Теория познания
— раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его общие принципы и источники, отношения знания к реальности, условия его достоверности и истинности.
Исходной проблемой теории познания является вопрос о том, познаваем ли окружающий нас мир. Обыденному здравому смыслу такой вопрос может показаться странным. Ну, в самом деле, разве не очевидно, что мы знаем окружающие вещи, что мы свободно ориентируемся среди них и уж, конечно, не путаем дерево с камнем или кошку с коровой? Сомнение в познаваемости мира кажется абсурдным. Однако философия показала, что оно имеет достаточно серьезные основания.
Еще древние греки сделали то открытие, что окружающие нас предметы непрерывно изменяются: они стареют, теряют одни свойства и приобретают другие. И такого рода изменения происходят с вещами постоянно, каждый миг. Вещи, которые кажутся нам твердыми и неизменными, на самом деле представляют собой нечто изменчивое, текучее. Вот это открытие изменчивости вещей уже заставляет задуматься: так ли уж хорошо знаем мы окружающие предметы? Еще большие сомнения породило открытие философами Нового времени того факта, что некоторые свойства, которые мы приписываем вещам, на самом деле им не принадлежит. Напр., мы называем сахар сладким, снег - белым, стол - твердым, диван - мягким, но ведь сладость, белизна, твердость, мягкость и т. п. представляют собой наши собственные восприятия и самим по себе вещам не принадлежат! Для мухи и диван покажется твердым, а снег вовсе
[334]
не бел, просто он отражает все падающие на него лучи и это воспринимается нами как определенная окраска. Цвет, запах, вкус — все это наши ощущения, вынесенные за пределы нашего сознания и приписанные вещам в качестве присущих им свойств. Вот так постепенно выясняется, что мир обыденного здравого смысла, состоящий из твердых, неизменных вещей, окрашенных в разные цвета, издающих звуки, обладающих вкусом и запахом, отнюдь не совпадает с реальным миром. Так можно ли узнать, каков он на самом деле?
Некоторые философы отрицательно отвечали на этот вопрос, их называют «агностиками», а учение о непознаваемости мира — «агностицизмом». Великий немецкий философ И. Кант (1724—1804) полагал, что мы никогда не сможем узнать, каков мир на самом деле. Основным источником познания являются наши органы чувств, которые дают нам определенные представления о мире. Но как узнать, похожи ли чувственные образы вещей на сами вещи? Для этого, рассуждал Кант, нужно было бы сравнить чувственный образ с самой вещью, взглянуть на образ и вещь как бы со стороны — лишь тогда мы смогли бы установить, похож образ на вещь или нет. Но для человека такой взгляд со стороны невозможен, ибо человек не способен вырваться за пределы своей чувственной оболочки. Следовательно, человек никогда не узнает, каков мир на самом деле.
Рассуждения Канта были весьма убедительными для своего времени, и, хотя развитие науки и практики впоследствии показало, что он ошибался, тем не менее после Канта мы навсегда расстались с наивным реализмом — верой в то, что мир таков, каким он нам представляется. Большая же часть философов уверена в том, что мир познаваем, что наши представления и теории изображают вещи приблизительно такими, каковы они есть на самом деле, т. е. содержат истину.
Вопрос о том, что есть истина, является центральной проблемой Т. п. Большинство философов, как древних, так и современных, принимают классическую концепцию истины. Основную идею этой концепции сформулировал еще Платон: «...тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину; тот же, кто говорит о них иначе, - лжет». Согласно классической концепции, истинна та мысль, которая соответствует своему объекту, т. е. описывает, представляет его таким, каков он есть на самом деле, и ложной считается мысль, дающая искаженное представление о своем объекте. Напр., мысль о том, что белые медведи живут в Арктике, истинна, т. к. белые медведи действительно живут в Арктике, а мысль о том, что белые медведи живут в Африке, ложна, ибо в Африке таких животных нет.
