logo
философия, ОТВЕТЫ

Вопрос 24.Общество и человек, формы взаимоотношений общества и человека.

Объектом теоретического анализа человек стал в древнейшую эпоху — с тех пор как начал отличать свое собственное бытие от бытия природы. В современной литературе философскую антропологию в широком смысле слова понимают как учение о природе и сущности человека, в узком — как течение западноевропейской философии первой половины XX в., представленное Максом Шелером, Хельмутом Плеснером и другими философами немецкоязычных стран, предложившими осуществить «поворот» философии к антропологической проблематике, то есть сформировать новаторскую науку о человеке как ответ на социально-экономический и духовный кризис в Западной Европе в 1930-е гг. В качестве методологических оснований исследования человека, его специфических качеств и характеристик немецкие философы предложили различные принципы — психологический (Макс Шелер), «эксцентрической позициональности» (Хельмут Плеснер), биологический (Арнольд Гелен), культурно-антропологический (Эрих Ротхакер) и др. Тем не менее их всех объединял общий взгляд на философскую антропологию: они признавали ее научный статус и, в отличие от экзистенциализма, в своих теоретических рассуждениях опирались на естественнонаучные и социально-исторические знания, считая нужным «охватить единым взором весь круг экзистенции и природы, находящейся на одной высоте с личностной жизнью и сущностно связанной с ней» [1]. В Беларуси теоретический интерес к проблеме человека проявился вместе с зарождением философии (Климент Смолятич, Кирилла Туровский) и получил дальнейшее развитие в творчестве Франциска Скорины, Николая Гусовского и других выдающихся мыслителей XV — XVI вв. Особую актуальность эта проблема приобрела в конце XIX — начале XX вв. и связана с творчеством Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Богдановича. Основы философской антропологии заложены в Беларуси в 1930-е гг. Семеном Вольфсоном. В 70—80-е гг. ХХ в. научно-философское осмысление человека углублено: сформировались социологическое, логико-методологическое и культурологическое направления (Евгений Бабосов, Дмитрий Широканов, Владимир Конон и др.). В 1989 г. в структуре Института философии и права образован отдел философских проблем человека. Человек — родовое существо. Несмотря на более или менее жесткую привязанность каждого отдельного индивидуума к той или иной социальной общности, в нем есть что-то такое, что выводит его за рамки наличной социальной стратификации и, преодолевая ее, объединяет с другими индивидуумами в пространственных и временных границах той конкретной исторической эпохи, в которую он живет. Есть то, что выходит за рамки социальной типологии и возвышается над ней в виде своеобразного портрета человека конкретной исторической эпохи. В данном случае нас интересуют: а) качественная характеристика (порт¬рет) человека, вступившего в свои права ХХI столетия; б) требования, предъявляемые современной исторической эпохой к качествам человека; в) необходимые условия для реализации именно таких качеств; г) пути преодоления наличных превращенных форм бытия человека, идущих вразрез с его гуманной сущностью и недопущения их воспроизводства; д) сравнительный анализ должного и сущего, а также идеальная модель человека и социума [2]. Прорыв в области человековедения на рубеже XX — XXI вв. отдельные исследователи связывают с появившимися уникальными возможностями естественных и технических наук, позволившими разуму проникнуть в самые глубинные структурные уровни неживой и живой природы, изучить сложнейшие феномены человеческой жизни. Но надо сказать и о значительно расширившемся диапазоне исследования человека гуманитарными науками. Определенные теоретические и практические результаты в области философской антропологии получены в последние годы и в Институте философии НАН Беларуси: выявлены онтологические основания жизнедеятельности современного человека — диалектика взаимодействия внешнебытийных и внутренне-психологических факторов его духовной жизни; системный характер и конкретно-историческая специфика развития человека в условиях социальных трансформаций; осуществлена философская рефлексия человека на рубеже ХХ — ХХІ столетий — раскрыты феномен социальной универсальности и антропологической индивидуальности в условиях современной техногенной цивилизации, сущность человеческого капитала, динамика духовно-культурных процессов на рубеже ХХ — ХХІ вв., их позитивные и негативные тенденции, связанные с процессом глобализации; внесен вклад в разработку концепции идеологии белорусского государства и идеологических процессов в Беларуси; предложен вариант прогноза основных антропологических сценариев ХХІ в.; успешно завершен международный