34. Познание как предмет философского анализа;
Одно из важнейших положений гносеологии - познание сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание — диалектический процесс взаимодействий субъекта и объекта; процесс познания- единство рационального и чувственного познания. S-активная роль, человек, обладающий способностью к познанию. O-окр.мир, общество, сам S. Существует 2 уровня познания: эмпирическое и теоретическое
Цель познания — знания (конкретное, ситуативное, индивидуальное) нужно отличать от лжи и заблуждения (не преднамеренно). Они нужны для: ориентации человека в окружающем мире. Знание содержит истину. Истина — это соответствие знаний действительности; это полезность знания, его эффективность; соглашение. Объективная истина- содержание чел. представлений , кот не зависят ни от субъекта, ни от человечества, ни от человека(по Ленину). Три аспекта объект. истины: бытийственный (истина рядом), аксиологический (нравственно-этические вопросы) и праксеологический- практика(в любой истине человек находит цел/интерес). Конкретность истины — учёт всех условий, где находится объект с выявлением свойств, тенденций, связей. Формы истины: относительная (отражение объекта не полностью, а он развивается, изменяется) и абсолютная (знание, исчерпывающее объект познания и не м.б. опровергнуто со временем)
В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального. Сенсуализм- направление в гносеологии, которое видит весь процесс познания в получении инфо от органов чувств.
Характеристику процесса познания следует начать с чувственной ступени, потому что она: исторически начальная ступень, т.к. без чувственности первоначального контакта с миром не возникает. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. Для него характерны: - непосредственность, - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств. Чувственное познание подразделяется на 3 формы: Ощущение — первичный элемент чувственного познания. Оно сообщает нам данные об отдельных свойствах предмета — о его тяжести, теплоте, цвете. Восприятие — это целостный наглядный образ предмета. Наиболее типичным примером восприятия является зрительное восприятие. Представление- это наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти. Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Мышление может быть представлено тремя основными видами: ситуативное(рефлекторное); предметное(конкретное); абстрактное оперирование идеальными понятиями. Для него характерны: - опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами; - абстрактность и обобщенность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений. Рациональное познание также на три формы: понятие, суждение, умозаключение. Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Понятие выражается в слове, но не тождественно ему. Возникновение понятия – это всегда скачок от единичного к всеобщему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности.
Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета. М.б. истинным/ложным. Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории – наиболее развитые и глубокие логические образы действительности.
Необходимо различать понятия “мышление” и “интеллект”. Интеллект -способность к познанию, пониманию, разрешению вопросов(духовный потенциал личности). Мышление-это процесс оперирования образами предметов, чувственными и понятийными образами. Человек овладевает не набором понятий, суждений и умозаключений, а принципами, структурой для их обработки. Как интеллект (умственная способность), так и мышление (умственная активность) не являются изолированными формами=>взаимосвязь. Познание осуществляется и с помощью интуиции.
Интуиция — механизм познания на уровне бессознательных структур психики, способность непосредственного постижения истины. Еще ее определяют как чутье, проницательность, непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях. В иррациональной философии интуиция — мистическое постижение “истины” без помощи научного опыта и логических умозаключений. Характеризуя интуицию, можно отметить что: она особая форма скачка от незнания к знанию; плод переплетения логических и психологических механизмов мышления. Признаки интуиции: внезапность скачка; неполная осознанность процесса; непосредственный характер возникновения знания. Подсознательный характер интуитивного мышления не означает его отрыва от осознанного мышления. Во-первых, интуитивное мышление совершает свою работу над проблемой не раньше и не позже того, когда над проблемой бьется осознанное мышление. Во-вторых, решения, полученные на интуитивном уровне, дают ответ именно на наиболее трудные задачи, стоящие перед осознанным мышлением, дают конструкциям (моделям) осознанного мышления именно то, чего им не достает.
Познавательной деятельности человека постоянно сопутствует феномен творчества. Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество неоднородно. Выделяются различные виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, художественное, религиозное, философское, бытовое и т.п., иначе говоря, виды творчества можно соотнести с видами практической и духовной деятельности людей.
Метод – система принципов (герменевтика-истолкование текстов; индукция, дедукция, мыслительный эксперимент) познания.
