Вопрос 30.Экономическая сфера общества, диалектика производительных сил и производственных отношений.
Философские проблемы экономической жизни общества
Современная философия рассматривает многие проблемы экономической жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Философские подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы источники развития экономической жизни, каково соотношение объективных и субъективных сторон в экономических процессах, как сосуществуют в обществе экономические интересы различных социальных групп, каково соотношение реформ и революций в экономической жизни общества и т. д.
Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной социальнофилософской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, чтозакон определяющей роли материального производства в жизни общества, открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению. Сторонииков у этой точки зрения много и сейчас. Действительно, на уровне обыденно-практического сознания мы прекрасно понимаем, что даже для того, чтобы учиться, нужно, как минимум, вначале удовлетворить первичные потребности - прежде всего материальные (жилье, еда, одежда), а затем понадобятся учебники, ручки, тетради и многое другое, кстати, тоже появившееся благодаря материальному производству. Но рассмотрим эту проблему на научно-теоретическом уровне.
Итак, многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:
1. без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;
2. способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры;
3. способ производства вомногом обусловливает развитие политической жизни общества;
4. в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества;
5. материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.
В середине ХIХ века в предисловии к "К критике политической экономии" К. Маркс писал: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.7.). Так он сформулировал суть закона определяющей роли материального производства в жизни общества.
Вопрос о способе производства материальных благ, его роли в обществе, производительных силах и производственных отношениях как его двух главных сторонах детально рассматривался много раз в любом учебнике, написанном в ключе исторического материализма. Мы напомним суть проблемы и попробуем разобраться, насколько современна подобная трактовка.
К.Маркс выделил производительные силы труда и всеобщие производительные силы. Человек, трудящийся, является непосредственным субъектом труда. Прежде всего человек выступает как рабочая сила, обладающая физическими и интеллектуальными способностями, профессиональными знаниями и определенным уровнем сформированности культуры. Однако подобная трактовка наследия К.Маркса в старых учебниках достаточно схематична. Большой знаток марксизма В.С. Барулин подытоживает теоретические построения К.Маркса о производительных силах: "К.Маркс в качество человека как производительной силы включил все богатство его развития как общественного субъекта, как личности"
Диалектика производительных и сил производственных отношений.
Позволяя проникать в глубинные процессы, лежащие в основе развития и смены способов производства и общественных формаций, знание рассматриваемого закона вскрывает вместе с тем и те процессы, которые характеризуют развитие реального человека в исторически меняющемся обществе, в ходе которых происходит историческое развитие человеческих сущностных сил, производственных способностей и индивидуальности людей.
Маркс подчеркнул, что производительные силы и общественные отношения являются различными сторонами развития общественного индивида. Ведь на самом деле взаимоотношения между производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями – с другой, являются вместе с тем взаимоотношениями между материальной производственной деятельностью и тем самым практической работой производителей определённого типа, с одной стороны, и общественными формами этой деятельности, социальными условиями развития данного типа производителей – с другой. Закон развития производительных сил и производственных отношений представляет собой не какой-то мистический механизм, который независимо от жизни людей со слепой, фатальной необходимостью, подобно потоку, проносится мимо них и на который остаётся только безучастно взирать. Изучая этот закон и его действие в определенных условиях, мы, напротив, как раз и вскрываем полный противоречий решающий реальный процесс, в ходе которого сами люди – осознают они это или нет – формируют свою историю, свой собственный способ труда и жизни и тем самым самих себя.
Развитие производительных сил и производственных отношений служит наиболее убедительным подтверждением того, что имел в виду Маркс, говоря, что люди сами делают свою историю, но что они её делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Производительные силы существуют и развиваются, не в отрыве от человеческой деятельности. Люди сами создают, совершенствуют и используют свои средства и предметы труда, овеществляя свою творческую энергию. Только человеческая деятельность превращает средства производства в производительные силы. Человек, его рабочая сила как совокупность всех его физических и духовных способностей – главная производительная сила на любой ступени исторического развития во всяком обществе. Люди устанавливают их сами, действуя сообща в производстве своей жизни. Производственные отношения – это взаимоотношения людей в процессе материального производства. В процессе производства и воспроизводства материальных благ люди воспроизводят и свои производственные отношения, сознают они этого или нет, причем вместе с этими материальными отношениями они создают реальный экономический базис соответствующих политических, юридических, государственных учреждений и соответствующих форм сознания.
