logo
filosofia

27. Диалектико-материалистическая философия (к. Маркс и ф. Энгельс)

Специфика онтологии и гносеологии марксизма:

1.Марксизм впервые соединил диалектику и материализм. Эта диалектика отличалась от идеалистической. Само движение понятий Гегеля Маркс заменяет объективным процесса развития материи и бытия. Диалектика понятий становится теперь отражением объективной диалектики. При этом мышениe не просто пассивное отражение внешней реальности, а преобразование материального.

2. В учении о бытии Маркс и Энгельс не видели необходимости специального рассмотрения проблемы соотношения между бытием и существованием. Они предложили исторический подход к пониманию природы. Природа ими мыслилась как исторический процесс бесконечного развития

3.Марксизм выдвинул и теоретически обосновал тезис о материальном единстве мира (Энгельс)

4. Марксизм впервые взялся решать проблему материального бытия путем анализа человеческой деятельности

5.В теории познания Маркс и Энгельс продолжили линию сенсуализма: чувственное восприятие внешнего мира единственный источник всех наших знаний. абстрактное мышление содержит и новое знание. материальным источником новых понятий и знаний выступает не природа, а практика, прежде всего производственные отношения. В результате природа становится общественной деятельностью с человеческой предметностью.

Специфика антропологии и социальной философии марксизма:

1.Впервые человек понимается и анализируется как единство двух его аспектов и начал: социального и активно-деятельностного . Поэтому

Энгельс выдвинул трудовую теорию происхождения ч.

2.Маркс и Энгельс впервые распространили материализм на понимание человека, общества и истории.

3. Общество - это система объективных условий и форм жизнидеятельности людей.

4. Отчуждение - это социальный процесс утраты человеком свободы и контроля над собственной деятельностью и ее результатами, превращение их в самостоятельную силу, господствующую над человеком и даже враждебную ему. Источник отчуждения это система товарно-денежных (т.е. рыночных) отношений и частной собственности, которые порождают социальную дифференциа- цию и эксплуатацию.

5. Определяющий фактор системы производственных отношений - форма собственности. Под влиянием определенной формы собственности формируются классы.. Между классами борьба.

6. общественное развитие складывается как результирующая экономического прогресса (развития производительных сил и произ водственных отношении) и соответствующего развития классовых сил общества. При этом именно борьба классов выступает непосредственной движущей силой истории

7. общественное развитие переходит с одного этапа на другой через мощный тотальный кризис, охватывающий все сферы и институ-ты общества. Этот кризис Маркс назвал социальной революцией. А история предстает как последовательная общественно смена экономических формаций

8. Решить задачу перехода к сознательному управлению человеком общественными отношениями а также изменения человеком своего отношения к природе призвана коммунистическая формация. Коммунизм - это общество, в котором высший уровень развития производительных сил приводит к утверждению общественной собственности и принципа распределения. В этом обществе все сторонне и гармонично развитых людей именно свободное время станет мерилом индивидуального и общественного благосостояния

Таким образом, марксизм показал, что производство существует не ради производства или извлечения прибыли,а ради потребления, и что в процессе производства происходит также и производство самого человека.