Платон-познание как воспоминание (аномнезис). Идеалистический эмпиризм-познание-отражение(Беркли,Юм). Материалистический эмпиризм(Бэкон,Гоббс). Кант,Шелинг,Фихте- мир как проект творчества трансцендентального S. Марксизм-познание (природообразующий аспект, соц-историческая практика =>праксеологический подход- изучение методик с т.з. их эффективности).Прагматизм(Дьюи,Джеймс)- прагма (действие, дело)-центральное свойство нашей сущности, мы не можем не действовать. Познание обеспечивает психологическую уверенность S. Семантический подход- познание- процесс смысла образования, которое позволяет человеку расширить горизонты познания самого себя. Аналитический подход (неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм)-как лучше развиваться науке? познание- научный анализ знаковых структур, которые описываются логически, но не претендуют на их подлинное познание. Сократ-самопознание.
- 1. Основные концепции философии истории
- 2. Средневековая философия: проблемы, направления, представители.
- 3. Сущность философии просвещения, основные направления, проблемы, представители
- 17. Сущность и содержание материалистической тенденции во французском Просвещении
- 4. Этическая философия Эпикура
- 5. Проблема соотношения философии, науки и теологии в неотомизме
- 6. Полемика рационалистической и эмпирической традиций, проблема метода и истины в философии нового времени
- 7. Философия Гегеля, принципы построения и содержание его философской системы
- 9. Специфика человеческого бытия
- 8. Философия как форма духовной культуры, её предмет и функции
- 10. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрений
- 15. Специфика теории познания Дж. Локка
- 11. Специфика материалистической философии л. Фейербаха
- 14. Содержание и сущность моральной философии Сократа;
- 12. Диалектика природы и общества
- 55. Законы диалектики, их значение в экономической науке и практике;
- 13. Философские вопросы в жизни современного человека
- 16. Роль личности и народных масс в истории
- 18. Формирование философского учения о бытии в Элейской школе
- 22. Место учения Демокрита в развитии материалистической традиции античной философии.
- 19. Основной вопрос философии.
- 26. Особенности схоластической философии Западноевропейского средневековья;
- 20. Парные категории диалектики, их значение в экономической науке и практике.
- 23. Пространственно-временные характеристики бытия;
- 21. Основные направления, тенденции и проблемы развития современной философской мысли.
- 24. Эволюция английского эмпиризма в философии Беркли и Юма;
- 27. Особенности философии эпохи Возрождения;
- 51. Особенности развития духовной культуры эпохи Возрождения
- 25. Особенности и структура научного знания. Специфика социально-гуманитарного познания;
- 28. Природа мышления. Язык и мышление;
- 30. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного;
- 29. Смысл жизни: смерть и бессмертие, человек, свобода, творчество;
- 31. Социальные воззрения ф. Бэкона и т. Гоббса;
- 32. Апории Зенона, их философский смысл;
- 33. Основные характеристики философского знания, его структура;
- 34. Познание как предмет философского анализа;
- 36. Исторический смысл и значение философии позитивизма;
- 44. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки;
- 35. Гражданское общество, нация, государство;
- 37. Основные формы и методы научного познания;
- 38. Общество как саморазвивающаяся система;
- 39. Социокультурный смысл учения софистов;
- 40. Рационалистическая традиция философии Декарта и Спинозы;
- 41. Проблемы сознания в философии, многообразие подходов к её решению;
- 42. Особенности философии древней Индии и Китая;
- 43. Субъект и объект познания. Познание и творчество
- 45. Сущность, историческое место и значение марксистской философии
- 46. Жизненный мир человека.
- 47. Бэконовское учение о методе и познании;
- 48. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления;
- 49. Идея количественной определённости космоса в философии Пифагора;
- 53. Проблема истины в философии и науке.
- 52. Специфика античной философии, основные школы, направления, проблемы и представители.
- 54. Многообразие форм познания и типы рациональности.
- 56. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме;
- 57. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе;
- 58. Идея развития в философии. Диалектика, метафизика , синергетика. Прогресс и регресс в развитии;
- 50. Идея развития как концептуальное ядро классической немецкой философии;
- 59. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (Марксова теория классов, «открытое общество» к. Поппера , «Свободное общество» ф. Хайека.)
- 60. Глобализация. Неолиберальная теория глобализации
- 61. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия;
- 63. Диалектики познания и практика;
- 64. Особенности теории познания и. Канта;
- 65. Философское понимание общества и его истории;
- 66. Основные сферы общества: особенности и взаимосвязь.