logo
Shpora_po_filosofii_mike750_amp_Co_edition

34. Познание как предмет философского анализа;

Одно из важнейших положений гносеологии - познание сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание диалектический процесс взаимодействий субъекта и объекта; процесс познания- единство рационального и чувственного познания. S-активная роль, человек, обладающий способностью к познанию. O-окр.мир, общество, сам S. Существует 2 уровня познания: эмпирическое и теоретическое

Цель познания — знания (конкретное, ситуативное, индивидуальное) нужно отличать от лжи и заблуждения (не преднамеренно). Они нужны для: ориентации человека в окружающем мире. Знание содержит истину. Истина — это соответствие знаний действительности; это полезность знания, его эффективность; соглашение. Объективная истина- содержание чел. представлений , кот не зависят ни от субъекта, ни от человечества, ни от человека(по Ленину). Три аспекта объект. истины: бытийственный (истина рядом), аксиологический (нравственно-этические вопросы) и праксеологический- практика(в любой истине человек находит цел/интерес). Конкретность истины — учёт всех условий, где находится объект с выявлением свойств, тенденций, связей. Формы истины: относительная (отражение объекта не полностью, а он развивается, изменяется) и абсолютная (знание, исчерпывающее объект познания и не м.б. опровергнуто со временем)

В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального. Сенсуализм- направление в гносеологии, которое видит весь процесс познания в получении инфо от органов чувств.

Характеристику процесса познания следует начать с чувственной ступени, потому что она: исторически начальная ступень, т.к. без чувственности первоначального контакта с миром не возникает. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. Для него характерны: - непосредственность, - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств. Чувственное познание подразделяется на 3 формы: Ощущение — первичный элемент чувственного познания. Оно сообщает нам данные об отдельных свойствах предмета — о его тяжести, теплоте, цвете. Восприятие  это целостный наглядный образ предмета. Наиболее типичным примером восприятия является зрительное восприятие. Представление- это наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти. Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Мышление может быть представлено тремя основными видами: ситуативное(рефлекторное); предметное(конкретное); абстрактное оперирование идеальными понятиями. Для него характерны: - опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами; - абстрактность и обобщенность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений. Рациональное познание также на три формы: понятие, суждение, умозаключение. Понятие это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Понятие выражается в слове, но не тождественно ему. Возникновение понятия – это всегда скачок от единичного к всеобщему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности.

Суждение это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета. М.б. истинным/ложным. Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории – наиболее развитые и глубокие логические образы действительности.

Необходимо различать понятия “мышление” и “интеллект”. Интеллект -способность к познанию, пониманию, разрешению вопросов(духовный потенциал личности). Мышление-это процесс оперирования образами предметов, чувственными и понятийными образами. Человек овладевает не набором понятий, суждений и умозаключений, а принципами, структурой для их обработки. Как интеллект (умственная способность), так и мышление (умственная активность) не являются изолированными формами=>взаимосвязь. Познание осуществляется и с помощью интуиции.

Интуиция — механизм познания на уровне бессознательных структур психики, способность непосредственного постижения истины. Еще ее определяют как чутье, проницательность, непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях. В иррациональной философии интуиция — мистическое постижение “истины” без помощи научного опыта и логических умозаключений. Характеризуя интуицию, можно отметить что: она особая форма скачка от незнания к знанию; плод переплетения логических и психологических механизмов мышления. Признаки интуиции: внезапность скачка; неполная осознанность процесса; непосредственный характер возникновения знания. Подсознательный характер интуитивного мышления не означает его отрыва от осознанного мышления. Во-первых, интуитивное мышление совершает свою работу над проблемой не раньше и не позже того, когда над проблемой бьется осознанное мышление. Во-вторых, решения, полученные на интуитивном уровне, дают ответ именно на наиболее трудные задачи, стоящие перед осознанным мышлением, дают конструкциям (моделям) осознанного мышления именно то, чего им не достает.

Познавательной деятельности человека постоянно сопутствует феномен творчества. Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество неоднородно. Выделяются различные виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, художественное, религиозное, философское, бытовое и т.п., иначе говоря, виды творчества можно соотнести с видами практической и духовной деятельности людей.

Метод – система принципов (герменевтика-истолкование текстов; индукция, дедукция, мыслительный эксперимент) познания.

Платон-познание как воспоминание (аномнезис). Идеалистический эмпиризм-познание-отражение(Беркли,Юм). Материалистический эмпиризм(Бэкон,Гоббс). Кант,Шелинг,Фихте- мир как проект творчества трансцендентального S. Марксизм-познание (природообразующий аспект, соц-историческая практика =>праксеологический подход- изучение методик с т.з. их эффективности).Прагматизм(Дьюи,Джеймс)- прагма (действие, дело)-центральное свойство нашей сущности, мы не можем не действовать. Познание обеспечивает психологическую уверенность S. Семантический подход- познание- процесс смысла образования, которое позволяет человеку расширить горизонты познания самого себя. Аналитический подход (неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм)-как лучше развиваться науке? познание- научный анализ знаковых структур, которые описываются логически, но не претендуют на их подлинное познание. Сократ-самопознание.