядов не только Маха. Весь позитивизм движется в указанном направлении.

Э. Мах утверждает, что человек и человечество в целом проходят в своем развитии три стадии. Первая из них — теологическая; она характеризуется абсолютным преобладанием фантазии над способностью наблюдать и обобщать.

Ум человеческий, однако, взрослеет. Человечество оказывает­ся в результате на следующей стадии, которая определяется как философская (метафизическая). Иными словами, фантазии детства человеческого ума не из­житы окончательно.

Они будут изжиты лишь на третьей ступени, определяемой как стадия «пози­тивных наук». Только теперь человек прекращает фантазировать, выдумывать объяснения из головы. На первый план выходит на­блюдение, измерение, описание, обобщение.

Единственное, что отличает махизм от других, ранее возникших вариантов субъективного идеализма, — это заигрывание с наукой при явной недооценке, а то и прямом искажении ее роли.

В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.

Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Морица Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации, который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа—другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.

Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении. Современный позитивизм приобрел форму неопозитивизма. Неопозитивизм и постпозитивизм начало которых относятся к началу XX века, а эволюция продолжается вплоть до настоящего времени были заложены в трудах Б. Рассела и в Венском кружке. Позитивизм всегда претендовал на роль философии науки. Неопозитивизм начал свой путь с призыва «Философию за борт!». Наука трактовалась на всех этапах позитивизмом таким образом, что она имеет дело только с явлениями, опытом, ощущениями и не может выходить за их пределы, в непознаваемую сущность вещей. Неопозитивизм исходит из той позиции, что главная задача философии —деятельность, состоящая в логическом анализе языка науки и в его очищении ото всякой метафизики. Противопоставляя науку философии, неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание.