4. Особенности античной философии.
Особенным многообразием школ и направлений характеризуется на протяжении своего тысячелетнего развития древнегреческая философия (VI в. до н.э. - VI в. н.э.). В ее многообразных формах в зародыше имелись почти все позднейшие типы философского мировоззрения.
Древнегреческая философия получает свое первоначальное развитие в греческих колониях на малоазиатском побережье Средиземноморья — Ионии (гг. Милет, Эфес и др.). В VII-VI вв. до н. э. Милет стал одним из крупнейших центров древнегреческой цивилизации и культуры, имел развитое мореходство, поддерживал широкие экономические и культурные связи со странами Востока и Запада и основал в бассейне Средиземноморья более 70 колоний и поселений. В результате греки унаследовали значительный запас наблюдений над природой, технических сведений и навыков, накопленных более древними цивилизациями Египта и Вавилонии. Благодаря этому милетцы подняли на более высокий уровень производство и культуру. Так, они начинают применять ножницы для стрижки овец, мельницы, приводимые в действие руками, давильный пресс и т. п.
Развитие технических знаний не могло не сказаться на быстром развитии научно-теоретического мышления греков. Следует отметить, что первые греческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и другие были и первыми естествоиспытателями. В своих философских учениях они еще не проводили существенных различий между материальным и идеальным, природу и общество объясняли стихийно материалистически. Основу всего многообразия вещей и явлений они пытались найти в некоей первоматерии, отождествляя ее с чувственно-воспринимаемыми видами и состояниями материи: Фалес — с водой, Анаксимен — с воздухом, Гераклит — с огнем и т. д. Только Анаксимандр первоматерией считал нечто, лишенное чувственной определенности, беспредельное — апейрон. На основе своего понимания апейрона как первоосновы всех вещей и предметов действительности он выдвигает идею о бесконечности мироздания, о бесконечности миров во Вселенной, которые закономерно возникают и гибнут.
Опираясь на строго рациональный метод анализа действительности, Анаксимандр, так же как и Фалес, в своих натурфилософских системах закладывал зачатки современной астрономии, физики и, разумеется, философии. А нарисованная им две с половиной тысячи лет назад картина космоса, хотя и изменилась за это время в деталях, в сущности своей „вполне согласуется с научными взглядами космогонии XX в. Саму жизнь и дух первые греческие философы расшатывали как проявления материи, как особые сочетания материальных первоначал.
Диалектика первых греческих философов-материалистов получила яркое выражение у Гераклита (520-460 гг. до н. э.), который полагал, что вечное движение первоматерии („все втечет, все изменяется"), ее различные превращения в многообразии вещей осуществляются через закономерную борьбу противоположностей. В одну и ту же реку нельзя войти дважды, заявил он, ибо вода в ней меняется. Кратил абсолютизировал эту изменяемость, утверждая, что и один раз войти в одну и ту же реку невозможно.
В отличие от ионийцев Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) отождествлял субстанцию мира с числом как устойчивым и бесконечным субстратом Вселенной. Числа, еще не отделяемые пифагорейцами от вещей, выражали, по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и многообразия вещей и явлений („где нет числа и меры, там хаос и химеры"). Число как субстанция стоит у них где-то между чувственно воспринимаемой материей и идеей, а сам Пифагор в эволюции греческой философии оказывается между ионийскими натурфилософами и Платоном; в его философии уже намечаются предпосылки идеализма.
В VI — начале V в. до н. э. в другой греческой колонии на юге Италии — в г. Элее сформировалась философская школа Ксенофана, Парменида и Зенона, появление которой можно рассматривать как реакцию на материализм и диалектику ионийцев. Зенон выдвинул ряд апорий (неразрешимых противоречий), которыми пытался обосновать отсутствие движения в действительном мире („Ахиллес и черепаха", „Летящая стрела" и др.). В противоположность Кратилу, который игнорировал момент устойчивости, он абсолютизировал эту устойчивость.
Проблемы логического доказательства были в центре внимания наиболее известных софистов — Протагора (V в. до н. э.) | и Горгия (V-IV вв. до н. э.). Они были самыми способными ораторами и популяризаторами знаний, им впервые стали платить гонорары за обучение. Протагору принадлежит известное изречение „Человек есть мера всех вещей", которое становится стержнем гуманистических воззрений.
Завоевательные походы персов на рубеже VI—V вв. до н. э. привели к упадку экономической и культурной жизни в малоазиатских колониях греков, а руководящая роль Афинского государства в борьбе греков против персов способствовала огромному подъему в V в. Афин, которые становятся центром культурной и научной жизни греческого мира. На основе развития рабовладельческого способа производства в Афинах принимает острые формы классовая и сословная борьба, получившая яркое выражение в конфликте между рабовладельческой демократией и аристократией.
В V-IV вв. до н. э. в Афинах, а в III-II вв. до н. э. в Александрии (городе, основанном Александром Македонским в Египте) греческая наука получила дальнейшее развитие. В астрономии были установлены факты шарообразности (Аристотель) и вращения Земли вокруг своей оси (Гераклид Понтийский) Аристарх Самосский (IV-III вв. до н. э.) создает новую космологическую картину мира, расположив Солнце в центре Вселенной, а Землю представив обращающейся вокруг него. Пытаясь на основе наблюдений определить расстояние между небесными телами, он пришел к заключению, что Солнце отстоит от Земли в 19 раз дальше, чем Луна. Этот вывод в течение двадцати столетий оставался общепризнанным, а метод расчета греческого ученого можно назвать началом современной астрономии.
Сделанные Архимедом открытия в механике сохраняют свое значение до настоящего времени. Выдающийся древнегреческий географ Эратосфен измерил окружность Земли с ошибкой всего на несколько десятков километров и предпринял первую плодотворную попытку создать карту нашей планеты. Большие успехи были достигнуты в медицине, известной именами Гиппократа (V-IV вв. до н. э.) и Герофила (IV-III вв. до н. э.).
Велики заслуги древних греков в развитии математики. Б. Рассел писал, что „искусство математического доказательства почти целиком греческого происхождения. Наиболее выдающийся математик античности Евклид, живший в Александрии в IV - III вв., в труде „Начала" дал грандиозное обобщение достижении древнегреческое математики. „Начала" Евклида стали наиболее читаемой книгой (после Библии). Её логическое построение повлияло на научное мышление, пожалуй, больше, чем какое бы то ни было другое произведение.
Расцвет древнегреческой науки находил соответствующее выражение в философских обобщениях античных мыслителей. Левкипп впервые в древнегреческой философии выдвинул идею об атомах как мельчайших неделимых материальных элементах, из которых состоят все предметы. Он же предпринимает попытку обоснования причинности в природных процессах.
Философ Анаксагор (ок. 500 - 428 гг. до н. э.), считавший первоначалом всего сущего мельчайшие, невидимые глазом, бесконечно делимые частицы (гомеомерии) и ум (нус) как движущую силу всего сущего, стремился объяснить все природные процессы естественными причинами. Для него все небесные тела — Солнце, Луна и звезды представлялись раскаленными камнями. Анаксагор сумел правильно объяснить лунные и солнечные затмения.
Наиболее глубокое выражение философский материализм получает в учении Демокрита (V - IV вв. до н. э.), основавшего свою школу в Афинах, Эпикура (IV - III вв. до н. э.) и их продолжателя — древнеримского философа Лукреция Кара (I в. до н. э.). Как реакция на материализм сложился объективный идеализм Платона (V - IV вв. до н. э.). С тех пор спор между сторонниками материализма и идеализма, „линий Демокрита и Платона" проходит через всю историю научно-теоретического и философского знания.
Заслугой Демокрита является то, что он глубоко обосновал выдвинутую еще Левкиппом идею об атомах как мельчайших неделимых частицах материи, из которых состоит все существующее. Демокрит и его последователи пришли к выводу о бесконечности и вечности материального мира, отвергали бессмертие души, критиковали религиозные предрассудки, хотя зачастую грешили весьма упрощенным пониманием души человека (по Демокриту, она состоит из круглых и мелких атомов).
В атомистическом учении Эпикура в отличие от учения Демокрита движение атомов объясняется немеханической внешней необходимостью. Эпикур высказывает идею о внутреннем самодвижении атомов, об их самопроизвольном отклонении в процессе движения. Он пытается усмотреть в этом основание свободы воли человека.
Оценивая значение атомистических идей древнегреческих мыслителей для нашего времени, выдающийся физик XX в. В. Гейзенберг отмечал, что попытки создания единой теории элементарных частиц в современной атомной физике вновь поднимают проблему, над которой бились античные мыслители: является ли первоматерия одной из известных субстанций или она нечто отличное от них.
Некоторые исследователи полагают, что главная и основная мудрость греческих мыслителей заключается в размышлениях о политике и морали, в том, что греческий разум прежде всего был устремлен на познание, воспитание и совершенствование человека, а не на преобразование природы. Более того, согласно этой широко распространенной точке зрения именно через антропологические и нравственно-политические категории они сумели достичь значительных успехов в познании природы, сформулировав концепцию естественного порядка и закона, рассматривая структуру природного космоса по аналогии с космосом человеческим. И это особенно отчетливо выражено у Платона и Аристотеля.
К концу V - началу IV в. до н. э. в силу целого ряда причин наступает кризис афинской демократии, что вызвало к жизни идеологию рабовладельческой аристократии. Отражением этих процессов явилась философия Сократа (V - IV вв. до н. э.), который впервые ввел термины „идея", „идеальное", поставил человека в центр философских исканий. Ученик Сократа Платон создал одну из первых и самых развернутых систем объективного идеализма, а платонизм явился важнейшим источником возникновения христианства. У Платона идеи составляют основу изменчивых вещей и предшествуют им в виде особого мира идеальных форм, сущностей. В своих диалогах Платон пытается вскрыть диалектику понятий.
Гегель в „Феноменологии духа" назвал его диалог „Парменид" величайшим образцом древней диалектики. Диалектика Платона была, конечно, идеалистической, а в теории познания он недооценивал роль ощущений в познавательном процессе и обосновывал концепцию, согласно которой познание представляет собой воспоминание человеческой души о мире идей, в котором она ранее пребывала. В своем учении о государстве Платон делит общество на рабов, воинов и философов, считая наиболее совершенным государство, в котором господствует умственная элита.
Ученик Платона Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) — самый энциклопедический ум древности. Он подверг критике платоновскую теорию идей („Платон мне друг, но истина дороже"), хотя и не был до конца последователен. Как исследователь-натуралист Аристотель не может не признать эмпирическую основу познания, необходимость движения мысли к выводу от ощущения, от факта, от вещи.
Признавая за материальным миром вещей свойство быть в вечном движении, Аристотель связывает его с богом как формой всех форм, как основным перводвигателем. Именно бог сообщает круговые движения всем небесным сферам, к которым прикреплены звезды и центр которых совпадает с центром Земли. В отличие от движения в подлунном мире, где вещи возникают, разрушаются и исчезают, движение небесного мира и мира звездных сфер — вечно, неизменно и нерушимо. В дальнейшем (II в. до н. э.) знаменитый астроном древности Птолемей при обосновании геоцентрической системы Вселенной будет опираться именно на эти положения Аристотеля, критикуя и отвергая идеи Аристарха Самосского.
Подчеркивая роль души в человеке („человек и есть в первую очередь ум"), Аристотель не мыслит его вне общества, государства; человек, по нему, как существо политическое, общественное вне государства уподобляется либо животному, либо божеству.
Платоновско-аристотелевское понимание человеческой сущности как деятельности души приобрело определенную мистификацию и вошло составной частью в христианскую религию и католическую философию. Вместе с тем высказанная Аристотелем идея о природном равенстве людей получит своё развитие в философии Нового времени в учении о естественном праве.
Как гениальный натуралист и мыслитель древности, Аристотель впервые и наиболее глубоко в античной философии проанализировал формы мышления, заложил основы формальной логики.
Заслугой античных мыслителей является вывод о счастье и благе как цели человеческой жизни, об удовольствии и страдании как синонимах добра и зла, в чем глубоко отражается гуманистическая направленность древнегреческой философии.
Древнегреческие философы были цельными, убежденными людьми. За свои убеждения они часто платили жизнью. Так, например, Зенон откусил свой язык и выплюнул его в лицо тирану Дионисию, после чего был брошен в ступу истолчен в ней (по утверждению Диогена Лаэртского). Гераклит и Эмпедокл отказались от царского сана, чтобы всецело посвятить себя философии. Демокрит в конце своей жизни ослепил себя, чтобы ничто не отвлекало его oт занятий философией.
В связи с разложением рабовладельческого строя в греко-, римском мире на рубеже новой эры начинается упадок античной философии. Этот процесс проявился в стремлении к слиянию идей Платона („неоплатонизм") и теологии. В первые века нашей эры возникает и развивается христианство, очень скоро превратившееся в официальную государственную религию на громадной территории древнеримской империи и государств, возникших на ее развалинах.
- 2. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- 3. Историческая обусловленность возникновения философии. Философия и мифология
- 4. Особенности античной философии.
- 5. Особенности средневековой философской мысли.
- 6. Философия эпохи возрождения.
- XVIII вв. Существенным образом отразился на содержании философии, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.
- 7. Английский материализм 17-го века (Бекон, Гоббс, Локк).
- 8. Философия р. Декарта.
- 9. Основные черты французского материализма 18-го века.
- 10. Философское учение Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Антропологический материализм л. Фейсрбаха.
- 13, 14 Философия марксизма и её исторические судьбы.
- 16. Основной вопрос философии и его различные интерпретации.
- 20. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в человеческой психике.
- 21. Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.
- 22. Сложность и противоречивость процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
- 23. Диалектический и метафизический стили мышления. Софистика и эклектика.
- 24. Диалектика как концептуальная система. Принципы всеобщей связи и развития.
- 25. Понятие закона. Классификация законов.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.
- 28. Закон отрицания «отрицания».
- 29. Философские категории. Происхождение, развитие и функции категорий.
- 30. Категории отдельного, единичного и общего, их взаимосвязь и роль в познании.
- 31. Категории причины и следствия.
- 32. Категории необходимости и случайности и их взаимосвязь.
- 33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.
- 34. Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 35. Взаимосвязь категорий возможности и действительности и их место в познании.
- 36. Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.
- 37. Формы чувственного и рационального познания действительности и их соотношение. Эмпиризм и рационализм.
- 38. Проблема истины.
- 39. Интуиция и её роль в познании.
- 40 Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического анализа.
- 41 Понятие метода. Соотношение теории и метода. Проблема классификации методов.
- 42 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 43 Анализ и синтез, индукция и дедукция как общелогические методы
- 45 Историч. И логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- 46 Роль наблюдения и эксперимента в процессе познания.
- 47 Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретич. Познания.
- 48 Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
- 49 Основания науки (картина мира; идеалы и нормы научного исследования; философские идеи и принципы).
- 50 Природа и общество. Глобальный экологический кризис: сущность, причины, пути преодоления.
- 51 Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.
- 53 Роль материального производства в жизни общества.
- 54. Основные сферы общественной жизни. Социальная структура общества.
- 55 Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.(256-259 Жуков )
- 56 Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений в современных условиях.
- 57 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
- 58 Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
- 59 Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
- 60 Политическое и правовое сознание и их роль в жизни общества.
- 61 Понятие политики. Политическая организация общества и ее динамика в постсоветском обществе.
- 62 Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и демократическое государство. Правовое государство и его принципы.
- 63 Нравственное сознание. Общечеловеческие основания морали.
- 64 Религия как форма общественного сознания и ее роль в современном обществе.
- 65 Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.
- 66 Наука и роль в обществе. Сциентизм и антистиентизм.
- 67 Позитивистское направление в западной философии и его исторические формы.
- 68 Философия экзистенциализма.
- 69. Неотомисткая философия.
- 70. Современная западная ф.
- 71 Нтр, ее сущность и социальные последствия.
- 72 Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
- 1 Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством.
- 73 Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.
- 74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
- 78 Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
- 81 Проблема свободы в ф.
- 82 Проблема смерти и бессмертия в различных религиозных и философских системах.
- 83. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 84. Проблема духовности личности.