[335]
Истина объективна — она не зависит от воли и желания людей. Соответствует ли некоторая мысль своему предмету или нет, определяется самим предметом, но не нами. Многие сотни лет миллионы людей были убеждены в том, что антиподов не существует, тем не менее это убеждение было ложным, ибо антиподы существовали и даже охотились на кенгуру. Истина также общезначима— она одна для всех: для австралийца и европейца, рабочего и капиталиста, ученого и невежды. Истину вынужден принимать каждый человек, независимо от его национальной принадлежности, общественного положения и интересов, ибо она навязывается нам внешним миром. Именно поэтому наука носит интернациональный характер — ее достижения создаются и принимаются учеными всех стран и народов.
Одним из важнейших вопросов теории истины является вопрос о ее критерии: как, с помощью чего можем мы отличить истину от лжи? Французский философ Р. Декарт (1596-1650) полагал, что критерием истины является ее ясность, отчетливость: если какая-то мысль кажется нам ясной, то она истинна. Но это, конечно, весьма ненадежный критерий, ибо часто и ложная мысль способна выглядеть очень ясной. Создатели марксистской философии К. Маркс и Ф. Энгельс в качестве критерия истины предложили рассматривать материальную практику: когда мы, руководствуясь некоторыми идеями, действуем и добиваемся при этом поставленных целей, то наш успех можно рассматривать как свидетельство истинности имеющихся у нас идей. И напротив, когда нас постигает неудача в практической деятельности, то это говорит о том, что идеи, которыми мы руководствовались, ложны. Увы, ложь также часто приводит к успеху, поэтому критерий практики не позволяет нам с абсолютной уверенностью отличить истину от заблуждения. Тем не менее в конечном итоге только непосредственная деятельность с вещами, только выход во внешний мир и контакт с ним, т. е. практика, эксперимент, способны помочь нам отличить истину от заблуждения — пусть не сразу, пусть постепенно, но истина выявляется в процессе исторического развития человечества.
Человек обладает двумя познавательными способностями — чувствами и разумом. Соответственно, различают формы чувственного и рационального познания. В контакт с внешним миром люди вступают только с помощью своих органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Окружающие вещи воздействуют на наши органы чувств, которые перерабатывают эти внешние воздействия в чувственные образы вещей. К формам чувственного познания относятся следующие.
[336]
Ощущение представляет собой чувственный образ отдельных свойств, сторон вещей и явлений окружающего мира. Зрение дает нам ощущение цветов и форм предметов; слух сообщает о звуках различной высоты и силы; обоняние доносит запахи; осязание приносит ощущения твердости, гладкости или шероховатости; наконец, вкус доставляет ощущения сладкого, соленого, кислого и т. п. Восприятие есть целостный образ предмета, полученный с помощью органов чувств. Ощущения редко выступают как нечто самостоятельное, отдельное, обычно они входят в состав целостного образа вещи. Мы видим вокруг себя столы, деревья, здания, отдельными свойствами которых являются цвет, форма, твердость и т. п. Наконец, представление есть чувственный образ предмета, воспроизведенный памятью в то время, когда самого предмета перед нами нет. Представление отличается от восприятия некоторой обобщенностью, усредненностью чувственного образа, поскольку память далеко не все сохраняет из того, что было в восприятии. Вместе с тем в создание представления часто вмешивается воображение, способное наделить представление такими чертами, которые отсутствовали в восприятии. Благодаря деятельности органов чувств создается специфически человеческий мир, полный звуков, красок, форм, — тот мир, в котором мы с вами живем и действуем.
К рациональным формам познания относятся те, в которых протекает деятельность нашего разума, — понятия, суждения, умозаключения.
Попытки понять роль и место чувственных и рациональных форм в общем процессе человеческого познания привели философов Нового времени к расколу на два лагеря. Одни философы полагали, что поскольку человек вступает в контакт с внешним миром только через посредство органов чувств, постольку чувства являются единственным источником познания, а разум играет лишь вспомогательную роль — комбинирует, обобщает, сохраняет чувственные впечатления. Этих философов наз. сенсуалистами (от лат. sensus - чувство, ощущение). В Новое время к сенсуализму примыкали Ф. Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс. Основная идея сенсуализма выражалась в афоризме: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».
