Вопрос 25. Русская революционно-демократическая философия. Философия марксизма в России.
Формирование и развитие в России революционно-демократической идеологии связано с именами В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. И. Добролюбова, Д. И. Писарева, а также с именами М. В. Буташевича-Петрашевского и М. А. Спешнева. Революционные демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права, были сторонниками социалистического преобразования страны. Их социализм называли утопическим, так как считалось, что переход к социализму через преобразование крестьянской общины, минуя капитализм, мирным путем неосуществим. Они создали философское и социологическое учение, которое по теоретическому богатству, по широте и глубине постановки и решения проблем превосходит многое из того, что было сделано в философии другими представителями этого направления.
Революционеры-демократы освоили немецкую классическую философию и восприняли ее диалектику и материализм Фейербаха, познакомились с идеями социалистов утопистов и французских материалистов, а также с экономическими теориями А. Смита и Д. Рикардо. А. И. Герцен был знаком со взглядами К. Маркса и Ф. Энгельса.
Революционные демократы были едины в понимании путей преобразования России. Этот путь связывался с построением социализма в России на основе общинного, коллективного владения средствами производства. При этом построение социализма В. Г. Белинским мыслилось как путь революционных преобразований и экспроприации помещичьих земель и владений, Герцен был сторонником спокойных революционных преобразований без насилия и гражданской войны.
Революционеры-демократы преувеличивали специфику России, полагая, что она не пойдет по капиталистическому пути развития.
Крестьянская реформа 60-х гг. XIX в. покончила с своеобразием российской деревни, и она стала развиваться по пути налаживания в ней буржуазных отношений.
Самым крупным мыслителем, представляющим демократию в России, был Александр Иванович Герцен (1812-1870), оставивший неизгладимый след в русской философии.
Революционно-демократическая идеология разрабатывалась разночинцами, исключение составляют Герцен и Писарев. Морализирующая критика общества со стороны выходцев из народа, каковыми были В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, питалась убеждением, что им как народным мыслителям виднее, куда должна идти Россия. При этом революция их не страшила, так как те слои, выходцами из которых они были, как им казалось, обретут больше, чем потеряют, а главное, народ, страдальцами за который они себя считали, получит огромную пользу. Они думали, что Россия вполне может совершить скачок в царство свободы. Однако, как показала практика, Россия в XIX в. не была к этому готова. Свобода достигается не одноактивным действием, обагренным кровью и страданиями миллионов. Это еще только начало пути к свободе. Она достигается ценой большого труда, ценой многолетних согласованных усилий всех членов общества, к каким бы слоям и нациям они не принадлежали. Когда же в обществе один класс, слой, или одна нация стремится устроиться за счет другой, то такое общество идет не вперед, а либо топчется на месте, либо идет назад, а возможно движется к своей гибели.
Подводя итог рассмотрению идей революционных демократов в России 40-70-х гг. XIX в., надо отметить, что поучительным являются не только их находки и достижения, но и их заблуждения и иллюзии.
Философские взгляды Владимира Ильича Ленина (1870—1924) изложены в большом числе публикаций, многие из которых не являются работами чисто философского характера, а затрагивают также широкий круг других проблем. Основные философские произведения Ленина: «Материализм и эмпириокритицизм» (1909), «Государство и революция» (1917), «Философские тетради» (впервые опубликованы отдельным изданием в 1933 г.), «О значении воинствующего материализма» (1922).
Ленин проявил себя как представитель марксистской философии, продолживший разработку её проблем, в условиях вступления капитализма, по его определению, в стадию империализма, а также в связи с новыми достижениями в развитии науки и, прежде всего, естествознания. Им дано определение понятия материи, развиты и конкретизированы другие важнейшие философские понятия, такие, как пространство, время, причинность, закономерность и т. д. Он выдвинул положение о неисчерпаемости материи.
Ленин развил марксистскую теорию познания, в особенности теорию отражения, учение о практике, о её роли как основы и критерия познания объективной истины, о соотношении абсолютной и относительной истин. Ему принадлежит знаменитая «формула» процесса постижения истины: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»1. Он сформулировал и разработал положение о том, что материалистическая диалектика и есть теория познания. Конкретизируя эту мысль, он выдвинул положение о единстве диалектики, логики и теории познания.
Одним из основных направлений деятельности Ленина как философа бесспорно является развитие им проблем материалистической диалектики. Он акцентировал внимание на богатстве диалектики как науки, на многогранности её содержания. В самой диалектике Ленин выделил учение о противоречиях как о её «ядре», как о самом основном в марксистском методе. Кроме того, весьма существенным в диалектическом подходе он считал «конкретный анализ конкретной ситуации».
В работах Ленина много места уделено проблемам исторического материализма, философского учения об обществе. Он внес вклад в разработку проблем, связанных с теорией классов и классовой борьбы, дал определение классов, развил учение об общественно-экономической формации, о научном предвидении исторического развития, о революции, государстве, соотношении экономики и политики. Им была провозглашена идея культурной революции после завоевания пролетариатом власти. Эта идея предполагала осуществление всеобщей грамотности, приобщение трудящихся к мировым духовным завоеваниям, формирование новой интеллигенции из среды рабочих и крестьян, выработку у трудящихся высоких нравственных качеств.
Значительную часть творческого наследия Ленина занимают работы, посвященные теоретическому обоснованию проблемы построения социализма и коммунизма. Ему принадлежит идея создания социалистического общества в одной отдельно взятой стране, предложены пути и способы её реализации.
