27. Диалектико-материалистическая философия (к. Маркс и ф. Энгельс)
Специфика онтологии и гносеологии марксизма:
1.Марксизм впервые соединил диалектику и материализм. Эта диалектика отличалась от идеалистической. Само движение понятий Гегеля Маркс заменяет объективным процесса развития материи и бытия. Диалектика понятий становится теперь отражением объективной диалектики. При этом мышениe не просто пассивное отражение внешней реальности, а преобразование материального.
2. В учении о бытии Маркс и Энгельс не видели необходимости специального рассмотрения проблемы соотношения между бытием и существованием. Они предложили исторический подход к пониманию природы. Природа ими мыслилась как исторический процесс бесконечного развития
3.Марксизм выдвинул и теоретически обосновал тезис о материальном единстве мира (Энгельс)
4. Марксизм впервые взялся решать проблему материального бытия путем анализа человеческой деятельности
5.В теории познания Маркс и Энгельс продолжили линию сенсуализма: чувственное восприятие внешнего мира единственный источник всех наших знаний. абстрактное мышление содержит и новое знание. материальным источником новых понятий и знаний выступает не природа, а практика, прежде всего производственные отношения. В результате природа становится общественной деятельностью с человеческой предметностью.
Специфика антропологии и социальной философии марксизма:
1.Впервые человек понимается и анализируется как единство двух его аспектов и начал: социального и активно-деятельностного . Поэтому
Энгельс выдвинул трудовую теорию происхождения ч.
2.Маркс и Энгельс впервые распространили материализм на понимание человека, общества и истории.
3. Общество - это система объективных условий и форм жизнидеятельности людей.
4. Отчуждение - это социальный процесс утраты человеком свободы и контроля над собственной деятельностью и ее результатами, превращение их в самостоятельную силу, господствующую над человеком и даже враждебную ему. Источник отчуждения это система товарно-денежных (т.е. рыночных) отношений и частной собственности, которые порождают социальную дифференциа- цию и эксплуатацию.
5. Определяющий фактор системы производственных отношений - форма собственности. Под влиянием определенной формы собственности формируются классы.. Между классами борьба.
6. общественное развитие складывается как результирующая экономического прогресса (развития производительных сил и произ водственных отношении) и соответствующего развития классовых сил общества. При этом именно борьба классов выступает непосредственной движущей силой истории
7. общественное развитие переходит с одного этапа на другой через мощный тотальный кризис, охватывающий все сферы и институ-ты общества. Этот кризис Маркс назвал социальной революцией. А история предстает как последовательная общественно смена экономических формаций
8. Решить задачу перехода к сознательному управлению человеком общественными отношениями а также изменения человеком своего отношения к природе призвана коммунистическая формация. Коммунизм - это общество, в котором высший уровень развития производительных сил приводит к утверждению общественной собственности и принципа распределения. В этом обществе все сторонне и гармонично развитых людей именно свободное время станет мерилом индивидуального и общественного благосостояния
Таким образом, марксизм показал, что производство существует не ради производства или извлечения прибыли,а ради потребления, и что в процессе производства происходит также и производство самого человека.
- 1.Ф. И мировоззрение
- 2. Возникновение философии. Основной вопрос. Направления философской мысли.
- Причины возникновения философии:
- Основной вопрос философии
- 3.Структура и функции философского знания. Специфика философских проблем.
- 4.Взаимодействие философии с другими формами культуры. Наука и философия.
- Философия и медицина
- 5.Античная философия
- 6.Демокрит.Софисты.Сократ.
- 7.Философское учение Платона.
- 8.Философия Аристотеля.
- 9.Философские школы эпохи эллинизма: эпикуреизм, неоплатонизм, стоицизм, скептицизм. Влияние античной философии на медицину и фармацию.
- 10. Философские школы Древней Индии. Основные принципы традиционной медицины востока. Особенности древнеиндийской философии:
- 11.Философские школы Древнего Китая. Основные принципы традиционной медицины востока.
- 12.Теоцентризм средневековой философии. Основные идеи Библейского послания. Специфика средневековой философии и перироды её развития.
- 13) Патристика и её основные представители
- 14) Схоластика и её основные представители.
- 15.Философия Возрождения. Сущность гуманистического подхода к проблеме человека. Влияние философских идей Возрождения на развитие медицины и фармации.
- 16. Зарождение нового естествознания в эпоху Возрождения. Неоплатонизм. Н. Кузанский, д. Бруно, Парацельс.
- 17. Социально-политические теории возрождения. Лютер. Макиавелли. Мор. Компанелла
- 18.Наукоцентризм философии нового времени. Научная революция.
- 19.Проблема метода в философии нового времени. Р.Декарт и ф.Бэкон
- 20.Философские системы Спинозы и Лейбница.
- 21. Философия просвещения и французский материализм 18т века, их влияние на науку,медицину и фармацию.
- 22.Английская эмпирическая философия: Гоббс,Локк,Беркли, Юм.
- 23. И.Кант- родоначальник немецкой классической философии.
- 24. «Наукоучение» г. Фихте и «Система трансцендентального идеализма» ф. Шеллинга
- 25. Философская система г. Гегеля
- 26. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 27. Диалектико-материалистическая философия (к. Маркс и ф. Энгельс)
- 28. Философия иррационализма XIX века: а. Шопенгауэр, ф. Ницше, а. Бергсон, о. Шпенглер.
- 29. Феноменология.
- 30. Герменевтика.
- 31. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 32.Экзистенциализм.
- 33. Философия психоанализа, ее влияние на медицину и фармацию.
- 34 . Отличительные особенности русской философии. Русская среднеековая философия. Влияние религии на русскую философию.
- 35.Русское Возрождение, его основные представители
- 36. Русская философия первой половины XIX века. П.Я.Чаадаев, славянофилы и западники.
- 37. Русский космизм (н.Федоров, в.Вернадский, к.Циалковский)
- 38. Религиозно-философские искания л.Н.Толстого и ф.М.Достоевского.
- 39.Русская религиозная философия х1х – начала хх вв.:
- 40. Философские идеи русских врачей и естествоиспытателей.
- 41. Онтология о категории бытыя. Его основные формы и диалектика. Роль в становлении мировоззрения врача и фармацевта.
- 42. Картина мира. Отношение « Человек и мир» как философская проблема. Основные принципы понимания мироздания: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм
- 43. Материальная субстанция. Современная наука о сложной, системной организации материи. Основные уровни организации живой и неживой природы.
- 44. Понятие движения, его типы и формы. Движение и развитие.
- 45. Пространство и время как формы бытия материи. Биологическое и социальное пространство и время.
- 46. Философская концепция человека как основание наук о человеке. «Природа» и «сущность» человека.
- 47. Проблемы антропогенеза, основные факторы, подходы. Социальное и биологическое в человеке.
- 48. Исторические и социальные аспекты бытия человека. Проблема смысла человеческого существования.
- 49. Биологическое и социальное в человеке. Роль медицины и фармации в формировании научной картины человека.