С сенсуалистами полемизировали рационалисты, которые указывали на то, что необходимые и всеобщие истины не могут быть получены только с помощью органов чувств. Опыт дает нам лишь знание о конкретном и сиюминутном, но, скажем, положения математики носят универсальный характер. Откуда же они берутся? Никакой опыт не скажет нам, что сумма углов треугольника равна
[337]
180° или что все тела притягиваются друг к другу. Источником таких истин может быть только разум. И к афоризму сенсуалистов немецкий философ Г. Лейбниц лукаво добавлял: «кроме самого разума». В числе рационалистов, наряду с Лейбницем, можно назвать Р. Декарта и Б. Спинозу.
С точки зрения современной Т. п. представители и сенсуализма, и рационализма совершали одну ошибку: они резко разделяли и противопоставляли чувства и разум. Сенсуалисты полагали, что чувственные образы вещей никак не связаны с разумом, что разум лишь мешает чувствам, искажает их показания. Освободившись от искажающего влияния разума, органы чувств способны дать нам верную картину действительности. Рационалисты также отделяли разум от работы органов чувств и были убеждены в том, что чувства нас обманывают, а истину способен открыть только разум, освобожденный от влияния чувственных впечатлений. Современная же психология показала, что органы чувств работают под руководством разума, что наши чувственные впечатления определяются не только спецификой внешнего воздействия, но и теми занятиями, которые у нас есть. Известно немало экспериментов, показывающих, что то, что мы видим или слышим, зависит от рационального знания. Чувства и разум объединены и взаимодействуют в общем процессе человеческого познания, и только их взаимодействие обеспечивает его движение к истине.
В наше время познавательная деятельность человечества сосредоточена в основном в сфере науки, поэтому анализ человеческого познания в значительной мере сводится к анализу науки: описанию структуры научного знания, методов науки, схем объяснения и предсказания, проверки, подтверждения и опровержения научных теорий и гипотез, исследованию форм и способов развития науки. Этот анализ привел к возникновению особой области исследований, наз. философия науки или методология научного познания. Философия науки сложилась на стыке собственно философии, науки и ее истории. Она широко использует аппарат современной логики, данные психологии и социологии. Результаты, полученные философией науки, пользуются широким признанием философов различных направлений и являются необходимой составной частью современной Т. п.
- Можно сразу проверить наличие шрифта для символов логики Symbol
- Словарь по логике
- 4306010000-112 И———————— Без объявл. 14к(03)-97
- Вопрос 59
- От редакции
- Абсолютизация
- Абсолютные и сравнительные модальности
- Абстрактный предмет (англ. - abstract entity)
- Абстракция (от лат. Abstractio — отвлечение)
- Абсурд (от лат. Absurdus — нелепый, глупый)
- Автомат (от греч. Automatos — самодействующий)
- Автонимное употребление выражений (от греч. Autos-сам, опота — имя)
- Аксиологическая модальность (от греч. Axios - ценный, logos — понятие, учение), или: Оценочная модальность,
- Аксиома (от греч. Axioma — значимое, принятое положение)
- Аксиоматический метод
- Аксиоматическое определение
- Алгебра буля
- Алгоритм (алгорифм)
- Алогизм (от греч. А — не, logos — разум)
- Амфиболия (от греч. Amphibolia — двусмысленность, двойственность)
- Анализ и синтез. А. (от греч. Analysis - разложение)
- Аналитические и синтетические суждения (в логике).
