10.4 Философская герменевтика, постмодернизм, поструктурализм
Первоначально (с античных времен) понятие «герменевтика» означало искусство истолкования текстов. Свое название она получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. С XX в. герменевтику рассматривают как необходимое условие осмысления социального бытия. Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Риккер.П. Анкер и др. этим словом обозначают философское учение о понимании и постижении смысла («сути дела») феноменов духовной культуры. С точки зрения философской герменевтики процесс понимания, как и процесс познания, бесконечен.
Согласно Шлейермахеру, при толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго – «дух автора». Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не остается скрытого смысла, и он не будет нуждаться в толковании.
Начиная с Г. Гадамера, немецкого философа ХХ в., герменевтика впервые превратилась в самостоятельную науку. Он придал ей универсальный характер, поднял до философского осмысления. В работах «Истина и метод», «Диалог и диалектика» Гадамер рассматривает природу, границы и условия понимания. Суть его концепции кратко сводится к следующему. Человек живет в мире, запечатленном в языке, лингвистически оформленном. В таком мире язык есть самостоятельная субстанция. Поэтому понимание в человеческом бытии онтологично. Для него понимание – это способ существования познающего, действующего и оценивающего человека, универсальный способ освоения человеком мира в «опыте жизни», в «опыте истории» и «опыте искусства». Главная идея герменевтики: существовать – значит быть понятым (Дильтей). Предметом ее исследования, как правило, является текст.
Рассматривая понимание и истолкование как составные части единого процесса, Гадамер подчеркивает его «горизонтность», открытость, незамкнутость. Понимание включает в себя и являет собой «применение подлежащего пониманию текста к той ситуации, в которой находится интерпретатор». И понимание, и истолкование по природе своей плюралистичны и историчны. Они основаны на диалоге «Я с ТЫ». Этот диалог не ограничивается общением двух лиц – автора и толкователя, он «встроен» в отношения между интерпретатором и текстом. Толкователь задает вопросы историческому и литературному тексту. Работая с текстом, интерпретатор стремится не только «понять» его, но и вложить в него «новые интерпретации. Он должен уметь задавать вопросы историческому и литературному тексту, а не его автору». Философское значение герменевтического опыта («герменевтического круга») состоит, по Гадамеру, в том, что «в нем постигается истина, недостижимая для научного познания».
.
Термин «постмодернизм» (post – после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины ХХ в., так и философской мысли, представленной следующими именами: Ж. Лакан, И. Деррида, Ж. Делез, М. Фуко и др. Постмодернисты выдвигают новый тип философствования – философствование без субъекта. Можно сказать, что постмодернизм представляет собой реакцию на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в постиндустриальном обществ. Постмодернизм настаивает на гуманизации и антропологизации научного знания.
Структурализм и постструктурализм – общее название для ряда направлений в современном философском и гуманитарном знании, связанное с поиском логических структур, объективно существующих за многообразием явлений культуры. Структурализм появился в 20-е годы ХХ в. как новое научное направление в гуманитарном знании и позже получило различные идеологические и философские интерпретации. Основные представители структурализма: К. Леви-Строс, М.П. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан, К. Барт.
Наибольшее распространение структурализм получил во Франции: историк культуры М. Фуко (1926 – 1984) и литературовед Р. Барт (1915 – 1980) распространили методы структурной лингвистики на все поле культуры, полагая, что всякий продукт культуры опосредован разумом, а значит, может быть формализован, подвергнут структурному анализу. В этом случае структура оказывается объективнее, «первичнее» произведенной культурной реальности, а знание считается объективным (истинным) в той степени, в какой ему удается выявить на различном социально-культурном материале первичные структуры.
- Тема 5 Средневековая арабо-мусульманская философия
- 1. Неопозитивизм
- 2. Философский иррационализм
- 3. Экзистенциализм.
- 1.Оонтология.
- 2. Философская антропология.
- 1. Философия политики.
- 1. Специфика культуры.
- 2. Философия образования.
- 1. Эпистемология
- 2. Теории диалектики
- 15. Философия техники и глобалистики
- 1. Философия техники
- 2. Гобалистики
- Тема 2. Философия Древнего Востока
- Тема 3. Античная философия
- Тема 3. Средневековая европейская философия
- Тема 5. Арабо-мусульманская средневековая философия
- Тема 6. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- Философия Реформации. Феномен веры. Вера как способ оправдания людей. Разум и вера.
- Тема 7. Западноевропейская философия конца XVIII-xiх вв.
- Конец XIX и хх в. – эпоха неклассической философии. Главные особенности:
- 9 Русская и казахская философия XIX - начала XX веков русская философия
- 9 .1 Русская философия XIX века: славянофильство и западничество;
- 9.2 Русская религиозная и марксистская философия
- 9.3 Философские взгляды, антропоцентризм и гуманизм классиков казахского Просвещения XIX (ч. Валиханов, и. Алтынсарин, Абай).
- 9.4 Социально- философские, общественно-политические и этико-гуманистические взгляды писателей и поэтов Казахстана конца XIX - первой половины хх веков
- 10 Западная философия XX - начала XIX веков
- 10.1 Традиции и инновации позитивизма
- 10.2 Психоаналитическая философия
- 10.3 Экзистенциализм: новая постановка проблемы человека в новейшей философии
- 10.4 Философская герменевтика, постмодернизм, поструктурализм
- 11 Философия бытия и антропологии
- 11.1 Онтология как учение о бытии
- 11.2 Связь онтологии с антропологией
- 12 Философия политики и истории
- 12.1 Предмет философии политики
- 12.2 Философия истории
- 13 Философия культуры и образования
- 13.1 Возникновение и развитие философии культуры
- 13.2 Предмет философии образования
- 13.3 Философия любви
- 14 Проблемы теории диалектики и эпистемологии
- 14.1 Основные категории диалектики
- 14.2 Эпистемология. Специфика познавательного отношения человека к миру
- Тема 15 Философия техники и глобалистики
- 15.1 Техника как объект философского исследования
- 15.2 Философия глобальных проблем
- Сегизбаев о.А. История казахской философии и социально-политической мысли (От архаичных представлений древних до учений развитых форм х1х – первой половины хх века.). Алматы. 2005.