logo
Shpora_po_filosofii_mike750_amp_Co_edition

32. Апории Зенона, их философский смысл;

Зенон - относился к элейской школе, был учеником Парменида (бытиё есть, а небытия – нет). Работы: "Споры", "Толкование Эмпедокла", "Против философов", "О природе". Главное у него попытка обосновать систему взглядов Парменида методом «от противного - условно принимает тезисы противника, приняв их условно, доказывает, что признание их ведет к противоречиям.». В теории познания содержалось резкое противопоставление разум­ного знания знанию чувственному, основывалось оно на недоверии к той картине окружающего мира, которая доставлялась чувствами, и на основе убеждения в пре­восходстве ума над ощущениями. Только ум, считали элеаты, ведет к достоверной и незыблемой истине. Но тем не менее, по мысли 3енона, даже недостоверные "мнения", добытые на основе чувств и ощущений, необ­ходимо знать. Апории-с греч. безвыходное положение, трудно разрешимая проблема. Она возникает, поскольку в самом предмете/понятии о нём заложено противоречие. Наиболее известны дошедшие до наших времен апории 3. — "Ахилл и черепаха", "Стрела", "Стадий" или иначе "Ди­хотомия", "Движущиеся тела". Даже сегодня аргументы, приводимые Зеноном, оцениваются до парадоксального различно: как софизмы и как глубокие и убедительные доказательства, раскрывающие тезис Парменида: истина достигается и доказывается лишь логическим путем. Эта истина несовместима с тем, что воспринимается чувственно. Древние приписывают Зенону 40 доказательств в защиту учения о единстве сущего, которое не может быть поделено, и 5 доказательств против движения в защиту тезиса о видимости его. Один из аргументов против множественности сущего: если есть множество, то вещи должны быть необходимо и малы и велики; так малы, что вообще не знают величины, и так велики, что бесконечны.

Аргументы против движения дихотомия (деление пополам): движение. не может закончиться,. т.к. прежде чем движущееся тело достигнет конечного пункта, оно должно достичь половины пути, а прежде, чем достигнет половины, — половины половины, и так до бесконечности. Впрочем, это означает, что движение не может и начаться. Пример аргумента Зенона против движения — Ахиллес и Черепаха. Самый быстрый из людей не сможет никогда догнать одно из самых медленных созданий, если оно вышло в путь раньше. Ахиллес, чтобы догнать Черепаху, должен вначале пройти расстояние от своего места до того, где первоначально находилась Черепаха. Но прежде чем он пройдет это расстояние, Черепаха продвинется вперед на определенный отрезок, и эта ситуация будет повторяться вновь и вновь до бесконечности. Немыслимость дви­жения одного отдельно взятого тела доказывается в апории "Летящая стрела". Стрела летит, значит движет­ся в пространстве, но в то же время она в каждое мгно­вение полета занимает пространство равное собствен­ной длине, т.е. находится в покое. То есть пребывает в пределах части пространства, а значит в нем неподвиж­на. Таким образом, все движение разлагается на момен­ты покоя, а значит представляет внутреннее противоре­чие, так как из ничего нельзя составить положительную величину. Выходит что летящая стрела движется и не движется. Но движение не мыслится и как движе­ние двух тел относительно друг друга (см. апорию "Ахилл и черепаха"). Рассмотренные чисто умозрительные конструкции находятся в видимом противоречии с каждодневным опытом. Но Зенон ведет речь не о реальности, не о существовании движения, а о возможности постижения его разумом. Он вскрывает внутреннюю противоречивость движения и противоречивость отражающих его понятий.