- Аналогия (от греч. Analogia — соответствие)
- Метафора,
- Антецедент и консеквент (от лат. Antecedent - предшествующий, предыдущий и consequens — следствие)
- Антиномия (от греч. Antinomia - противоречие в законе)
- Антиномия рассела
- Антитезис (от греч. Antithesis — противоположение)
- Аподиктический (от греч. Apodeiktikos — доказательный, убедительный)
- Апория (от греч. Aporia — затруднение, недоумение)
- Аргумент (лат. Argumentum)
- Аргументации теория
- Аргументация (от лат. Argumentatio - приведение аргументов)
- Аргументация контекстуальная
- Аргументация теоретическая
- Аргументация эмпирическая
- Аргумент к авторитету (от лат. I pse dixit - сам сказал)
- Аргумент к аудитории
- Аргумент к жалости
- Аргумент к незнанию, или невежеству,
- Аргумент к силе («палочный» довод)
- Аргумент к скромности
- Аргумент к тщеславию
- Ассерторический (от лат. Asserto - утверждаю)
- Бессмысленное
- «Бритва оккама»
- Вербальное определение
- Верификация (от лат. Verificatio — доказательство, подтверждение)
- Вероятностная логика
- Вероятность
- Возможность логическая
- Возражение
- Вопросов логика, или: Эротетическая, интеррогативная логика,
- Вывод логический
- Высказывание
- Высказывание дескриптивное (от англ. Description - описание), или: Высказывание описательное,
- Высказывание категорическое
- Высказывание (предложение) контрфактическое (от лат. Contra — против, factum — событие)
- Герменевтика (от греч. Hermeneuo - разъясняю, истолковываю)
- Гёделя теорема
- Гипостазирование (от греч. Hypostasis - сущность, субстанция)
- Гипотеза (от греч. Hipothesis - основание, предположение)
- Гипотетико-дедуктивный метод
- Гипотетическое утверждение
- Гомоморфизм, изоморфизм
- Двойного отрицания закон, см.: Закон двойного отрицания. Двузначная логика
- Двузначности принцип
- Дедукция (от лат. Deductio — выведение)
- Деление логическое
- Денотат (от лат. Denoto — обозначаю), или: Десигнат, предметное значение,
- Деонтическая логика (от греч. Deon — долг, правильность),
- Деонтическая модальность (от греч. Deon - долг, правильность),
- Дескрипция определенная (от лат. Descriptio - описание)
- Диаграммы венна
- Диалектическая логика
- Дизъюнктивный силлогизм, см.: Модус понендо толленс. Модус толлендо поненс. Дизъюнкция (от лат. Disjunctio — разобщение, различение)
- Дилемма (от греч. Di(s) - дважды и lemma - предположение)
- Дискурсивный (от лат. Discursus — рассуждение, довод, аргумент)
- Дискуссия (от лат. Discussio — рассмотрение, исследование)
- Дистрибутивные и коллективные свойства. Д. С.
- Дихотомия (от греч, dicha и tome - рассечение на две части)
- Доказательство
- Доказательство конструктивное, см.: Конструктивная логика. Доказательство от противного, см.: Косвенное доказательство. Доказательство по случаям, или: Доказательство разбором случаев,
- Доказуемость, см.: Доказательство. Дополнение к множеству
- Достаточного основания принцип
- Достаточное условие, см.: Условное высказывание. Достоверность
- Заблуждение
- Закон ассоциативности (от лат. Associatio — соединение)
- Закон гипотетического силлогизма
- Закон двойного отрицания
- Закон де моргана
- Закон дистрибутивности (от англ. Distribution - распределение, размещение)
- Закон дунса скота
- Закон импортации, см.: Закон экспортации — импортации. Закон исключенного третьего
- Закон клавия
- Закон коммутативности (от лат. Commutatio - изменение, перемена)
- Закон коммутации (от лат. Commutatio - изменение, перемена)
- Закон композиции (от лат. Compositio — сочинение, составление)
- Закон косвенного доказательства
- Закон логики, см.: Логический закон. Закон мышления - термин традиционной логики,
- Закон противоречия, см.: Непротиворечия закон. Закон экспортации - импортации (от лат. Exportare -вывозить, importare — ввозить)
- Значение
- Идеализация
- Идемпотентности закон (от лат. Idempotens - сохраняющий ту же степень)
- Иллюстрация (от лат. Illustratio - прояснять)
- Импликация (от лат. Implicatio - сплетение, от implico — тесно связываю)
- Импликация материальная - импликация в трактовке логики классической.
- Индивид (от лат. Individuum - неделимое)
- Индуктивная логика
- Индуктивное определение
- Индукции каноны (от греч. Canon — правило, предписание)
- Метод единственного сходства:
- Метод сопутствующих изменений:
- Метод остатков.
