32. Апории Зенона, их философский смысл;
Зенон - относился к элейской школе, был учеником Парменида (бытиё есть, а небытия – нет). Работы: "Споры", "Толкование Эмпедокла", "Против философов", "О природе". Главное у него попытка обосновать систему взглядов Парменида методом «от противного - условно принимает тезисы противника, приняв их условно, доказывает, что признание их ведет к противоречиям.». В теории познания содержалось резкое противопоставление разумного знания знанию чувственному, основывалось оно на недоверии к той картине окружающего мира, которая доставлялась чувствами, и на основе убеждения в превосходстве ума над ощущениями. Только ум, считали элеаты, ведет к достоверной и незыблемой истине. Но тем не менее, по мысли 3енона, даже недостоверные "мнения", добытые на основе чувств и ощущений, необходимо знать. Апории-с греч. безвыходное положение, трудно разрешимая проблема. Она возникает, поскольку в самом предмете/понятии о нём заложено противоречие. Наиболее известны дошедшие до наших времен апории 3. — "Ахилл и черепаха", "Стрела", "Стадий" или иначе "Дихотомия", "Движущиеся тела". Даже сегодня аргументы, приводимые Зеноном, оцениваются до парадоксального различно: как софизмы и как глубокие и убедительные доказательства, раскрывающие тезис Парменида: истина достигается и доказывается лишь логическим путем. Эта истина несовместима с тем, что воспринимается чувственно. Древние приписывают Зенону 40 доказательств в защиту учения о единстве сущего, которое не может быть поделено, и 5 доказательств против движения в защиту тезиса о видимости его. Один из аргументов против множественности сущего: если есть множество, то вещи должны быть необходимо и малы и велики; так малы, что вообще не знают величины, и так велики, что бесконечны.
Аргументы против движения дихотомия (деление пополам): движение. не может закончиться,. т.к. прежде чем движущееся тело достигнет конечного пункта, оно должно достичь половины пути, а прежде, чем достигнет половины, — половины половины, и так до бесконечности. Впрочем, это означает, что движение не может и начаться. Пример аргумента Зенона против движения — Ахиллес и Черепаха. Самый быстрый из людей не сможет никогда догнать одно из самых медленных созданий, если оно вышло в путь раньше. Ахиллес, чтобы догнать Черепаху, должен вначале пройти расстояние от своего места до того, где первоначально находилась Черепаха. Но прежде чем он пройдет это расстояние, Черепаха продвинется вперед на определенный отрезок, и эта ситуация будет повторяться вновь и вновь до бесконечности. Немыслимость движения одного отдельно взятого тела доказывается в апории "Летящая стрела". Стрела летит, значит движется в пространстве, но в то же время она в каждое мгновение полета занимает пространство равное собственной длине, т.е. находится в покое. То есть пребывает в пределах части пространства, а значит в нем неподвижна. Таким образом, все движение разлагается на моменты покоя, а значит представляет внутреннее противоречие, так как из ничего нельзя составить положительную величину. Выходит что летящая стрела движется и не движется. Но движение не мыслится и как движение двух тел относительно друг друга (см. апорию "Ахилл и черепаха"). Рассмотренные чисто умозрительные конструкции находятся в видимом противоречии с каждодневным опытом. Но Зенон ведет речь не о реальности, не о существовании движения, а о возможности постижения его разумом. Он вскрывает внутреннюю противоречивость движения и противоречивость отражающих его понятий.
- 1. Основные концепции философии истории
- 2. Средневековая философия: проблемы, направления, представители.
- 3. Сущность философии просвещения, основные направления, проблемы, представители
- 17. Сущность и содержание материалистической тенденции во французском Просвещении
- 4. Этическая философия Эпикура
- 5. Проблема соотношения философии, науки и теологии в неотомизме
- 6. Полемика рационалистической и эмпирической традиций, проблема метода и истины в философии нового времени
- 7. Философия Гегеля, принципы построения и содержание его философской системы
- 9. Специфика человеческого бытия
- 8. Философия как форма духовной культуры, её предмет и функции
- 10. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрений
- 15. Специфика теории познания Дж. Локка
- 11. Специфика материалистической философии л. Фейербаха
- 14. Содержание и сущность моральной философии Сократа;
- 12. Диалектика природы и общества
- 55. Законы диалектики, их значение в экономической науке и практике;
- 13. Философские вопросы в жизни современного человека
- 16. Роль личности и народных масс в истории
- 18. Формирование философского учения о бытии в Элейской школе
- 22. Место учения Демокрита в развитии материалистической традиции античной философии.
- 19. Основной вопрос философии.
- 26. Особенности схоластической философии Западноевропейского средневековья;
- 20. Парные категории диалектики, их значение в экономической науке и практике.
- 23. Пространственно-временные характеристики бытия;
- 21. Основные направления, тенденции и проблемы развития современной философской мысли.
- 24. Эволюция английского эмпиризма в философии Беркли и Юма;
- 27. Особенности философии эпохи Возрождения;
- 51. Особенности развития духовной культуры эпохи Возрождения
- 25. Особенности и структура научного знания. Специфика социально-гуманитарного познания;
- 28. Природа мышления. Язык и мышление;
- 30. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного;
- 29. Смысл жизни: смерть и бессмертие, человек, свобода, творчество;
- 31. Социальные воззрения ф. Бэкона и т. Гоббса;
- 32. Апории Зенона, их философский смысл;
- 33. Основные характеристики философского знания, его структура;
- 34. Познание как предмет философского анализа;
- 36. Исторический смысл и значение философии позитивизма;
- 44. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки;
- 35. Гражданское общество, нация, государство;
- 37. Основные формы и методы научного познания;
- 38. Общество как саморазвивающаяся система;
- 39. Социокультурный смысл учения софистов;
- 40. Рационалистическая традиция философии Декарта и Спинозы;
- 41. Проблемы сознания в философии, многообразие подходов к её решению;
- 42. Особенности философии древней Индии и Китая;
- 43. Субъект и объект познания. Познание и творчество
- 45. Сущность, историческое место и значение марксистской философии
- 46. Жизненный мир человека.
- 47. Бэконовское учение о методе и познании;
- 48. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления;
- 49. Идея количественной определённости космоса в философии Пифагора;
- 53. Проблема истины в философии и науке.
- 52. Специфика античной философии, основные школы, направления, проблемы и представители.
- 54. Многообразие форм познания и типы рациональности.
- 56. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме;
- 57. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе;
- 58. Идея развития в философии. Диалектика, метафизика , синергетика. Прогресс и регресс в развитии;
- 50. Идея развития как концептуальное ядро классической немецкой философии;
- 59. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (Марксова теория классов, «открытое общество» к. Поппера , «Свободное общество» ф. Хайека.)
- 60. Глобализация. Неолиберальная теория глобализации
- 61. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия;
- 63. Диалектики познания и практика;
- 64. Особенности теории познания и. Канта;
- 65. Философское понимание общества и его истории;
- 66. Основные сферы общества: особенности и взаимосвязь.