Теперь вкратце остановимся на марксистской философии, в том числе советского и постсоветского периода. В период советской власти в жестких, скорее в жестоких, рамках цензуры философская мысль сводилась к популяризации основных положений марксизма-ленинизма. В период сталинской диктатуры основным ориентиром в философии стала «философская» глава в учебнике И.В. Сталина «Краткий курс ВКП(б)». Тогда в философии все (или почти все) было спущено на уровень ликбеза, а профессионалы-философы вынуждены были «разжевывать» банальности сталинской мысли. Большевистское руководство, установив тоталитарный режим, по существу исключило возможность свободного развития творческой мысли, прежде всего в гуманитарных сферах духовной жизни: все должно было вращаться в круговерти марксистско-ленинской идеологии. «Марксоцентризм» и «лениноцентризм» определяли границы дозволенного. Верным и нравственным считалось только то, что служило интересам построения коммунизма.
Так продолжалось до XX съезда КПСС. «Хрущевская оттепель» отмечена оживлением творческой мысли в философии, правда, только в рамках марксистско-ленинской идеологии. Жесткий идеологический пресс сказался и на работах по истории философии, которую рассматривали непременно с позиций ленинского принципа, гласящего: история философии есть история борьбы материализма с идеализмом. При этом философов-идеалистов, цепляясь за отдельные высказывания, причисляли к материалистам, выискивая в их трудах элементы диалектики, а верующих философов (а их было подавляющее большинство) зачастую «подгоняли» под атеистов.
- Вопрос 1.Философия как форма духовного освоения мира. Предназначение и функции философии.
- Вопрос 2.Глобальные проблемы современности и пути их решения.
- Вопрос 3.Философия как основа мировоззрения. Виды мировоззрений.
- Вопрос 4.Методы и формы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания.
- Вопрос 5.Специфика философского знания, общие и особенные черты. Философия и наука.
- 1. Философия, её предмет и характерные черты
- 2. Философия и наука
- Вопрос 6.Поведенческий механизм человека, действие как главный критерий оценки человека.
- Вопрос 7.Философия и религия, формы их взаимоотношений.
- Сходства и различия философии и религии
- Вопрос 8. Человек как индивидуальность, его основные индивидуальные характеристики.
- Вопрос 9. Основная проблематика философии, школы и направления в философии.
- Вопрос 10. Природа как среда обитания человека, ее роль в развитии общества.
- Вопрос 11. Диалектика и метафизика как методы познания и действия. Критика софистики и эклектики.
- Вопрос 12. Сознание как высшая форма отражения действительности. Творческая роль сознания.
- Вопрос 13. Материализм и идеализм в истории философии, их позитивные и негативные черты
- Вопрос 14. Принципы, законы, категории диалектики. Диалектика как наука о развитии.
- 2. Общее понятие законов диалектики.
- 3. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 5. Закон отрицания отрицания.
- 6. Основные принципы диалектики.
- 7. Категории диалектики.
- Вопрос 15. Философия Древней Греции и Древнего Рима (философия Демокрита и Платона), ее космоцентрический характер.
- Вопрос 16. Роль народных масс и выдающихся личностей в развитии общества.
- Вопрос 17. Философия Средневековья, ее теоцентрический характер (философия Августина и ф.Аквинского.
- Вопрос 18. Диалектический процесс познания. Критика рационализма и сенсуализма.
- Вопрос 19. Классический и неклассический направления развития философии в хх веке.
- Вопрос 20. Человек как личность. Социальная характеристика человека.
- Вопрос 21. Классическая немецкая философия (и.Кант, г.Гегель, л.Фейербах).
- Вопрос 22. Природа, сущность человека. Человек как космобиопсихосоциальное, духовное существо.
- Вопрос 23. Русская религиозная философия. Философия всеединства в. Соловьева.
- Вопрос 24.Общество и человек, формы взаимоотношений общества и человека.
- Вопрос 25. Русская революционно-демократическая философия. Философия марксизма в России.
- Вопрос 26. Общественное сознание, его сущность, структура и формы.
- Вопрос 27.Философия западной, восточной и арабско-мусульманской цивилизаций.
- Вопрос 28. Истина как цель познания, критерий истинности
- Вопрос 29.Русская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.
- Вопрос 30.Экономическая сфера общества, диалектика производительных сил и производственных отношений.
- Вопрос 31. Татарская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.
- Вопрос 32.Социально-политическая сфера общества, основные социальные институты и социальные общности людей.
- Вопрос33. Культура как система материальных и духовных достижений человечества.
- Вопрос 34.Человек и общение. Межличностные отношения человека, их основные формы.
- Вопрос 35.Марксистская философия, ее особенности, позитивные и негативные черты.
- Вопрос 36.Будущее человека. Основные модели будущего человека. Всеобщая декларация прав человека (оон, 1948)
- Вопрос 37.Познание как отражение действительности. Принципы познания. Критика агностицизма.
- Вопрос 38.Смысл жизни человека. Жизнь и смерть.
- Вопрос 40.Общество как форма совместной жизнедеятельности людей.
- Вопрос 41.Философия Нового времени (XVII- XVIII в.В.), ее логоцентрический характер (р. Декарт, д. Локк).
- Вопрос 42.Общество как развивающаяся система. Формационная, стадиальная и цивилизационная теории общества.
- Вопрос 43.Бытие мира. Соотношение материального и идеального в мире.
- Вопрос 44. Философия неопозитивизма: проблемы логики и языка науки
- Вопрос 45. Будущее мирового сообщества. Основные общечеловеческие ценности.
- Вопрос 46. Практика как освоение действительности. Теория и практика.
- Вопрос 47 .Просветительская философия русских писателей. Философские идеи ф.М. Достоевского и л.Н. Толстого.
- Вопрос 48. Философия экзистенциализма: проблемы подлинности и не подлинности человеческого существования.