- Индукция (от лат. Inductio - наведение)
- Индукция математическая, полная математическая индукция
- Индукция неполная
- Индукция полная
- Индукция популярная
- Интенсионал и экстенсионал
- Интерпретация (от лат. Interpretatio - разъяснение, истолкование)
- Интерсубъективный (от лат. Inter - между)
- Интуитивная логика
- Интуиционизм
- Интуиционистская логика
- Интуиция (от лат. Intuitio — пристальное, внимательное всматривание, созерцание)
- Иррациональное (от лат. Irrationalis - неразумный, бессознательный)
- Исключенного третьего закон, см.: Закон исключенного третьего. Искусственный интеллект
- Истинностное значение
- Исчисление
- Кавычки
- Категорическое суждение
- Категория (от греч. Kategoria - высказывание, обвинение, признак)
- Каузальная модальность, см.: Онтологическая модальность. Класс, множество (в логике и математике)
- Классификация
- Классическая логика, см.: Логика классическая. Конвенция (от лат. Conventio - соглашение)
- Коннотация (от лат. Connotatio — добавочное значение)
- Конструктивная логика
- Контекст (от лат. Contextus — сцепление, соединение, связь)
- Контекстуальное определение, см.: Определение контекстуальное. Контрадикторная противоположность (от лат. Contradictorius — противоречащий)
- Контрапозиции закон
- Контрарная противоположность (от лат. Contrarius - противоположный)
- Концепт (от лат. Conceptus— понятие)
- Конъюнкция (от лат. Conjunctio - союз, связь)
- Косвенное доказательство
- Круг в доказательстве (лат. — circulus in demonstrando)
- Круг в определении
- Лемма (от греч. Lemma — предположение)
- «Лжеца» парадокс
- Логика (от греч. Logos — слово, понятие, рассуждение, разум), или: Формальная логика,
- Логика времени, или: Временная логика,
- Логика высказываний, или: Пропозициональная логика,
- Логика дедуктивная, см.: Дедукция. Логика изменения
- Логика квантовой механики
- Логика классическая
- Логика классов
- Логика комбинаторная (от лат. Combinare — соединять, сочетать)
- Логика многозначная, см.: Многозначная логика. Логика научного познания, или: Логика науки,
- Логика неклассическая
- Логика норм, см.: Деонтическая логика. Логика отношений
- Логика предикатов, или: Функциональная логика, теория квантификации, кванторная логика,
- Логика традиционная, см.: Традиционная логика. Логика эпистемическая (от греч. Episteme - знание)
- Математическая логика
- Материальная суппозиция, см.: Суппозиция. Метаматематика
- Метатеория (от греч. Meta - после, за, позади)
- Метафора (от греч, metaphora - перенос, образ)
- Метаязык (от греч. Meta - после, за, позади)
- Метод (от греч. Methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения)
- Методологическая аргументация
- Методология науки
- Многозначная логика
- Многозначности принцип, см.: Принцип многозначности. Многозначность
- Множеств теория
- Модальная логика
- Модальность (от лат., modus — мера, способ)
- Модель (от лат. Modulus — мера, образец, норма)
- Модель семантическая
- Модус (лат. Modus - мера, способ, образ, вид)
- Модус понендо толленс (лат. Modus ponendo tollens)
- Модус поненс (лат. Modus ponens)
- Модус толлендо поненс (лат. Modus tollendo ponens)
- Модус толленс (лат. Modus tollens)
- Мышление
- «Не вытекает», «не следует» (лат. Поп sequitur)
- «Недоказанное основание» доказательства
- Независимость (в логике и математике)
- Неклассическая логика, см.: Логика неклассическая. Необходимость (логическая)
- Необходимые и достаточные условия (в логике и математике)
- Непосредственное умозаключение (в традиционной логике)
- Неправильное умозаключение, см.: Умозаключение.
- Непредикативное определение
- Непротиворечивость
- Непротиворечия закон
- Несобственные символы, см.: Символы собственные и несобственные.