Однако нельзя забывать, что каждое новое поколение застаёт определенные, исторически данные, материальные условия своей жизни. Оно наследует материальные производительные силы и производственные отношения на определенной ступени их развития, являющиеся результатом деятельности прошлых поколений. То, что производительные силы и производственные отношения представляют собой результаты деятельности людей, - это лишь один аспект проблемы. Другой заключается в том, что производительные силы и производственные отношения – это готовые исторические предпосылки деятельности каждого нового поколения. На первых порах людям всегда приходится действовать в условиях, которые полностью независимы от них и которые им даны заранее. Они вынуждены исходить из этих условий, учитывать в процессе производства, воспроизводить их и развивать дальше. Таким образом, историческая деятельность и возможности людей определяются материально данными производительными силами и производственными отношениями. Вместе с тем эта деятельность, в свою очередь, определяет дальнейшее развитие производительных сил и производственных отношений. К. Маркс и Ф. Энгельс в своей работе "Немецкая идеология" в этой связи пишут, что, согласно материалистическому пониманию истории, "каждая ее ступень застает в наличии определенный материальный результат, определенную сумму производительных сил, исторически создавшееся отношение людей к природе и друг к другу, застает передаваемую каждому последующему поколению предшествующим ему поколением массу производительных сил, капиталов и обстоятельств, которые, хотя, с одной стороны, и видоизменяются новым поколением, но, с другой стороны, предписывают ему его собственные условия жизни и придают ему определенное развитие, особый характер. Эта концепция показывает, таким образом, что обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства. Та сумма производительных сил, капиталов и социальных форм общения, которую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, есть реальная основа того, сто философы представляли себе в виде "субстанции" и в виде "сущности человека"…"[8].
Таким образом, правильное понимание производительных сил и производственных отношений выявляет противоположность между последовательным материализмом и идеализмом в понимании истории, в вопросе о сущности развитии человека. Нет человеческой "сущности" и человеческого развития, независимых от развития производительных сил и производственных отношений. Действительные индивиды – это действующие индивиды, и их деятельность определяется в первую очередь развитием производительных сил и производственных отношений, которые, с одной стороны, индивиды застают материально данными, а с другой стороны, которые они сами формируют. Тот или иной способ производства есть вместе с тем определенный способ трудовой деятельности и жизни индивидов, определенный характер выражения их жизни.
Если историческое развитие человеческой индивидуальности и духовных сил человека рассматривать с учетом положений, которые дает нам знание закона развития производительных сил и производственных отношений, то станет ясным также, почему это развитие в прошлом происходило столь противоречиво, со столь многими отступлениями и часто приводило к конфликтам и катастрофам. До тех пор пока производственные отношения остаются отношениями эксплуатации трудящихся классов господствующими классами, всякий прогресс в области производительных сил и общего развития сущностных сил человека имеет своим следствием ухудшением положения трудящихся и всегда связан с неудачами, страданиями и лишениями. Однако это не означает, что для положения трудящихся безразлично, будут ли искусственно сохранены устаревшие производственные отношения, ставшие тормозом развития производительных сил, и господство реакционного класса или же победит новый способ производства, который даст возможность широкому и быстрому развитию производительных сил. Рабочий класс в таком случае выступает за установление нового, более прогрессивного способа производства хотя бы уже потому, что благодаря этому создаются лучшие общественные условия для организации пролетарской классово борьбы и проведения рабочим классом политики союза с другими слоями, способствующей переходу к социалистическому преобразованию общества.
- Вопрос 1.Философия как форма духовного освоения мира. Предназначение и функции философии.
- Вопрос 2.Глобальные проблемы современности и пути их решения.
- Вопрос 3.Философия как основа мировоззрения. Виды мировоззрений.
- Вопрос 4.Методы и формы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания.
