logo
Филос / Лекц комплекс

10.2 Психоаналитическая философия

З.Фрейд является основоположником психоанализа. Он исследовал сферу бессознательного, его природу и формы проявления. Подсознание, считает он, во многом определяет поведение людей. Обосновывая свою философскую концепцию, Фрейд вводит в научный оборот ряд новых понятий: «либидо» (инстинкт продолжения рода), «мортидо» (неосознанное стремление к смерти), «сверхсознание» (сверх-Я) и другие. С иррационалистических позиций Фрейд обосновывает роль инстинктов в жизни человека, особо выделяя два основных – «Эрос» и «Танатос». По Фрейду, эти противоположные по сути инстинкты взаимосвязаны и косвенно борются между собой.

Фрейд ввел понятие сублимация, т.е. трансформация сексуальной энергии и различных агрессивных стремлений в творческие виды деятельности. Он утверждал, что половой энергией можно управлять с помощью сублимации, т.е. превращения сексуальной энергии в творческую. Переоценивая роль сферы бессознательного в жизни индивида и общества, Фрейд заявлял, что цивилизация обязана своим существованием прежде всего психическому феномену сублимации.

К. Юнг (1875 -1961) – последователь Фрейда, представитель аналитической психологии, врач-практик, обнаружил, что в психике человека помимо сознания и индивидуального бессознательного компонента существует еще коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества. Эта коллективная память связывает человека со всем человечеством, с природой, с космосом и Вселенной. Она обращена не только в прошлое, но предвидит будущее.

Юнг – автор теории архетипов, согласно которой бессознательное, как общая душа, представляет собой совокупность архетипов. Архетипы – это универсальные образы, высшие истины, «зашифрованная» история человечества, которая передается по наследству вместе со структурой мозга. Задача человека – «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них себя и окружающую действительность.

Э. Фромм (1900-1980) – один из основателей неофрейдизма, в работах «Бегство от свободы», «Иметь или быть?» и др., критически переосмыслил учение Фрейда и развил его в духе философской антропологии и экзистенциализма. Человек, по Фромму, отличается от животных наличием разума, самосознания и воображения. Его природа не может рассматриваться односторонне – как обусловленная биологически сумма желаний или безжизненный слепок с социальных условий. Она – результат исторической эволюции в синтезе с врожденными механизмами и законами. И потому разрыв единства человека с природой и жажда новой гармонии взамен утраченной порождают в нем непреодолимые экзистенциальные противоречия между жизнью человека и его смертностью, между индивидуальной и социальной жизнью. Рассматривая проблему противоречивости человеческого существования, Фромм указал на основные противоречия человеческого бытия: - между патриархатом и матриархатом; гуманистическим и авторитарным сознанием; властью и подчинением; личным бытием и историческим бытием; стремлением к обладанию и просто существованием; между «свободой от» и «свободой для», т.е. негативной и позитивной свободой.

Цель человека, по Фромму, – решить эти противоречия, восстановить свое единство с миром с помощью культивирования всеобщей любви и радикальных социально-экономических изменений в обществе.