- Нечеткое множество
- Неясность
- Номологическое высказывание (от греч. Nomos - закон, logos — учение, понятие)
- Обобщение (лат. Generalisatio)
- Обозначения отношение
- Обоснование
- Обоснование оценок
- Образец
- Обращение (лат. Conversio)
- Общее понятие, см.: Понятие. Общее суждение, см.: Суждение. Объединение (сложение) классов (множеств)
- Объективность
- Объектный (предметный) язык
- Объяснение
- Ограничение понятия
- Омонимия (от греч. Homos — одинаковый, опута — имя)
- Оператор (от лат. Operator — действующий)
- Описание, см.: Высказывание дескриптивное. Описание состояния (англ. State description)
- Описательное высказывание, см.: Высказывание дескриптивное. Описательно-оценочное высказывание, см.: Высказывание дескриптивное, Оценочное высказывание. Определение (лат. Definitio)
- Определение аксиоматическое
- Определение генетическое (от греч. Genesis - происхождение, источник)
- Определение классическое, или: Определение через род и видовое отличие,
- Определение неявное
- Определение номинальное
- Определение операциональное
- Определение остенсивное (от лат. Ostentus - показывание, выставление напоказ)
- Определение реальное
- Определение явное
- Опровержение
- Осмысленность
- Основание и следствие
- Отношение (в логике) отождествляется с многоместным предикатом.
- Отношение включения класса в класс, см.: Множеств теория. Отношение нерефлексивное (иррефлексивное)
- Отношение принадлежности элемента классу (множеству), см.: Множеств теория. Отношение рефлексивное
- Отношение симметричное
- Отношение типа равенства
- Отношение транзитивное
- Отношение функциональное (однозначное)
- Отрицание
- Отрицательное высказывание, см.: Отрицание. Оценка, см.: Оценочное высказывание. Оценок логика
- Оценочная модальность, см.: Аксиологическая модальность. Оценочное высказывание
- Ошибка логическая
- Парадигма (от греч. Paradeigma — пример, образец)
- Парадокс (греч. Paradoxos)
- Парадоксы импликации
- Паралогизм (от греч. Paralogismos — неправильное, ложное рассуждение)
- Паранепротиворечивая логика
- Переменная
- Пересечение классов (множеств)
- Подмена тезиса (лат. Ignoratio elenchi)
- Подтверждение
- Познание
- Полемика
- Полнота (в логике и дедуктивных науках)
- Понимание
- Понятие
- Порочный круг
- «После этого значит по причине этого» (лат. Post hoc ergo propter hoc)
- Поспешное обобщение
- Правило вывода
- Правило локка
- Прагматика
- Правило отделения, см.: Модус поненс. Превращение (лат. Obversio) в традиционной логике
- «Предвосхищение основания» (лат. Petitio principii)
- Предикат (от лат. Praedicatum - сказанное)
- Предложение
- Предметная область, или: Универсум рассуждения, область теории,
- Предпочтений логика
- Предсказание
- Прескриптивное высказывание, см.: Нормативное высказывание. Приведение к абсурду, или: Редукция к абсурду, приведение к нелепости (лат. Reductio ad absurdum),
- Частный закон приведения к абсурду
- Принцип взаимозаменимости
- Принцип многозначности
- Принцип объемности (экстенсиональности) (от лат. Extentio — протяжение)
- Принцип однозначности
- Принцип предметности
- Причинная связь
- Причинности логика
- Проблема (от греч. Problema — преграда, трудность, задача)
- Пропозициональная связка
- Пропозициональная функция
- Противоположность логическая
- Противопоставление предикату
- Противоречие
- Равенство
- Равнозначность (равносильность, эквивалентность)
- Равнообъемность
- Разделительное суждение
- Разделительно-категорическое умозаключение
- Разделительно-условное умозаключение, см.: Дилемма. Разрешающая процедура, см.: Разрешения проблема. Разрешения проблема, или: Разрешимости проблема,
- Разрешимая теория
- Рациональность (от лат. Ratio - разум)
- Рекурсивное определение (от лат. Recurso - возвращаюсь)
- Релевантная импликация, см.: Релевантная логика. Релевантная логика
- Референт (от лат. Refero — называть, обозначать)
- Референция
- Свойство
- Семантика логическая
- Семантическая категория
- Семантические парадоксы, см.: Антиномия. Семантическое понятие истины
- X истинно º р.