проект «Проблемы социальной консолидации общества в процессе глобализации (сравнительный анализ на материалах России и Беларуси)» в рамках сотрудничества Белорусского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда [3]. Думается, в ближайшей перспективе возрастет потребность в гуманитарной науке, раскрывающей на общетеоретическом уровне механизм, тенденции и закономерности исторического процесса. Человеческая история загадочна и непредсказуема. Она предстает в своих уникальных, неповторимых, неожиданных и, на первый взгляд, необъяснимых поворотах, хотя ее поступь неумолима и подчинена своим неотвратимым законам. Подлинные причины волн всплеска и падения социальной активности до сих пор остаются загадкой, хотя на их выяснение философами и социологами затрачено немало усилий. И все же логика истории постигаема человеческим мышлением — таково убеждение многих философов. Что же на самом деле должна представлять собой та дисциплина, которая в состоянии познать социум, осмыслить человеческую историю в целом? В своем первом фундаментальном произведении «Феноменология духа» Гегель отмечал: «Самое легкое — обсуждать то, в чем есть содержательность и основательность, труднее — его постичь, самое трудное — то, что объединяет и то и другое, — воспроизвести его». С этим утверждением нельзя не согласиться. Действительно, воспроизвести в постигающем сознании реальность весьма не просто. Но самым трудным объектом для воспроизведения в человеческом мышлении является, пожалуй, социальная реальность. Тут много причин объективного и субъективного плана. Социальный философ обязан собрать и систематизировать огромный массив исторических фактов — пусть даже из «вторых рук». И не просто собрать, а уяснить динамику и внутреннюю логику их развития, отыскать соответствующую систему понятий и категорий для фиксирования установленных объективных связей и отношений. Представляется, что нынешняя философская дисциплина, именуемая социальной философией, и по предмету, и по своему содержанию должна была бы быть не чем иным, как философской историей, то есть, выражаясь словами Гегеля, «философской всемирной историей». Зародилась такая наука в Древней Греции. Начиная с эпохи Возрождения в результате преодоления теоцентризма поэтапно сформировалось светское системное философское учение о человеческой истории (Жан Боден, Джамбаттиста Вико, Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Иоганн Гердер, Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, Георг Гегель и др.). К середине ХІХ в. выкристаллизовался ряд теоретических концепций исторического процесса, среди которых выделялись: объективно-идеалистическая концепция истории как цели и непосредственного результата саморазвития нематериальной абсолютной идеи (Гегель); субъективно-идеалистическая концепция, связывающая историю с волеизъявлением и деятельностью выдающихся личностей («сверхчеловека» — по Артуру Шопенгауэру, «критически мыслящей личности» — по Петру Лаврову, Николаю Михайловскому); цивилизационная концепция, представляющая историю в виде независимо существующих замкнутых цивилизаций, развивающихся по своим собственным законам (Алексей Хомяков, Николай Данилевский); формационная концепция, согласно которой исторический процесс совершается путем последовательной закономерной смены общественно-экономических формаций — от первобытно-общинной к рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Георгий Плеханов); анархистская концепция, отрицающая государ¬ство как чуждый и враждебный по отношению к личности социальный институт (Михаил Бакунин, Петр Кропоткин) и др. В первой половине ХХ в. господствующими историческими концепциями стали формационная (представлена многочисленными исследованиями советских ученых) и цивилизационная (представлена работами Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби). Наряду с ними получили дальнейшее развитие гегелевская концепция философии истории (Робин Джордж Коллингвуд, Эрнст Трёльч). Сформировались неотомистская (Жак Маритен, Эмманюэль Мунье), экзистенциалистская (Карл Ясперс) концепции. Процесс социально-экономического развития Запада в первой половине ХХ в. воспроизведен в теориях «индустриального общества» (Уолт Уитмен Ростоу, Жан Фурастье, Реймон Арон). Со второй половины ХХ в. исследователи концентрируют внимание на осмыслении проблем современного общества и прогнозировании исторического процесса, что получило воплощение в научных исследованиях и публикациях «постиндустриалистов» — теориях «постиндустриального» (Даниел Белл, Герман Кан, Ален Турен), «постцивилизационного» (Кеннет Эварт Боулдинг), «информационного» (Ясунори Хаяши, Ёнэдзи Масуда) обществ, «общества знания» (Питер Дракер), «пост-масс-консьюмерного общества» (Герман Кан) и др.