- Вопрос 5.Специфика философского знания, общие и особенные черты. Философия и наука.
- 1. Философия, её предмет и характерные черты
- 2. Философия и наука
- Вопрос 6.Поведенческий механизм человека, действие как главный критерий оценки человека.
- Вопрос 7.Философия и религия, формы их взаимоотношений.
- Сходства и различия философии и религии
- Вопрос 8. Человек как индивидуальность, его основные индивидуальные характеристики.
- Вопрос 9. Основная проблематика философии, школы и направления в философии.
- Вопрос 10. Природа как среда обитания человека, ее роль в развитии общества.
- Вопрос 11. Диалектика и метафизика как методы познания и действия. Критика софистики и эклектики.
- Вопрос 12. Сознание как высшая форма отражения действительности. Творческая роль сознания.
- Вопрос 13. Материализм и идеализм в истории философии, их позитивные и негативные черты
- Вопрос 14. Принципы, законы, категории диалектики. Диалектика как наука о развитии.
- 2. Общее понятие законов диалектики.
- 3. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 5. Закон отрицания отрицания.
- 6. Основные принципы диалектики.
- 7. Категории диалектики.
- Вопрос 15. Философия Древней Греции и Древнего Рима (философия Демокрита и Платона), ее космоцентрический характер.
- Вопрос 16. Роль народных масс и выдающихся личностей в развитии общества.
- Вопрос 17. Философия Средневековья, ее теоцентрический характер (философия Августина и ф.Аквинского.
- Вопрос 18. Диалектический процесс познания. Критика рационализма и сенсуализма.
- Вопрос 19. Классический и неклассический направления развития философии в хх веке.
- Вопрос 20. Человек как личность. Социальная характеристика человека.
- Вопрос 21. Классическая немецкая философия (и.Кант, г.Гегель, л.Фейербах).
- Вопрос 22. Природа, сущность человека. Человек как космобиопсихосоциальное, духовное существо.
- Вопрос 23. Русская религиозная философия. Философия всеединства в. Соловьева.
- Вопрос 24.Общество и человек, формы взаимоотношений общества и человека.
- Вопрос 25. Русская революционно-демократическая философия. Философия марксизма в России.
- Вопрос 26. Общественное сознание, его сущность, структура и формы.
- Вопрос 27.Философия западной, восточной и арабско-мусульманской цивилизаций.
- Вопрос 28. Истина как цель познания, критерий истинности
- Вопрос 29.Русская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.
- Вопрос 30.Экономическая сфера общества, диалектика производительных сил и производственных отношений.
- Вопрос 31. Татарская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.
- Вопрос 32.Социально-политическая сфера общества, основные социальные институты и социальные общности людей.
- Вопрос33. Культура как система материальных и духовных достижений человечества.
- Вопрос 34.Человек и общение. Межличностные отношения человека, их основные формы.
- Вопрос 35.Марксистская философия, ее особенности, позитивные и негативные черты.
- Вопрос 36.Будущее человека. Основные модели будущего человека. Всеобщая декларация прав человека (оон, 1948)
- Вопрос 37.Познание как отражение действительности. Принципы познания. Критика агностицизма.
- Вопрос 38.Смысл жизни человека. Жизнь и смерть.
- Вопрос 40.Общество как форма совместной жизнедеятельности людей.
- Вопрос 41.Философия Нового времени (XVII- XVIII в.В.), ее логоцентрический характер (р. Декарт, д. Локк).
- Вопрос 42.Общество как развивающаяся система. Формационная, стадиальная и цивилизационная теории общества.
- Вопрос 43.Бытие мира. Соотношение материального и идеального в мире.
- Вопрос 44. Философия неопозитивизма: проблемы логики и языка науки
- Вопрос 45. Будущее мирового сообщества. Основные общечеловеческие ценности.
- Вопрос 46. Практика как освоение действительности. Теория и практика.
- Вопрос 47 .Просветительская философия русских писателей. Философские идеи ф.М. Достоевского и л.Н. Толстого.
- Вопрос 48. Философия экзистенциализма: проблемы подлинности и не подлинности человеческого существования.