- Семиотика
- Силлогизм (от греч. Sillogismos) категорический
- Символ (от греч. Symbolon — знак, опознавательная примета)
- Символика логическая
- Символическая логика
- Символы собственные и несобственные
- Синкатегорематическое выражение, см.: Символы собственные и несобственные. Синонимия
- Синтаксис (греч. Syntaxis — построение, порядок)
- Синтаксическая категория
- Следование, см.: Логическое следование. Следствие, см.: Логическое следование. Сложное высказывание
- Случайность логическая
- Совместимости условие
- Собирательное понятие, см.: Понятие. Совместимость
- Современная логика
- 1. Методология дедуктивных наук.
- 2. Применение логического анализа к опытному знанию.
- 3. Применение логического анализа к оценочно-нормативному знанию.
- 4. Применение логического анализа в исследовании приемов и операций, постоянно используемых во всех сферах научной деятельности.
- Содержание и форма, см.: Логическая форма. Содержание понятия, см.: Понятие. Сорит (от греч. Soros - куча)
- Сравнительные модальности, см.: Абсолютные и сравнительные модальности. Строгая импликация, см.: Импликация, Парадоксы импликации, Логика. Строгость
- Суждение
- Суппозиция (от лат. Suppositio — подкладывание, подмена)
- Существенный признак, см.: Определение понятия. Сходство
- Тавтология
- Теоретическое и эмпирическое
- Теоретическое мышление
- Теория (от греч. Theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование)
- 1. Исходные основания т.
- 2. Идеализированный объект т.
- 3. Логика т.
- 4. Совокупность законов и утверждений,
- Теория познания
- Термин (от лат. Terminus — граница, предел, конец ч.-л.)
- Термин теоретический
- Термин эмпирический
- Термины силлогизма - элементы суждений, входящих в состав силлогизма (см.: Силлогизм). Типов теория
- Типология (от греч. Tipos — отпечаток, форма)
- Тождества закон
- Тождество
- Традиционная логика
- Транзитивности закон
- Умозаключения из суждений с отношениями
- Умозаключение
- Умозаключение статистическое
- Универсум рассуждения, см.: Предметная область. Условное высказывание
- Условное умозаключение
- Учетверение терминов (лат. Quaternio terminorum)
- Факт (от лат. Factum — сделанное, совершившееся)
- Фальсификация (от лат. Falsus — ложный, facio - делаю)
- Фигура силлогическая, см.: Силлогизм. Физическая модальность, см.: Онтологическая модальность. «философская логика»
- Формализация (от лат. Forma — вид, образ)
- Формальная логика, или: л о г и к а,
- Формальная суппозиция, см.: Суппозиция. Формальная теория
- Формы мысли, или: Формы мышления,
- Функтор
- Функция (от лат. Functio — осуществление, выполнение)
- Целевое обоснование
- Цель-средство
- Частное суждение
- Эвристика (от греч. Heurisko - отыскиваю, открываю)
- Эйлера круги
- Эквивалентность, или: Равнозначность,
- Эквивокация — логическая ошибка,
- Экзистенциальное высказывание (от лат. Existentia - существование)
- Эклектика
- Экспликация (от лат. Explicatio - разъяснение)
- Экстенсиональность
- Экстенсиональный контекст
- Эллиптическое высказывание
- Эмпирическое и теоретическое, см.: Теоретическое и эмпирическое. Энтимема (от греч. In thymos — в уме)
- Эпихейрема (от греч. Epiheirema — умозаключение)
- Эристика (от греч. Eristika — искусство спора) — искусство ведения спора.
- «Юма принцип»
- Языка функции, или Употребление языка,
- Язык логики
- Язык науки
- Язык семантически замкнутый
- Ясность
- Ивин Александр Архипович, Никифоров Александр Леонидович словарь по логике
- 117571, Москва, проспект Вернадского, 88,