logo
Shpora_po_filosofii_mike750_amp_Co_edition

31. Социальные воззрения ф. Бэкона и т. Гоббса;

17в включил в себя 2 ре­волюционных потока: социальную революцию в обществе, свя­занную с переходом от феодализма к капитализму и научную революцию, проявившую себя в пристрастии к экспери­менту, рациональному познанию и объясне­нию мира. Если в средние века философия развивалась в союзе с богословием, в эпоху Возрождения - с искусством и гумани­тарным знанием, то в 17 в. союзник философии естественные и точные науки. Плеяда мыслителей мирового масштаба, в т.ч. Ф. Бекон и Т. Гоббс.

Бэкон- первооткрыватель философии Нового времени. Его основная работа «Новый Органон»- главное сочинение Бэкона по методологии научного познания. Основная задача философии по Бэкону - конструирование нового метода познания, а цель науки - принесение пользы человечеству. Известный афоризм: «Знание - сила». Он отвергает традиционные формы знания: магию, аристотелевскую логику

В ка­честве основного метода Бэкон предлагает индукцию, которая опирается на опыт и эксперимент, а также ме­тодику анализа и обобщения чувственных данных.(от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов или процессов). Индукция, как правило, является неполной, поэтому ин­дуктивный вывод является не достоверным, а лишь вероятно­стным (предположительным).=>нужно больше фактов, не только подтвер­ждающих, но и опровергающих индуктивный вывод.

2 истины 1.Бог(непознаваем) и 2..природа(должны изучать).Он исследует основные возможные ошибки на пути опытного познания. Успешному познанию природы мешают заблуждения в нашем сознании (идолы). Он выделяет 4 рода «идолов»: 1) «идолы рода» – общие заблуждения, порожденные самой человеческой природой (ограниченные возможности органов чувств); 2) «идолы пещеры» – искаженные представления о действительности, характерные для отдельных людей; (особенности воспитания и психологии человека, специфика со­циальной среды обитания, направленность интересов личности) 3) «идолы площади», или «рынка» - связанные с общением людей и неправильным использованием языка; 4) «идолы театра» - ложные представления о мире, некритически позаимствованные людьми из различных философских систем (слепое суеверие, неумеренное религиозное рвение.) Бэкон настоятельно рекомендует устранить препятствия (идолов), лежащие на пути познания, и тем самым сделать душу более восприимчивой к истине. Основное средство преодо­ления «призраков» - обращение к опыту и обработка опытных дан­ных научным методом; какой метод познания научный? По его мне­нию, существуют три основных пути познания - «паука, мура­вья и пчелы». Он предостерегает как от крайностей эмпиризма («путь муравья»), так и догматизма («путь паука»), отдавая предпочтение сбалансированному «пути пчелы», которая собирает из цветов сладкие соки, но не оставляет их в том виде, в каком высасывает, а перерабатывает их в мед собственной деятельностью. Т.о. при опоре на науку человек способен подчинить себе материальный мир, достичь могущества без Бога

Учение Ф. Бэкона о природе и познании было продол­жено Томасом Гоббсом. Его волнуют те же проблемы, что и Ф. Бэкона: как получить истинное зна­ние - через ощущение или разум, интуицию или логику? Ка­кие методы использовать в познавательном процессе? Большое значение Гоббс уделяет такому разде­лу философии, теория познания - гносеология. Главная цель познания - выясне­ние причин того или иного процесса. Начальный этап по­знания - процесс осознания того, что в нашем мышле­нии отсутствуют знания об интересуемом нас предмете. При этом язык, яв­ляется не только средство познания, но и источник лжи и ошибок. Познание начинается с чувственности - первый принцип теории познания. Продукты чувственного по­знания - «фантомы» (призраками)». Люди, получив восприятия - фантомы (образы), обозначают их знаками. Роль знаков в жизни людей очень велика. В определен­ном смысле знаки создали самого человека, поэтому его можно определить как существо, оперирующее знаками.

Отправной пункт рассуждения фи­лософа об обществе и государстве яв­ляется тезис о «естественном состоянии», при котором четко обнаруживается склонность людей вредить себе в силу необузданных страстей, тщеславного самолюбия и права всех на все. Естественным состоянием людей, раньше, чем они вступи­ли в общество, была война всех против всех. В этой войне, по Гоббсу, не может быть победителей, поскольку каждому угрожают все. Выход из нее Гоббс видит в образовании общества.

Для того, чтобы создать общество, надо получить на это согласие людей, которое должно быть закреплено совместным договором. Прочность договора обеспечивается формировани­ем общественной власти, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу. Общественная власть наделяется реальной силой и пол­номочиями управлять другими людьми на основе того, что все члены общества добровольно отреклись от прав владеть сами­ми собой и отдали их представительному органу. Так родился великий Левиафан (именем «Левиафана», мифического библейского чудовища, Гоббс назвал государство, намекая тем самым на его могущество - своего рода Бога, на Земле). Государство, в свою очередь, призвано поставить на место законов природы законы общества. Этим оно ограничивает общественные права гражданским правом. Граж­данские права естественные пра­ва, перенесенные в государство. А так как права человека в естественном состоянии были ничем не ограничены, а затем делегированы государству, то и права государства в силу этого факта становятся неограниченными, обязательными для вы­полнения и приобретают статус гражданских законов.

Гоббс различает три вида государственной власти: демокра­тию, аристократию и монархию. Наилучшей формой государ­ства, по мнению философа, является монархия, (она способна устранить все остатки естественного состояния, споры и беспорядки в обществе). Требование крепкой и силь­ной государственной власти, опирающейся на разум, объек­тивно способствовало интересам формирующейся буржуазии. Правитель-монарх обязан постоянно заботиться о духовном и материальном возвышении поданных, о развитии экономики, поднятии уровня морали. Добродетели и пороки людей обусловлены разумным пониманием того, что способствует, а что препятствует достижению блага. В силу этого интересы государства являются высшим критерием морали. Взгляды Гоббса на государство и общество были весьма прогрессивными и повлияли на боль­шинство мыслителей XVII и XVIII вв. От его теории договора по созданию государства и общества дорога привела к «общественному договору» Руссо. Концепция общества у Гоб­бса содержит в себе немало демократических элементов ( признание суверенитета гражданина, естествен­ного равенства всех людей, забота о благе народа, сохранение гражданского мира.)